Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Планирование в области развития возобновляемой энергетики Республики Беларусь
Научные статьи
13.11.13 14:03

вернуться

Планирование в области развития возобновляемой энергетики Республики Беларусь



Обеспечение человечества в достаточных количествах не­дорогой энергией является одним из важнейших вопросов развития современного общества. Трудность решения данной проблемы детерминирована не только уменьшением ископа­емых энергетических ресурсов, но и постоянным увеличени­ем населения Земли, что, в свою очередь, вызывает дополни­тельный спрос на энергоносители. Данные факторы, с одной стороны, обусловливают борьбу за традиционные источники энергии, а с другой - выработку качественно новых техноло­гий, которые могли бы стать сопоставимой им заменой.

Интенсивное внедрение в энергетический сектор техно­логий, основанных на использовании возобновляемых источ­ников энергии (далее - ВИЭ), одновременно ориентировано и на решение проблемы обеспеченности энергетическими ре­сурсами, и на уменьшение нестабильности на рынке невозоб­новляемой энергетики путем диверсификации поставляемых энергоносителей. Кроме обеспечения энергетической безо­пасности, возобновляемая энергетика способствует развитию инновационных научных исследований, внедрению передовых технологических разработок, улучшению социально-эконо­мического развития тех или иных территорий.

Реализация на практике указанных задач невозможна без разработки правовых основ такой деятельности. В этой связи большинство государств, в целях упорядочения общественных отношений в области возобновляемой энергетики, приняли специализированные нормативные правовые акты, содержа­щие положения о направлениях использования ВИЭ и мерах их государственной поддержки.

В Республике Беларусь основополагающим норматив­ным актом в данной сфере является Закон Республики Бе­ларусь от 27 декабря 2010 г. № 204-З «О возобновляемых ис­точниках энергии»1 (далее - Закон). Под ВИЭ белорусское законодательство определяет энергию солнца, ветра, тепла земли, естественного движения водных потоков, древесно­го топлива, иных видов биомассы, биогаза, а также иные ис­точники энергии, не относящиеся к невозобновляемым (абз. 2 ст. 1 Закона). В соответствии с абз. 6 ст. 1 данного Закона к невозобновляемым источникам энергии относятся источники энергии, накопленные в природе в виде ископаемых ресурсов: угля, нефти, газа, торфа, горючих сланцев, а также иные источ­ники энергии, которые в новых геологических условиях прак­тически не образуются.

Эффективное развитие возобновляемой энергетики не­возможно без комплексного планирования осуществления данной деятельности. Необходимо отметить, что планирова­ние в области возобновляемой энергетики связано не только с определением доли ВИЭ в балансе энергопотребления, но и с выработкой конкретных программ, ориентированных на развитие и поддержку ВИЭ. В ст. 6 Закона в качестве само­стоятельного направления государственного регулирования в сфере использования ВИЭ определена разработка государ­ственных, отраслевых и региональных программ. Вместе с тем, на наш взгляд, не стоит отождествлять разработку программ в сфере возобновляемой энергетики и планирование в данной области. Планирование является более широким понятием, т. к. оно может осуществляться не только путем принятия про­грамм, но и путем закрепления тех или иных положений в от­дельных статьях правовых актов.

Сущность планирования в сфере возобновляемой энерге­тики заключается в выработке научно-обоснованных показате­лей, прогнозов и иных целей, достижение которых является необходимой предпосылкой устойчивого социально-эконо­мического развития государства. Закрепление таких целевых показателей в правовых актах позволяет не только придать им государственно-властный характер, но и в системной форме довести до исполнителей.

В Республике Беларусь планирование развития ВИЭ осу­ществляется по 3 основным направлениям:

1.    установление индикативных количественных показа­телей, достижение которых к определенному времени будет способствовать улучшениям в социально-экономической и экологической сферах;

2.    закрепление целевых показателей по введению в экс­плуатацию установок по использованию ВИЭ и иных объек­тов, направленных на расширение сферы функционирования ВИЭ;

3.    определение «сопутствующих» мероприятий, дости­жение которых необходимо для обеспечения устойчивого раз­вития ВИЭ (планирование принятия нормативных правовых актов, информационной поддержки и кадрового обеспечения ВИЭ и т. д.).

Следует отметить, что данные направления коррелируют между собой и рассматривать их нужно в тесной взаимосвязи друг с другом.

В Республике Беларусь действует ряд нормативных пра­вовых актов, регулирующих отношения, связанные с планиро­ванием развития ВИЭ.

В Стратегии развития энергетического потенциала Ре­спублики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1180 от 9 августа 2010 г., содержатся поэтапные показатели по увеличению местных (собственных) энергетических ресурсов, включая ВИЭ, в ба­лансе котельно-печного топлива. Так, если в 2009 г. доля таких энергетических ресурсов достигла 20,3 % (5,29 млн. т.у.т.) в по­треблении котельно-печного топлива, то к 2015 году их доля должна составить не менее 28 %, а к 2020 г. - не менее 32 %}

Национальная программа развития местных и возоб­новляемых энергоисточников на 2011-2015 годы, утвержден­ная постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 586 от 10 мая 2011 г., в качестве основной цели ставит уве­личение объемов использования собственных энергоресур­сов и развитие новых для Республики Беларусь тенденций в области энергетики в 2011-2015 годах с доведением доли в котельно-печном топливе страны местных видов топливно­энергетических ресурсов до 30 % в 2015 году. Достижение данной цели планируется путем реализации следующих на­правлений использования местных энергетических ресурсов, включая и ВИЭ: ввод энергоисточников на древесном и тор­фяном топливе суммарной электрической мощностью до 49 МВт, тепловой - 1063 МВт; внедрение биогазовых установок электрической мощностью до 90 МВт; строительство новых и реконструкция действующих гидроэлектростанций мощно­стью 102 МВт; строительство ветроэнергетических установок мощностью 460 МВт; внедрение тепловых насосов для исполь­зования низкопотенциальных вторичных энергоресурсов и геотермальной энергии мощностью 8,9 МВт; внедрение 172 гелиоводонагревателей и гелиоустановок; внедрение установ­ки замедленного коксования нефтяных остатков.

Государственная программа строительства энергои­сточников на местных видах топлива в 2010 - 2015 годах, ут­вержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1076 от 19 июля 2010 г., основной целью имеет увеличение доли местных топливно-энергетических ресурсов в балансе котельно-печного топлива страны главным образом за счет наращивания объемов использования при производ­стве электрической и тепловой энергии торфа и древесного топлива. Основной задачей данной Программы является ввод в эксплуатацию энергоисточников, работающих на местных видах топлива, электрической мощностью 32,65 МВт, тепловой - 1023,33 МВт. Решить данную задачу планируется путем строительства и модернизации 160 объектов энергетики.

В Государственной программе развития Белорусской энергетической системы на период до 2016 года, утвержден­ной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2012 г. № 194, содержится информация о том, что в 2010 г. доля собственных энергоресурсов, добываемых на территории Республики Беларусь, с учетом вторичных энер­гетических ресурсов достигла 20,6 % в потреблении котельно­печного топлива. К 2015 г. за счет увеличения использования местных энергетических ресурсов, в т. ч. и ВИЭ, их доля в ба­лансе котельно-печного топлива должна составить не менее 30 %. Касательно перспектив развития ВИЭ утверждается, что потенциальные запасы ВИЭ не позволяют создавать от­носительно большие, экономически оправданные мощности в электроэнергетике. Их использование, по мнению законодате­ля, целесообразно в небольших локальных установках.

Несмотря на то, что развитие ВИЭ является актуальным для Республики Беларусь, насколько видно, оно рассматрива­ется как способ достижения определенных показателей в об­ласти использования местных энергетических ресурсов.

Во многих странах планирование в области ВИЭ имеет самостоятельное значение и осуществляется путем установле­ния в правовых актах конкретных индикативных показателей, в т. ч. по получению энергии из возобновляемых источников применительно к общей доле потребляемой энергии. Так, индикативные показатели развития ВИЭ на период до 2010 и 2030 гг. утверждены в 45 странах, включая 10 развивающихся, во всех странах, входящих в состав Европейского Союза, и во многих штатах и провинциях в США и Канаде.

Можно согласиться с И.В. Гудковым и П.Г. Лахно в том, что энергетическое планирование на сегодняшний день при­звано обеспечить построение взаимовыгодных партнерских отношений между государством и субъектами хозяйствования в преодолении кризиса энергопотребления. Не является в данном случае исключением и сфера возобновляемой энерге­тики. Если власть действительно ориентирована на привлече­ние частных инвестиций, в т. ч. и иностранных, в сферу ВИЭ, то без долгосрочного продуманного плана действий реализо­вать данные мероприятия станет попросту невозможно. На­личие долгосрочной программы развития ВИЭ в Республике Беларусь будет не только свидетельствовать о «серьезности» государства в данном вопросе, но и определять ориентир го­сударственного развития на определенный период времени, а также выступать важным источником информации о внутрен­них потребностях отрасли в инвестициях. И как правильно от­метила Г.В. Выпханова, содержащиеся в программах развития ориентиры в свою очередь позволяют бизнесу планировать и осуществлять свою деятельность с их учетом.

Практическое воплощение мер по планированию разви­тия ВИЭ невозможно без создания необходимых правовых ос­нов, которые бы устанавливали цели, механизмы и уровни та­кого планирования. В частности, оно должно рассматриваться как составная часть государственного планирования и про­гнозирования развития энергетической отрасли Республики Беларусь. Основной его целью будет являться обеспечение энергетической и экологической безопасности Республики Беларуси, а также достижение устойчивого экономического роста. Целесообразно, по нашему мнению, осуществлять пла­нирование как на республиканском, так и на местном уров­нях. Так, на республиканском уровне возможно установление общегосударственных целевых показателей по производству электрической энергии из ВИЭ по отношению к совокупно­му объему производства электрической энергии в Республике Беларусь. В последующем допустимо установление таких по­казателей и применительно к иным видам вторичной энер­гии, получаемой из возобновляемых источников. Кроме того, предполагается на республиканском уровне закрепить основ­ные показатели по введению в эксплуатацию, модернизации основных установок по использованию ВИЭ, а также по про­ведению «сопутствующих» мероприятий (развитию инфор­мационного, кадрового обеспечения и т. д.).

На местном уровне, исходя из особенностей социально­экономического развития, адаптируются и дополняются ре­спубликанские количественные целевые показатели, которые при возможности могли бы увеличиваться. В региональных программах возможно предусмотреть и иные мероприятия, направленные на развитие ВИЭ и обеспечение достижения количественных индикативных показателей.

В целях последовательной реализации мероприятий по планированию развития в Республике Беларусь ВИЭ считаем обоснованным внести изменения в ст. 6 Закона и закрепить «планирование» в качестве самостоятельного направления го­сударственного регулирования в сфере использования ВИЭ.

Целесообразно дополнить Закон отдельной статьей «Планирование в области развития возобновляемых источни­ков энергии». Нормы права, содержащиеся в ней, изложить в следующей редакции:

«Планирование развития в Республике Беларусь воз­обновляемых источников энергии (далее - планирование) осуществляется в рамках государственного планирования развития энергетической отрасли и обеспечения энергетиче­ской безопасности Республики Беларусь в целях достижения устойчивого экономического роста и реализации устойчивой экологической политики.

Планирование осуществляется путем принятия Наци­ональной программы развития возобновляемых источников энергии на 5 лет (далее - Национальная программа), а также Территориальных программ развития возобновляемых источ­ников энергии (далее - Территориальные программы), разра­ботанных на основе Национальной программы.

В Национальной программе определяется показатель по производству электрической энергии из возобновляемых источников энергии по отношению к совокупному объему производства электрической энергии в Республике Беларусь, а также поэтапные мероприятия по его достижению. В Тер­риториальных программах с учетом особенностей развития административно-территориальных единиц детализируются показатели, закрепленные в Национальной программе, а так­же предусматриваются иные мероприятия, направленные на развитие возобновляемых источников энергии».

Принятие таких положений, а также их реализация на практике не только позволит осуществить переход к самостоя­тельному планированию в области возобновляемой энергети­ки, но и, в целом, обеспечить ее интенсивное развитие.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика