Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Конституция российской федерации и федеральные законы в системе конституционно-правового регулирования права на мир в российской федерации
Научные статьи
11.12.13 19:29
Оглавление
Конституция российской федерации и федеральные законы в системе конституционно-правового регулирования права на мир в российской федерации
Конституция Российской Федерации
Все страницы
Свадьба, пожалуй, один из немногих праздников, которые несмотря ни на какие финансовые кризисы и другие земные катаклизмы, остаётся всегда праздником. Опять-таки, не взирая на печальную статистику, брачующиеся считают, что это торжество случается один раз в жизни, а значит и отметить его необходимо соответствующе. 7 Небо вся подробная информация на сайте http://7nebo.od.ua

вернуться

Конституция российской федерации и федеральные законы в системе конституционно-правового регулирования права на мир в российской федерации


Во многих конституциях третьего и четвертого поколений имеются нормы, провозглашающие право каждого на личную безопасность, ряд стран в своих основных законах сформули­ровали право на мир. Все большее число государств включает в свои конституции разделы, посвященные механизмам обе­спечения национальной безопасности, главным показателем которой является состояние мира и мирная жизнь людей.

Обеспечение мира тесно связано с достижением такого состояния общества, которое характеризуется безопасностью проживания людей. Война и другие вооруженные конфлик­ты нарушают состояние безопасности, создают ей реальную угрозу. Международное право и внутригосударственное право нацелены на регулирование отношений, связанных с достиже­нием и обеспечением мира и безопасности в их неразрывном единстве. В контексте решения данных задач принимается не­мало международно-правовых актов, национальных законов и специальных доктрин.

В Конституции Российской Федерации содержится не много положений, связанных с обеспечением мира и безопас­ности. В ней отсутствуют разделы, посвященные системе обе­спечения мира и национальной безопасности, не регулируют­ся основы статуса Вооруженных сил аналогично конституциям целого ряда других государств. В российской Конституции не найти норм, непосредственно закрепляющих право на мир и право на безопасность. данное обстоятельство не могло не быть замеченным в юридической литературе. В частности, не­мало исследователей подчеркивают целесообразность закре­пления в Конституции РФ права каждого на безопасность. Не менее важным, как отмечает И.А. Умнова, является и консти­туционное закрепление права на мир.

Несмотря на общее критическое восприятие лаконично­сти российской Конституции в вопросах регулирования мира и безопасности, нельзя не отметить, что ее отдельные положения все же затрагивают эти проблемы, составляя тем самым правовую основу для российского законодательства.

В преамбуле Конституции РФ говорится об утверждении гражданского мира и согласия как ценности, исходя из ответ­ственности за свою Родину перед нынешним и будущими по­колениями, осознания российским народом себя частью ми­рового сообщества.

Косвенный запрет на гражданские войны (мятеж, восста­ние в виде вооруженного конфликта) содержится в ст. 3, ч. 4 Конституции РФ: «Никто не может присваивать власть в Рос­сийской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».

Другие статьи, содержащие запрет на военное противо­стояние или разжигание войны, связаны с регулированием принципа идеологического многообразия, принципа равно­правия и недопустимости дискриминации, права на свободу мысли и слова. В соответствии со ст. 13 (ч. 5) Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объедине­ний, цели или действия которых направлены на насильствен­ное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжига­ние социальной, расовой, национальной и религиозной роз­ни. Согласно ст. 19 (ч. 2) Конституции РФ запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принад­лежности, а в ч. 2 ст. 29 Конституции РФ записано положение о  том, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуж­дающие социальную, расовую, национальную или религиоз­ную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социаль­ного, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Опосредованным образом запрет на мятеж, вооруженное сопротивление и другие насильственные формы разжигания гражданской войны содержится в ст.31 Конституции РФ: граж­дане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В Конституции РФ содержатся отдельные положения, касающиеся прав и свобод человека в период военного поло­жения, осуществления военных действий, иных чрезвычайных мер, связанных с защитой мира и безопасности на территории Российской Федерации. так, согласно ст.21, ч.2 Конституции РФ никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обра­щению или наказанию. Никто не может быть подвергнут без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам. Все эти запреты распространяются не только на во­енное, но и на мирное время.

В соответствии с ч. 3 ст.55 Конституции РФ права и сво­боды человека и гражданина могут быть ограничены феде­ральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В определенной мере это положение конкретизируется в ст.56 Конституции РФ: в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом мо­гут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. В ч.3 данной статьи закреплено, что не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст.ст. 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции РФ.

Чрезвычайное и военное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установ­ленных федеральным конституционным законом (ч. 2 ст.56, 87, 88 Конституции РФ). Вместе с тем российская Конституция непосредственно определяет компетенцию Президента РФ и Федерального Собрания РФ (его палаты - Совета Федерации) в вопросах введения чрезвычайного и военного положения, ис­пользования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации (статьи 87,88, 102 Конституции РФ).

Особое место в конституции и законах каждого государ­ства занимает закрепление обязанности защищать Отечество. Согласно ст.59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, который несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Конституция делает оговорку относительно граждан Российской Федерации, для которых несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию, а также для иных установленных федеральным законом случаев, когда они имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой.

С вопросами мира и безопасности связано право на пре­доставление политического убежища. В соответствие со ст.63 Конституции РФ Россия предоставляет политическое убежи­ще иностранным гражданам и лицам без гражданства в со­ответствии с общепризнанными нормами международного права. Не допускается выдача другим государствам лиц, пре­следуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении пре­ступления, а также передача осужденных для отбывания на­казания в других государствах осуществляются на основе фе­дерального закона или международного договора Российской Федерации.

Конституция РФ разграничивает предметы ведения меж­ду Российской Федерацией и ее субъектами, определяя пре­рогативу федерального центра и участие составных частей России в решении вопросов мира; регулирует компетенцию федеральных органов государственной власти в вопросах мира и войны: Президента РФ, Федерального Собрания РФ и его па­лат, Правительства РФ.

Согласно ст.71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся: б) федеративное устройство и террито­рия Российской Федерации; в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Фе­дерации; регулирование и защита прав национальных мень­шинств; к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Россий­ской Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономи­ческие отношения Российской Федерации; м) оборона и без­опасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; н) опре­деление статуса и защита государственной границы, террито­риального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика