Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Хозяйственная деятельность в сфере ликвидации последствий аварии на чернобыльской аэс и ее правовое регулирование в Украине - Право стран СНГ
Научные статьи
06.12.13 14:31
Оглавление
Хозяйственная деятельность в сфере ликвидации последствий аварии на чернобыльской аэс и ее правовое регулирование в Украине
сфера ликвидации последствий аварии на ЧАЭС
Право стран СНГ
Все страницы

К субъектам хозяйствования, которые осуществляют хо­зяйственную деятельность в данной сфере, относятся те, ко­торые функционируют на территориях зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, а также на других территориях, деятельность которых каким-либо образом на­правлена на преодоление последствий Чернобыльской ката­строфы. Всех этих субъектов хозяйствования в зависимости от целей и содержания их деятельности (выполняемых эконо­мических функций) и характера хозяйственной компетенции (совокупности хозяйственных прав и обязанностей) можно разделить на две группы. Одну группу составляют субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность общего харак­тера - производят продукцию, товары, выполняют работы, предоставляют услуги, в том числе для нужд ликвидации по­следствий аварии на ЧАЭС. Во вторую группу входят субъекты хозяйствования, которые специально созданы для ликвидации указанных последствий. Эта группа субъектов заслуживает от­дельного внимания.

Особое место среди субъектов данной группы занимает Государственное специализированное предприятие (далее - ГСП) «Чернобыльская АЭС», созданное постановлением Ка­бинета Министров Украины от 25 апреля 2001 г. № 3995 на базе обособленного подразделения «Чернобыльская АЭС» го­сударственного предприятия «Национальная атомная энерго­генерирующая компания «Энергоатом» путем его выделения из состава указанной компании с отнесением к сфере управ­ления МЧС Украины. Основными задачами ГСП ЧАЭС опре­делены безопасное снятие с эксплуатации первого - третьего энергоблоков ЧАЭС и других атомных электростанций, пре­образование объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему, строительство и эксплуатация необходимых объек­тов инфраструктуры, а также выполнение других функций в соответствии с его уставом. деятельность ГСП ЧАЭС финанси­руется за счет Госбюджета Украины, международной техниче­ской помощи и других источников, не запрещенных законом.

Кроме с ГСП ЧАЭС к группе субъектов хозяйствования, которые специально созданы с целью ликвидации послед­ствий аварии на ЧАЭС, и осуществляют деятельность пре­имущественно в рамках Чернобыльского производственно­хозяйственного комплекса, относится ряд государственных предприятий, которые входят в сферу управления МЧС Укра­ины: ГСП «Чернобыльский спецкомбинат», ГСП по управле­нию капитальным строительством в зоне отчуждения (ГСП «УКБЗВ») и ГСП «Централизованное предприятие по обраще­нию с радиоактивными отходами» (ГСП «ЦППРВ»).

Все перечисленные предприятия, как следует из названия каждого из них, согласно ч. 6 ст. 76 ХК Украины являются госу­дарственными унитарными коммерческими предприятиями. Принадлежность их к государственному сектору экономики вполне закономерна, поскольку, как справедливо отмечается в литературе, согласно украинскому (как и с российскому) за­конодательству государство занимает доминирующее поло­жение в управлении и контроле в сфере атомной энергетики, что объясняется особо опасным характером производства на АЭС6, а также в сфере ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. В то же время определение данных предприятий как коммерческих представляется не соответствующим их реаль­ному правовому статусу. Сфера деятельности этих предпри­ятий, поставленные перед ними задачи и выполняемые функ­ции, особенности их финансирования (главным образом за счет средств госбюджета) и осуществления ими хозяйственной деятельности (в соответствии с производственными задания­ми МЧС, преимущественно на некоммерческой, непредпри­нимательской основе, без цели получения прибыли) дают основания для вывода о наличии у названных предприятий признаков казенных согласно ст. 76, 77 ХК Украины. Учитывая сказанное, правильнее было бы и предоставить этим предпри­ятиям статус казенных, что соответствовало бы их действитель­ному правовому статусу. Это позволило бы адекватно решать и вопрос ответственности данных предприятий на опреде­ленных законом основаниях. Ведь согласно ст. 77 ХК Украины казенное предприятие само отвечает по обязательствам де­нежными средствами, находящимися в его распоряжении, а в случае их недостаточности государство в лице органа, в сферу управления которого входит такое предприятие, несет субси­диарную ответственность по его обязательствам.

Характеризуя субъектов хозяйствования, которые осу­ществляют хозяйственную деятельность в сфере ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, следует назвать и основных иностранных таких субъектов. Как отмечалось, большая часть работ на промышленной площадке ГСП ЧАЭС выполняет­ся в рамках проектов международной технической помощи. Исполнителями контрактов по указанным выше наиболее важным проектам являются: по контракту на проектирова­ние, строительство и ввод в эксплуатацию нового безопасного конфайнмента - Совместное предприятие «Novarka» (Фран­ция) и его субподрядчик PAR/EDERER (США), по контракту на завершение строительства сухого хранилища отработанно­го ядерного топлива - компания Holtec International (США), консультантом группы управления проектами повышения безопасности выступает компания AMEC Nuclear International (Великобритания). В предыдущие годы участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС принимали и другие иностранные исполнители. Так, к выполнению работ по стабилизации строительных конструкций существующе­го «Укрытия» в 2004 - 2006 годах привлекался по контракту российско-украинский консорциум в составе «Атомстройэк­спорт» (Россия) и ОАО «Южтеплоэнергомонтаж» (Украина). К строительству хранилища отработанного ядерного топли­ва, предназначенного для долгосрочного безопасного хране­ния такого топлива ЧАЭС, в разные времена привлекались консорциум Framatome/Campenon Bernard/Bouygues (Фран­ция), французская компания Areva/Framatome и американ­ская компания Holtec International. Последняя осуществляет завершение этого строительства и ввод его в эксплуатацию. Строительство завода по переработке жидких радиоактивных отходов осуществлял консорциум Belgatom (Бельгия) / SGN (Франция) / Ansaldo (Италия), строительство промышленного комплекса по обращению с твердыми радиоактивными отхо­дами - немецкая компания RWE NUKEM. Недавно Государ­ственное агентство по управлению зоной отчуждения подпи­сало меморандум о сотрудничестве с украинско-бельгийской фирмой PhytoFuels Investments и нидерландской Wageningen University and Reseach Center относительно выращивания в этой зоне проса в качестве сырья для биотоплива.

Участниками организационно-хозяйственных отношений в сфере ликвидации последствий аварии на ЧАЭС являются, с одной стороны, субъекты хозяйствования обеих названных выше групп, и, с другой, субъекты организационно-хозяй­ственных полномочий в процессе управления хозяйственной деятельностью в названной сфере. Понятие субъекта органи­зационно-хозяйственных полномочий, который согласно ст. 3 ХК Украины обязательно является одной из сторон названных отношений, включает наделенные хозяйственной компетен­цией относительно субъектов хозяйствования органы государ­ственной власти, органы местного самоуправления, а также граждан, общественные объединения и организации, их ор­ганы, другие негосударственные структуры, которые являются учредителями субъектов хозяйствования или осуществляют относительно них организационно-хозяйственные полномо­чия на основе отношений собственности.

Среди субъектов организационно-хозяйственных полно­мочий в сфере ликвидации последствий аварии на ЧАЭС прежде всего следует назвать МЧС Украины (до 2011 г. Мини­стерство по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам за­щиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы) и Государственное агентство Украины по управлению зоной отчуждения (далее - Агентство). Согласно Положению о МЧС, утвержденному Указом Президента Украины от 6 апреля 2011 г.3, оно является главным органом в системе центральных ор­ганов исполнительной власти по формированию и обеспече­нию реализации государственной политики в сфере ликвида­ции последствий Чернобыльской катастрофы, обращения с радиоактивными отходами.

Агентство создано Указом Президента Украины от 9 де­кабря 2010 г. «Об оптимизации системы центральных орга­нов исполнительной власти»4 вместо прежнего специального подразделения МЧС, Государственного департамента - Адми­нистрации зоны отчуждения и зоны безусловного (обязатель­ного) отселения. Агентство функционирует на основании По­ложения об этом Агентстве, утвержденного указом Президента Украины от 6 апреля 2011 г.5 К основным задачам Агентства, в частности, относятся: реализация государственной политики и внесение предложений по ее формированию в сфере управ­ления зоной отчуждения и зоной безусловного (обязательно­го) отселения, обеспечение барьерной функции зоны отчуж­дения; реабилитация радиационно загрязненных территорий; ликвидация последствий Чернобыльской катастрофы; снятие с эксплуатации ЧАЭС и преобразование объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему. В сфере управления зо­ной отчуждения Агентство: а) осуществляет государственный контроль за соблюдением в этой зоне и в отселенной части зоны безусловного (обязательного) отселения установленного правового режима и законодательства, в том числе по прове­дению хозяйственной и природоохранной деятельности пред­приятиями и организациями; б) осуществляет функции орга­низатора и координатора, а также контроль за соблюдением норм и правил строительства, эксплуатации, реконструкции, снятия с эксплуатации объектов, предназначенных для обра­щения с радиоактивными отходами и по закрытию хранилищ для их захоронения; в) выдает, приостанавливает и отменяет разрешения на проведение всех работ и выполнение меро­приятий по ведению производственной, сельскохозяйствен­ной, лесохозяйственной и иной деятельности, на транзитный проезд всех видов транспорта - в отношении юридических и физических лиц и т. д.; г) осуществляет функции техниче­ского регулятора и разработчика технических регламентов по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, а также другие возложенные на него функции. В сфере снятия с эксплуатации энергоблоков ЧАЭС и преобразования объек­та «Укрытие» в экологически безопасную систему Агентство осуществляет функции организатора, координатора, в том числе функции координатора работ по разработке перечня документов для предоставления гарантий по освобождению иностранных юридических лиц от гражданской ответственно­сти за ядерный ущерб, а также функции контроля. Агентство осуществляет функции организации, координации и контро­ля в сфере ликвидации последствий Чернобыльской ката­строфы. Согласно законодательству Агентство осуществляет управление объектами государственной собственности, кото­рые принадлежат к сфере его управления: принимает реше­ния о создании, реорганизации и ликвидации предприятий и организаций государственной собственности, утверждает их уставы (положения) и осуществляет контроль за соблюдением этих уставов (положений), осуществляет управление подчи­ненными предприятиями, утверждает их финансовые и инве­стиционные планы, осуществляет контроль за выполнением планов и т. д.

Организационно-хозяйственные полномочия по реализа­ции государственной политики в сфере ликвидации послед­ствий аварии на ЧАЭС осуществляют территориальные орга­ны МЧС в пределах своей компетенции. Указанные органы, в частности, осуществляют контроль за проведением работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, в том числе за строительством объектов социальной и производственной ин­фраструктуры, контроль за целевым использованием средств, выделенных из государственного и местных бюджетов для проведения работ по ликвидации последствий аварии. К субъ­ектам организационно-хозяйственных полномочий в иссле­дуемой сфере относятся и органы местного самоуправления, которые реализуют названные полномочия согласно Закону Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21 мая 1997 г.

Подводя итог представляется уместным отметить сле­дующее. Анализ хозяйственной деятельности в сфере ликви­дации последствий аварии на ЧАЭС показывает, что эта де­ятельность осуществляется по двум основным направлениям: 1) снятие с эксплуатации ЧАЭС и преобразование объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему; 2) создание условий для экономической реабилитации и развития тер­риторий, подвергшихся радиоактивному загрязнению. К хо­зяйственной деятельности в данной сфере принадлежит лю­бая хозяйственная деятельность на территории государства и за ее пределами, которая тем или иным образом направлена на преодоление указанных последствий. Участниками этой хозяйственной деятельности являются субъекты хозяйствова­ния (в том числе иностранные) и субъекты организационно­хозяйственных полномочий, между которыми складываются хозяйственные отношения. Вопросы правового регулирования этих отношений имеют чрезвычайно актуальное значение для юридической теории и практики.


Для облегчения жизни пользователям eBay на аукционе работает механизм автоматического повышения ставок под названием proxy bidding. Вся подробная информация на сайте exp-shop.com




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика