Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Решение проблем пограничной безопасности в ракурсе миграционных процессов: зарубежный и российский опыт - политика
Научные статьи
06.12.13 12:20
Оглавление
Решение проблем пограничной безопасности в ракурсе миграционных процессов: зарубежный и российский опыт
политика
Все страницы

Особую озабоченность вызывает иммиграция на Дальний Восток граждан КНР. Пограничные с Россией китайские райо­ны характеризует перенаселенность. В некоторых населенных пунктах российского Дальнего Востока число китайских граж­дан сравнялось, а кое-где превысило число российских. Вме­сте с тем, именно Приморский край (наряду с Камчатской об­ластью, Красноярским краем и другими областями) относится к территории, имеющей регламентированное посещение иностранными гражданами (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении пе­речня территорий Российской Федерации с регламентирован­ным посещением для иностранных граждан» от 4 июня 1992г.).

С 1994 г. Россия и Китай отказались обоюдно от поли­тики «открытой границы». Для иностранных рабочих были установлены квоты. Разрешение на трудовую деятельность до одного года для граждан двух государств было включено в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о вре­менной трудовой деятельности граждан Российской Федера­ции в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации от 3 ноября 2000года.

В то же время, по мнению, высказанному в свое время Министром иностранных дел России И.С. Ивановым, «ника­кой китайской миграции нет, и говорить об этом нет никаких оснований. В России проживают 150-200 тыс. китайцев, а в США - шесть млн»12. Хотелось бы верить в будущее добросо­седство двух стран, но не следует забывать, что пограничное пространство - особая социальная область. В пограничном пространстве необходим учет взаимных интересов государств. Снятие острых вопросов отвечает стратегическим целям рос­сийско-китайского партнерства, традиционной дружбы на­родов, обоюдной пользы13. О возрастающем взаимном дове­рии свидетельствует подписание в июле 2001 г. двустороннего российско-китайского Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Значимым событием стало подписание Меж­правительственное соглашение КНР и России о временной трудовой деятельности граждан от 31 августа 2007 года14. В мае 2009 года в Москве состоялось Третье заседание российско-ки­тайской Совместной рабочей группы по вопросам миграции, где в качестве одного из основных вопросов рассматривался, связанный с регулированием последствий незаконной мигра­ции. Следует надеяться на прагматичный подход руководства двух стран к решению многих общих проблем экономическо­го и политического порядка, на коллективный разум двух ве­ликих народов.

Особую озабоченность в России вызывает то обстоятель­ство, что договоренности середины 90-х годов относительно «совместной охраны» внешних границ СНГ оказались неэф­фективными с точки зрения предотвращения нелегальной ми­грации, торговли наркотиками и контрабанды. К сожалению, на границах СНГ, вопросы трудовых отношений осложнены рядом проблем, не учитывающих специфику местной жизни. так, в свое создалась ситуация излишка трудовых ресурсов во всех 11 российских субъектах, граничащих с Казахстаном, куда переезжали на постоянное жительство казахи. В то же время можно констатировать, что проблемой в настоящее вре­мя является не только, и не столько защита Россией границы с Казахстаном, сколько укрепление границ всего Содружества. Нападение на заставу, расположенную на казахстанско-китай­ской границе в мае 2012 года, в результате которой погибли люди и похищено оружие, может послужить одним из аргу­ментов в пользу необходимости принятия экстраординарных мер в ближайшие годы. Проблемы безопасности границ в связи с проникновением в государство незаконных мигрантов должны быть решаемы по обе ее стороны.

Погранология - сложная наука, связанная с суверените­том государства в максимальной степени. Именно на решение такой задачи направлены все последующие соглашения в этой области. Договор о сотрудничестве в охране внешних границ государств-членов ЕврАзЭС - России, Беларуси, Казахстана и Киргизии от 21 февраля 2003г., а также Соглашение о Совете по межрегиональному и приграничному сотрудничеству госу- дарств-участников СНГ от 10 октября 2008 года являются, хотя и органичным, но все-таки продолжением политики, нацелен­ной на укрепление суверенитета государств региона. Наибо­лее значимым для укрепления пограничного сотрудничества представляется такой документ как Конвенция о пригранич­ном сотрудничестве государств-участников СНГ от 10 октября 2008 года. План мероприятий по реализации Концепции со­гласованной пограничной политики государств - участников Содружества Независимых Государств на 2011-2015 годы от де­сятого декабря 2010 года, среди целей выделяет такие как даль­нейшее совершенствование механизмов сотрудничества в обе­спечении пограничной безопасности государств - участников СНГ; развитие целостной системы охраны внешних границ и экономических зон государств - участников СНГ и обеспече­ние стабильного положения на них.

В качестве примера многочисленных договоров по во­просам сотрудничества в пограничной сфере между страна­ми СНГ следует также назвать Соглашение о сотрудничестве между Государственным пограничным комитетом Республи­ки Беларусь и Государственной пограничной службой Азер­байджанской Республики (вступило в силу 29 октября 2010 года), где в качестве основной цели определена борьба с неле­гальной миграцией, контрабандой и торговлей людьми (ст.1)7. Можно констатировать обширность и перспективность целей, которые потребуют не только материальных затрат, но и про­ведения разумной кадровой политики не только со стороны России, но и других стран Содружества.

Безусловно, в международно-договорной деятельности по вопросам пограничной политики России и далее необходимо делать акцент на развитие отношений со странами СНГ. По мнению А.С.Щербакова, современный облик пограничной по­литики должен органически сочетать в себе, с одной стороны, открытость России позитивным международным процессам и связям, интеграционным тенденциям, способствовать укре­плению ее внешнеполитических и экономических позиций в мире, а с другой стороны, неприступность государственной границы для любой противоправной деятельности, нанося­щей ущерб национальным интересам страны. В то же время решение этой проблемы при явно недостаточном финанси­ровании, а также сокращения расходов на цели выполнения международных обязательств, от которых зависит внешняя безопасность государства, не представляется возможным.

Государство и общество не могут успешно развиваться без четкой стратегической концепции. В Стратегии нацио­нальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 подчеркивается, что одним из условий обеспечения национальной безопасности является надежная защита и охрана государственной границы Российской Феде­рации. Основными угрозами интересам и безопасности Рос­сийской Федерации в пограничной сфере являются наличие и возможная эскалация вооруженных конфликтов вблизи ее государственной границы, незавершенность международно­правового оформления государственной границы Российской Федерации с отдельными сопредельными государствами. Угрозу безопасности в пограничной сфере представляет дея­тельность международных террористических и экстремист­ских организаций по переброске на российскую территорию своих эмиссаров, средств террора и организации диверсий, а также активизация трансграничных преступных групп по незаконному перемещению через государственную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, товаров и грузов, биологических ресурсов, матери­альных и культурных ценностей; организации каналов неза­конной миграции. При этом очевидно, что решение проблемы силовыми методами дает временный, преходящий результат. Власть сильна не тогда, когда она выглядит несокрушимой и вынуждена опираться на силу, а когда проявляет максималь­ную заботу о членах общества, обеспечивает оптимальные ус­ловия для их свободного, созидательного труда, расцвета спо­собностей и талантов.

Пограничная политика нашего государства должна со­ответствовать современным требованиям проводимого внеш­неполитического курса России на сближение целей в сфере защиты прав человека при соблюдении должной степени безопасности личности и государства именно в региональ­ном аспекте. Обеспечение высокого уровня защиты границ не только России, но и всего Содружества Независимых Го­сударств является важнейшей стратегической целью. В то же время миграционная политика каждого из государств Содру­жества определяется исходя из внутренних интересов страны пребывания мигрантов. Координация этого перспективного направления является необходимой составляющей Евразии, ставшей в последнее десятилетие одним из самых сложных в политическом аспекте регионом. Необходимость учета ин­тересов личности, государства и обеспечения целей защиты государственных границ требует привлечения всего арсенала накопленных мировой наукой и практикой знаний, а также умения предвидеть возможные вызовы и угрозы не только на территории государств СНГ, но и за пределами границ госу­дарств Содружества.






Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика