Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Система земских учреждений, количественный состав и порядок их деятельности в соответствии с положением 1864 г. (На материалах Полтавской губернии)
Научные статьи
13.11.13 14:25

вернуться

Система земских учреждений, количественный состав и порядок их деятельности в соответствии с положением 1864 г. (На материалах Полтавской губернии)

Проблема реформирования системы местного само­управления остается актуальной для большинства стран постсоветского пространства. В связи с этим целесообразно использовать исторический опыт функционирования зем­ского самоуправления. Российская постсоветская историко­правовая и историческая наука достигла значительных успе­хов в изучении земского самоуправления. Среди публикаций современных российских ученых следует отметить работы В.Ф. Абрамова, Г.А. Герасименка, Л.А. Жуковой, Н.Г. Короле­вой, Л.Е. Лаптевой, А.Ю. Шутова, А.А. Ярцева.

Целью статьи является анализ системы, количественного состава и порядка деятельности земских учреждений согласно требованиям «Положения о губернских и уездных земских уч­реждениях» 1864 г. (дальше - Положение 1864 г.) и на приме­ре Полтавского земства на предмет соответствия принципам местного самоуправления.

Согласно Положению 1864 г. система земских учрежде­ний состояла из уездных избирательных съездов, уездных со­браний и управ, губернских собраний и управ. Уездный из­бирательный съезд - орган земских избирателей, который с периодичностью один раз в три года обеспечивал проведение выборов уездных гласных. На территории Полтавской губер­нии избирательные съезды проходили на 58 участках. Так как Полтавская губерния состояла из 15 уездов, на территории каждого уезда действовало, как правило, четыре избиратель­ных съезда. Количество уездных собраний и управ соответ­ствовало количеству уездов.

Уездные и губернские земские собрания - распорядитель­ные органы земства. В Полтавской губернии, в соответствии с Земским табелем, уездные собрания состояли из минимум 30 и максимум 54 гласных, а губернское земское собрание из 100 гласных. На основании ст. 42 Положения 1864 г. для кворума земского собрания необходимо было присутствие на заседании не менее трети от списочного состава гласных. Земства выпол­няли требования законодательства относительно кворума со­браний. Но количество фактически присутствующих гласных на заседаниях уездных и губернских собраний всегда было меньше списочного состава гласных. Неявка гласных на заседания была одной из важнейших проблем деятельности земских учрежде­ний. На примере Полтавского земства можно утверждать, что в работе уездных собраний принимали участие в среднем 70% гласных. На заседаниях Полтавского губернского земского со­брания, как правило, присутствовала половина от списочного состава. Значительно больше гласных отсутствовало в первый и последний день работы сессии, а также во время внеочередных земских собраний. Были случаи срыва внеочередных земских собраний из-за отсутствия кворума. Практически во время каж­дой сессии губернское собрание своим постановлением выра­жало сожаление по поводу отсутствия гласных. Для решения этой проблемы Полтавское губернское земство выплачивало гласным командировочное содержани.

Составляющими частями организационной структуры земских собраний были председатель, секретарь и комиссии. Обязанности председателей губернского и уездного земско­го собраний выполняли предводители дворянства. Согласно ст. 84 Положения 1864 г. председатель земского собрания вел заседание и наблюдал за порядком его проведения.

Секретаря земского собрания гласные избирали из своего состава на время проведения заседания с целью ведения жур­нала. Такая работа считалась ответственной и трудоемкой. По окончании сессии земские собрания выносили благодарность секретарям или устанавливали им достаточно значительное денежное вознаграждение за качественное ведение журнала.

Положение 1864 г. предусматривало деятельность одной ревизионной земской комиссии. Такая комиссия формиро­валась уездными и губернскими собраниями в составе трех­четырех лиц. На основании ст. 71 Положения 1864 г. основной функцией ревизионной комиссии была проверка финансовой отчетности земских управ.

Принятые уездными земскими собраниями в 1865 г. «Пра­вила о порядке заседаний уездного земского собрания» пред­усматривали формирование уездными земскими собраниями комиссий из числа гласных для подготовки дела к слушанию. Принятые в 1870 г. «Правила о порядке заседаний Полтавско­го губернского земского собрания» установили, что наиболее сложные вопросы, которые выносятся на рассмотрение гу­бернского собрания, предварительно должны изучаться осо­быми комиссиямиб2. Количественный состав комиссий и по­рядок их деятельности Правила не устанавливали. По срокам функционирования различались два вида земских комиссий - постоянные и временные. Постоянные комиссии создавались на межсессионный период. В 70-е годы XIX в. Полтавским гу­бернским собранием были созданы постоянно действующие медицинская, дорожная, статистическая и благотворительная комиссии.

Временные комиссии формировались на период сессии или на время внеочередного земского собрания. Это были редакционные комиссии, которые готовили материалы к слу­шанию земских собраний и протестные комиссии, изучавшие протесты губернатора на земские постановления. Собрания формировали комиссии в том составе, который по мнению гласных обеспечивал эффективную работу комиссии. Но, пре­жде всего, в состав комиссий включали тех гласных, которые были хорошо знакомы с проблемой. Так, например, губерн­ские комиссии по поводу протестов губернатора на смету уездных земств, формировались из числа губернских гласных - председателей уездных управ.

Порядок деятельности земских собраний регулировали ст. 76-89 Положения 1864 г. На очередную сессию земские со­брания созывались один раз в течении года. Уездная земская сессия должна начинать свою работу не позднее сентября и продолжаться не более 10 дней. Открытие губернских собра­ний предполагалось не позднее декабря, а сессия не могла длиться более 20 дней. Продолжительность сессии уездных со­браний мог продлить своим решением губернатор, а губерн­ских собраний - министр МВД. Губернскую земскую сессию открывал губернатор, а уездную сессию - предводитель уезд­ного дворянства. Новоизбранный состав земских собраний на­чинал работу торжественным принятием присяги.

На основании ст. 86-89 Положения 1864 г. земские со­брания принимали постановления с помощью голосования. Каждому из гласных принадлежал один голос, голосование проводилось лично. Передавать свой голос другим лицам законодательство запрещало. Голосование следовало проводить в открытом режиме, за исключением решения вопросов о замещении должностей гласными или принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении гласных. Порядок подачи голосов гласные могли решать самостоятельно. По­становления принимались простым большинством голосов. В случае равенства голосов, поданных «за» и «против», пре­имущество имел голос председательствующего.

Таким образом, Положение 1864 г. только в общих чер­тах регламентировало порядок деятельности земств. Поэтому правительство предоставляло право губернскому и уездным собраниям в пределах действующего законодательства под­робнее определять порядок своей деятельности путем при­нятия локальных нормативных актов. Пользуясь этим, Пол­тавские уездные земские собрания 1865 г. приняли «Правила о порядке заседаний уездного земского собрания», о которых речь шла выше. Правила предусматривали следующие поло­жения о деятельности собрания: формирование повестки дня председателем собрания; проведение дебатов во время слуша­ния; право на выступление предоставлял председатель, соглас­но списку желающих выступить; во время голосования пред­седатель называл фамилию гласного на что тот отвечал «да» или «нет»; ответы гласных председатель вносил в специальный бланк и объявлял результаты голосования.

«Правила о порядке производства дел в земских, дворян­ских и городских, общественных и сословных собраниях» 1867 г. устанавливали взыскания, которые налагались на гласных в случае нарушения ими норм регламента. За продолжение дебатов после закрытия собрания виновный мог быть оштра­фован в размере от 25 до 100 руб. или лишен права баллотиро­ваться в земские гласные сроком от 3 до 9 лет.

Порядок функционирования губернских собраний де­тально регламентировали «Правила о порядке заседаний Пол­тавского губернского земского собрания» 1870 г. Правила уста­навливали процедуру регистрации гласных в начале каждого заседания и определяли порядок проведения голосования. Во время голосования гласные не имели права покидать зал заседаний. Повторное голосование по ранее принятом поста­новлении проводилось в том случае, если количество гласных, которые требуют его проведения, не меньше чем на момент принятия данного постановления, а в дебатах по этому вопро­су участвовали не менее 2/3 присутствующих гласных. Голосо­вание должно проводиться открыто - «вставанием и сидени­ем», а принятие особо важных решений тайно - «письменной баллотировкой».

Как правило, очередная сессия уездных земских собраний созывалась ежегодно в мае-июне, а губернская сессия - в дека­бре. Гласные стремились провести ее в максимально сжатые сроки. С этой целью практиковалось проведение утренних и вечерних заседаний. Поэтому уездная земская сессия прохо­дила в течении 3 - 4 дней, а губернская не превышала 10 дней.

Документы о деятельности земских собраний Полтавской губернии свидетельствуют о том, что вопросы, которые вы­носились на рассмотрение, активно дебатировались. Гласные, голосовавшие «против» предложенного решения собрания, пользовались правом на «особое мнение», которое заноси­лось в журнал земских собраний. Гласные могли свободно вы­ражать свой протест, как на решения земских собраний, так и по поводу действий губернатора и других представителей государственной власти. Например, во время очередного засе­дания Полтавского уездного собрания в 1884 г. свой протест на предложение ограничения избирательных прав мелких зем­левладельцев выразили 31 гласный из 45 присутствующих.

Положение 1864 г. предусматривало публикацию зем­ских постановлений. Однако уже 1866 г. циркуляром министра МВД было установлено цензуру на материалы о деятельности земств. Несмотря на это, Полтавское губернское земское со­брание систематически публиковало отчеты о своей деятель­ности, которые содержали не только постановочную часть, но и содержание дебатов гласных. Поэтому, открывая сессию 1880 г., полтавский губернатор В.А. Билибасов рекомендовал гласным не переносить «земские недоразумения из зала со­браний в область газетной и журнальной полемики».

Уездные и губернские управы постоянно действующие исполнительные органы земства. В соответствии с Положе­нием 1864 г. уездные управы состояли из председателя и двух членов. При необходимости уездные собрания своим решени­ем могли увеличить состав управы до шести человек. Факти­чески, уездные управы Полтавской губернии насчитывали от трех до пяти человек. Губернская управа состояла из предсе­дателя и шести членов управы. Законодательство не предусма­тривало увеличение состава губернской управы. Но с разреше­ния губернского собрания управа имела право на контрактной основе приглашать квалифицированных специалистов для выполнения отдельных работ. При Полтавской губернской управе по контракту работали инженеры, техники, архитек­торы, журналисты, врачи, аптекари, фельдшеры, агрономы, учителя и другие специалисты.

Земское собрание могло досрочно распустить управу и избрать новый состав. Решение собрания о временном отстра­нении от должностей членов управы утверждал губернатор, а вопрос окончательного лишения должности решал Сенат. Следовательно, деятельность земских управ зависела от орга­нов государственной власти, что противоречит принципу са­мостоятельности местного самоуправления.

Свои постановления управы принимали коллегиально простым большинством голосов. Таким образом, порядок де­ятельности земских управ законодательство регламентирова­ло лишь в общих чертах. Поэтому уездные собрания Полтав­ской губернии на своем первом заседании 1865 г. разработали и приняли инструкции управам. Деятельность губернской управы определяла «Инструкция о порядке производства дел в Полтавской губернское земской управе, а также об от­ветственности подчиненных лиц по личным их служебным обязанностям», утвержденная губернским собранием 1871 г. (дальше - Инструкция 1871 г.) .

Канцелярия - технический орган управы. Формировал ее в составе секретаря, бухгалтера и шести переписчиков предсе­датель управы. В 1865 г. канцелярия состояла из двух отделов - секретарского и бухгалтерского. В 1869 г. учреждено четыре отдела канцелярии губернской земской управы: распоряди­тельный, счетный, благотворительный и страховочный. Рас­порядительный отдел возглавлял председатель управы, дру­гими отделами заведовали члены управы. Порядок ведения делопроизводства канцелярией подробно регламентировала Инструкция 1871 г. Она установила порядок регистрации вхо­дящей и исходящей корреспонденции, определила функции дежурного секретаря, регистратора и столоначальников.

Рабочее время канцелярии составляло 8 часов в день. В период созыва очередной земской сессии в течении двух ме­сяцев канцелярия работала без выходных не более 10 часов в день. Во время созыва внеочередного земского собрания кан­целярия работала в таком же режиме в течении двух недель.

В 70-тые годы Х1Х в. структура управ и канцелярий со­вершенствовалась. Увеличился количественный состав канце­лярий, что стало следствием расширения их функциональных обязанностей, а также в результате процесса бюрократизации земских учреждений. В это время канцелярия губернской управы состояла из секретаря, двух бухгалтеров, шести столо­начальников, двух титулярных советников, коллежского секре­таря, архивариуса, регистратора, журналиста, четырех архи­текторов и техника.

Таким образом, на примере Полтавского земства можно утверждать, что система, количественный состав и порядок деятельности земских учреждений частично отвечали таким принципам местного самоуправления, как самостоятельность, коллегиальность и гласность. Стоит отметить довольно демо­кратический порядок деятельности земских собраний. Но при этом следует иметь в виду, что собрания в основном состояли из представителей господствующих сословий, которые защи­щали собственные интересы, а не интересы всех местных жи­телей. Состав и порядок деятельности земских управ свиде­тельствует о том, что они заимствовали у правительственных структур бюрократический стиль работы.

история государства и права

Погружные насосы применяются для водоснабжения из резервуаров (например, колодцев, водоемов, резервуаров и других источников) путем непосредственного погружения в воду. Вся подробная информация на сайте http://www.kck.ua/dir/armature/pumps/pogruzgnye.html


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика