Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Хозяйственная деятельность в сфере ликвидации последствий аварии на чернобыльской аэс и ее правовое регулирование в Украине - сфера ликвидации последствий аварии на ЧАЭС
Научные статьи
06.12.13 14:31
Оглавление
Хозяйственная деятельность в сфере ликвидации последствий аварии на чернобыльской аэс и ее правовое регулирование в Украине
сфера ликвидации последствий аварии на ЧАЭС
Право стран СНГ
Все страницы

Первым из указанных выше направлений осуществления хозяйственной деятельности в сфере ликвидации последствий аварии на ЧАЭС является деятельность непосредственно на са­мой ЧАЭС и прилегающей территории. Общая направленность, характер и содержание этой деятельности, особенности ее осу­ществления сформулированы в Законе Украины от 11 декабря 1998 г. «Об общих основах дальнейшей эксплуатации и снятия с эксплуатации Чернобыльской АЭС и преобразования разру­шенного четвертого энергоблока этой АЭС в экологически без­опасную систему». данным Законом, в частности, официально введено понятие «конфайнмент», под которым понимается за­щитное сооружение, предназначенное для преобразования объ­екта «Укрытие» в экологически безопасную систему, включаю­щую комплекс технологического оборудования для извлечения из этого объекта материалов, содержащих ядерное топливо, для обращения с радиоактивными отходами и др.

Законом, в частности, предусмотрено, что определенные им работы должны осуществляться в соответствии с утверж­денной в установленном порядке соответствующей общегосу­дарственной программы. Одной из целей по преобразованию объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему явля­ется изъятие из него материалов, содержащих ядерное топли­во, и радиоактивных отходов. до изъятия указанных матери­алов и отходов обеспечивается перевод их в контролируемое состояние.

Финансирование работ, определенных Законом, осущест­вляется за счет Государственного бюджета Украины, между­народной технической помощи и добровольных взносов юри­дических и физических лиц, а также других не запрещенных законом источников. К последним относятся средства местных бюджетов, международной благотворительной и гуманитар­ной помощи и др.. Все средства зачисляются на отдельный счет. Распорядителя этих средств определяет Кабинет Мини­стров Украины, если иное не предусмотрено действующими международными соглашениями. Установлено, что выделе­ние бюджетных средств на финансирование указанных ра­бот предусматривается Законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год отдельной строкой. Меж­дународная техническая помощь, которая предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе для дальнейшей эксплуатации, подготовки к снятию и снятия энергоблоков ЧАЭС с эксплуатации, преобразования объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему и обеспечения социальной защиты персонала ЧАЭС, подлежит особому режиму нало­гообложения согласно законодательству, государственной ре­гистрации в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, и может использоваться только по целевому назна­чению. Законом установлены налоговые и таможенные льготы для соответствующих видов деятельности, а также санкции к субъектам хозяйствования, которые необоснованно использу­ют эти льготы.

Основные направления хозяйственной деятельности по прекращению эксплуатации, подготовке к снятию и снятию с эксплуатации ЧАЭС и преобразованию объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему, источники и ориенти­ровочные объемы ее финансирования, организационные и технические задачи конкретно определены Общегосудар­ственной программой, утвержденной Законом Украины от 15 января 2009 г., вступившим в силу с 1 января 2010 г.

Согласно этой Программе к объектам, которые подлежат снятию с эксплуатации, относятся расположенные на про­мышленной площадке ЧАЭС ядерные установки и объекты, предназначенные для обращения с радиоактивными отхода­ми: первый, второй и третий энергоблоки, первое хранили­ще отработанного ядерного топлива, временные хранилища жидких и твердых радиоактивных отходов, другие объекты. В целом завершение снятия с эксплуатации ЧАЭС и преобра­зования объекта «Укрытие» в экологически безопасную систе­му требует около 100 лет. Осуществление этой деятельности предполагается по отдельным этапам. Программа содержит первоочередные мероприятия, которые необходимо осуще­ствить в течение 2009-2012 годов на первом этапе - прекраще­ния эксплуатации, во время которого осуществляется изъятие ядерного топлива и перемещение его в хранилище, предна­значенное для долгосрочного хранения. для следующих эта­пов - окончательного закрытия и консервации реакторных установок, выдержки их в течение периода, во время которого должно состояться естественное снижение радиоактивного из­лучения до приемлемого уровня, демонтажа реакторных уста­новок - установлен окончательный срок завершения ориенти­ровочно до 2065 года.

То есть, в результате осуществления хозяйственной дея­тельности по выполнению указанной Программы к 2013 году предполагается создать эффективную систему обращения с радиоактивными отходами ЧАЭС, завершить строительство и ввод в эксплуатацию нового хранилища отработанного ядерного топлива и конфайнмента над объектом «Укрытие». Первоочередные хозяйственные мероприятия по снятию с эксплуатации ЧАЭС и преобразованию объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему, их показатели, источники и объемы финансирования (в том числе по годам), главные распорядители бюджетных средств определены в приложе­нии к данной Программе.

Осуществление мероприятий, предусмотренных Про­граммой, в том числе обеспечение выполнения этих меропри­ятий материальными ресурсами, юридически оформляется контрактами (договорами), которые заключаются распоряди­телями бюджетных средств с исполнителями соответствую­щих работ, поставщиками продукции, товаров, услуг.

Особенностью хозяйственной деятельности в исследуе­мой сфере является то, что большая часть работ выполняется в рамках проектов международной технической помощи, рас­порядителями средств которых выступают международные финансовые организации, включая Европейский банк рекон­струкции и развития (далее - ЕБРР). Международная техническая помощь по вопросам преодоления последствий аварии на ЧАЭС как один из видов неприбыльной международной экономической деятельности стала важной составной частью международного экономического сотрудничества Украины и достигает значительных объемов финансирования (около 1,5 млрд долларов, более 50 проектов). Среди наиболее важ­ных проектов следует выделить два:

1)    План осуществления мероприятий на объекте «Укры­тие», который выполняется согласно Рамочному соглашению между Украиной и ЕБРР относительно деятельности Черно­быльского фонда «Укрытие» в Украине от 20 ноября 1997 г., ратифицированному Законом Украины от 4 февраля 1998 г.;

2)    Проект повышения безопасности ЧАЭС, который вы­полняется в соответствии с Соглашением о Гранте (Проект ядерной безопасности Чернобыльской АЭС) между ЕБРР как Распорядителем средств, предоставленных согласно Гранту со Счета ядерной безопасности, Правительством Украины и Чернобыльской АЭС от 12 ноября 1996 г., ратифицированным Законом Украины от 18 марта 1997 г.

Выполнение работ, процедуры планирования, отчетно­сти, проектирования, экспертизы, согласования и утвержде­ния проектов строительства и получения соответствующих разрешений при выполнении программ международной тех­нической помощи регламентируются соответствующими по­становлениями Кабинета Министров Украины.

Второе из указанных выше направлений хозяйственной деятельности в сфере ликвидации последствий аварии на ЧАЭС составляет, как отмечалось, обычная хозяйственная де­ятельность на территориях зон гарантированного доброволь­ного отселения и усиленного радиоэкологического контроля, а также на других территориях, с учетом ограничений, обу­словленных особенностями правового режима указанных зон, а также направленности ее на создание условий для экономи­ческой реабилитации и развития радиоактивно загрязненных территорий. Восстановление таких территорий проводится путем разработки и реализации мероприятий по реабили­тации населенных пунктов с соответствующим бюджетным финансированием, путем создания условий для их эконо­мической реабилитации и развития, расширения производ­ственной и социально-бытовой инфраструктуры.

В процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности в указанной сфере по обоим охарактеризован­ным направлениям складываются хозяйственные отношения между субъектами хозяйствования, а также между этими субъектами и другими участниками указанных отношений, прежде всего субъектами организационно-хозяйственных полномочий. данные отношения согласно положениям ст. 3 Хозяйственного кодекса (далее - ХК) Украины квалифициру­ются следующим образом. Во-первых, хозяйственно-произ­водственные отношения, которые в целом носят имуществен­ный характер и складываются между самими субъектами хозяйствования при непосредственном осуществлении хо­зяйственной деятельности в этой сфере. Во-вторых, организа­ционно-хозяйственные отношения, складывающиеся между субъектами хозяйствования и субъектами организационно­хозяйственных полномочий в процессе управления хозяй­ственной деятельностью в данной сфере. В-третьих, внутрихо­зяйственные отношения в этой сфере, которые складываются между структурными подразделениями предприятий, и отно­шения субъекта хозяйствования с его структурными подраз­делениями. Все указанные отношения регулируются нормами ХК Украины и других актов законодательства.

Особенности хозяйственных отношений в сфере ликви­дации последствий аварии на ЧАЭС и их правовое регулиро­вание в определяющей степени обусловлены особенностями правового статуса участников (субъектов) этих отношений, ко­торый нуждается в более обстоятельном анализе.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика