Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Хозяйственная деятельность в сфере ликвидации последствий аварии на чернобыльской аэс и ее правовое регулирование в Украине
Научные статьи
06.12.13 14:31
Оглавление
Хозяйственная деятельность в сфере ликвидации последствий аварии на чернобыльской аэс и ее правовое регулирование в Украине
сфера ликвидации последствий аварии на ЧАЭС
Право стран СНГ
Все страницы

вернуться

Хозяйственная деятельность в сфере ликвидации последствий аварии на чернобыльской аэс и ее правовое регулирование в Украине


В результате выброса в окружающую среду радиоактив­ных материалов из разрушенного 26-го апреля 1986 г. четверто­го энергоблока Чернобыльской атомной электростанции (да­лее - ЧАЭС) значительная часть территории Украины общей площадью более 53,5 кв. км с населением около 2,5 млн. чело­век была загрязнена радиоактивными выбросами. Радиаци- онно загрязнено 2294 населенных пункта, расположенных на территории 77 районов 12 областей2. Кроме Украины влияние Чернобыльской катастрофы ощутили на себе Республика Бе­ларусь, Российская Федерация, а также страны Скандинавии, Центральной и Юго-Восточной Европы (Швеция, Норвегия, Польша, Великобритания и другие). Авария на Чернобыль­ской АЭС признана катастрофой планетарного масштаба.

Чернобыльская катастрофа нарушила нормальную жиз­недеятельность и производство во многих регионах, привела к снижению производства электроэнергии. Убытки были на­несены сельскохозяйственным и промышленным объектам, пострадали лесные массивы и водное хозяйство. Было эваку­ировано около 160 тыс. человек из 170 населенных пунктов, возникла проблема строительства дополнительного жилья для эвакуированных. Вместо отселенного города Припять для персонала ЧАЭС построен город Славутич. Прямые убытки (потеря материально-имущественных комплексов и отдель­ных объектов экономики) и затраты Украины на смягчение последствий Чернобыль­ской катастрофы за счет всех источников финанси­рования составляют около 15 млрд. долларов США. Однако трудно определить размеры непрямых убытков вследствие неиспользования загрязненных сельхозугодий, водных и лесных ресурсов, а также сокращения производства электроэнергии и, как следствие, уменьшения производства продукции и товаров, выполнения работ, оказа­ния услуг. По расчетам украинских специалистов суммарный экономический ущерб для Украины до 2015 г. составит 179 млрд. долларов США3. В мировом измерении Чернобыльская авария только по официальным данным нанесла убытков в размере более 500 млрд. долларов США. Последствия Черно­быльской катастрофы еще в течение многих лет будут оказы­вать ощутимое негативное влияние на экономику Украины и других пострадавших государств.

В этих условиях исключительно важное значение имеет хозяйственная деятельность, направленная на преодоление негативных экономических последствий аварии на ЧАЭС, на проведение профилактических мероприятий по ограничению влияния этой аварии на здоровье населения и радиационное состояние окружающей природной среды, на экономическую и социальную реабилитацию и развитие пострадавших тер­риторий.

Сказанное обусловливает значимость и актуальность во­просов правового регулирования хозяйственной деятельности в сфере ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, выдвигает задачу совершенствования такого регулирования в число важ­ных научных и практических задач.

Анализ публикаций последних лет показывает, что право­вые проблемы ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в том или ином аспекте исследуются юридической наукой. Вместе с тем особенности правового регулирования хозяйственной де­ятельности в данной сфере остаются явно неисследованными. Учитывая изложенное, целью данной статьи является выявле­ние особенностей осуществления хозяйственной деятельности в сфере ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и определе­ние общих начал ее правового регулирования.

Экономические исследования показывают, что хозяй­ственная деятельность в указанной сфере осуществляется по двум основным направлениям:

1)     деятельность непосредственно на самой ЧАЭС и при­легающей территории (в пределах Чернобыльского производ­ственно-хозяйственного комплекса), которая включает снятие с эксплуатации ЧАЭС, превращение объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему, осуществление меропри­ятий по предотвращению выноса радионуклидов за пределы зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, по предотвращению радиоактивного загрязнения окружающей среды, преодолению негативного экологического влияния указанных зон на сопредельные территории;

2)     обычная хозяйственная деятельность преимуществен­но в зонах гарантированного добровольного отселения и уси­ленного радиоэкологического контроля, которая состоит в производстве продукции, товаров, выполнении работ, оказа­нии услуг, и направленная на создание условий для экономи­ческой реабилитации и развития радиоактивно загрязненных территорий.

В целом соглашаясь с такой характеристикой, считает­ся необходимым все же предостеречь против территориаль­ного ограничения понимания хозяйственной деятельности в исследуемой сфере. Указанная деятельность осуществляется преимущественно на названных территориях, пострадавших от аварии на ЧАЭС, но не ограничивается этими территори­ями. И в практике, и в научных исследованиях аналогичной юридической проблематики сфера защиты населения от по­следствий аварии на ЧАЭС также не ограничивается опре­деленной территорией, а определяется совокупностью всех видов соответствующей деятельности. Такой подход следует признать верным как в методологическом, так и в практиче- ски-прикладном аспектах. Отсюда можно сделать вывод, что к хозяйственной деятельности в сфере ликвидации последствий аварии на ЧАЭС следует относить любую хозяйственную де­ятельность на территории государства и за его пределами, которая тем или иным образом направлена на преодоление последствий Чернобыльской катастрофы.

В подтверждение такого вывода уместно назвать практи­ческие меры, которые осуществлялись в Российской Федера­ции и в Республике Беларусь в соответствии с Программой совместной деятельности по преодолению последствий Чер­нобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2006-2010 годы.

Основные направления государственной политики Украи­ны в сфере ликвидации последствий аварии на ЧАЭС опреде­ляются в соответствии со ст. 16 Конституции Украины, согласно которой преодоление последствий Чернобыльской катастро­фы является обязанностью государства. Правовое закрепление этой политики осуществляется в соответствующих общегосу­дарственных и региональных программах, в законодательных актах, которые требуют анализа в аспекте данной работы.

Среди законов Украины, направленных на регулирование хозяйственных отношений в исследуемой сфере, первым сле­дует назвать Закон от 27 февраля 1991 г. «О правовом режи­ме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы». Именно этим За­коном указанная территория разделена на такие зоны: 1) зона отчуждения; 2) зона безусловного (обязательного) отселения;

3)     зона гарантированного добровольного отселения, 4) зона усиленного радиоэкологического контроля.

Согласно данному Закону особенности осуществления хо­зяйственной деятельности в зонах отчуждения и безусловного (обязательного) отселения обусловливаются правовым режи­мом указанных зон: земли этих зон выводятся из хозяйственно­го оборота, отмежевываются от смежных территорий и перево­дятся в категорию радиационно опасных земель. В названных зонах запрещается, в частности, постоянное проживание насе­ления, пребывание лиц, не имеющих на это специальное разре­шение, привлечение к работе лиц без их согласия. Запрещается ведение сельскохозяйственной, лесохозяйственной, производ­ственной и иной деятельности, которая не обеспечивает режим радиационной безопасности. Без специального разрешения Министерства чрезвычайных ситуаций (далее - МЧС) Украины запрещается осуществление деятельности с целью получения товарной продукции, вывоза за пределы зон земли, глины, пе­ска, торфа, древесины, заготовка и вывоз растительных кормов, лекарственных растений, грибов, ягод и других продуктов по­бочного лесопользования, за исключением образцов для на­учных целей. Без специального разрешения МЧС запрещается вынос или вывоз из зон строительных материалов и конструк­ций, машин и оборудования и т.д., а также строительство, в том числе ядерных установок и объектов по обращению с радиоак­тивными отходами, которые имеют общегосударственное зна­чение. Особенности организации и осуществления хозяйствен­ной деятельности в указанных зонах в определенной степени обусловлены также тем, что управление этими зонами осущест­вляет специально созданный орган - до 2011 г. Администрация зон, а ныне Государственное агентство Украины по управлению зоной отчуждения - центральный орган исполнительной вла­сти, деятельность которого направляется и координируется Ка­бинетом Министров Украины через Министра МЧС.

Особенности осуществления хозяйственной деятельности в зонах гарантированного добровольного отселения и усиленного радиоэкологического контроля также обусловливаются правовым режимом этих зон. В зоне гарантированного добро­вольного отселения, в частности, запрещается строительство новых, расширение действующих предприятий, непосред­ственно не связанных с обеспечением радиоэкологической, социальной защиты населения, а также любая деятельность, ухудшающая радиоэкологическую ситуацию. В зоне усилен­ного радиоэкологического контроля запрещено, в частности, строительство санаториев, детских лагерей, баз и домов отды­ха, а также строительство новых предприятий, которые вредно влияют на здоровье населения и окружающую среду. Запре­щается любая деятельность, ухудшающая радиоэкологиче­скую ситуацию, запрещается природопользование, которое не соответствует требованиям норм радиационной безопас­ности, внесение пестицидов, гербицидов, ядохимикатов без специальных разрешений соответствующих органов. С целью снижения риска заболеваемости населения и уменьшения доз радиоактивного облучения в указанных зонах государством гарантируется перепрофилирование производств на выпуск экологически чистой продукции, обеспечение населения в необходимом количестве и ассортименте медицинскими пре­паратами, питьевой водой, чистыми продуктами питания, в том числе с радиопротекторными свойствами. Гарантируется сплошная газификация населенных пунктов, строительство дорог с твердым покрытием и т.п.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика