Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Конституция российской федерации и федеральные законы в системе конституционно-правового регулирования права на мир в российской федерации - Конституция Российской Федерации
Научные статьи
11.12.13 19:29
Оглавление
Конституция российской федерации и федеральные законы в системе конституционно-правового регулирования права на мир в российской федерации
Конституция Российской Федерации
Все страницы

Судя по перечню, определяемому в Конституции РФ в качестве предметов ведения Федерации, регулирование во­просов мира в подавляющем большинстве относится к преро­гативе федерального центра. Исходя из этой концепции, соот­ветствующим образом определяется и компетенция органов государственной власти: Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ.

Существенное значение в правовом регулировании во­просов мира играют федеральные конституционные законы. Ими определяются принципиальные вопросы поддержа­ния и защиты мира, обеспечения прав граждан на мирную жизнь в военных или чрезвычайных условиях. В Российской Федерации такие отношения регламентируются Федераль­ными конституционными законами от 30 января 2002 г. «О военном положении»1 и от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении».

Федеральный конституционный закон «О военном поло­жении» содержит понятие военного положения, устанавлива­ет основания для введения военного положения, компетенцию государственных органов в условиях военного положения. Важное значение имеет определение в данном Законе поня­тия агрессии против Российской Федерации. Именно совер­шение акта агрессии является основанием введения военного положения.

Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» регулирует основания введения чрезвычайного положения, режим управления и правового статуса граждан в чрезвычайных условиях. К основаниям введения чрезвычай­ного положения могут относиться и внутренние вооруженные конфликты, нарушающие гражданский мир (попытки насиль­ственного изменения конституционного строя Российской Фе­дерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных форми­рований, межнациональные, межконфессиональные и реги­ональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов го­сударственной власти и органов местного самоуправления).

Федеральный конституционный закон содержит также общие положения, связанные с определением режима чрезвычайно­го положения, его целей, устанавливает меры и ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, указыва­ет на органы особого управления, силы и средства обеспече­ния режима, предусматривает гарантии прав граждан и меры ответственности в условиях чрезвычайного положения.

В России, как и в других государствах, принимаются ста­тутные законы, определяющие компетенцию органов государ­ственной власти, в том числе, связанную с вопросами мира. К такому виду закона, относится, в частности, Федеральный кон­ституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации». Он определяет полномочия Пра­вительства РФ во внешнеполитической деятельности, участие данного высшего органа исполнительной власти Российской Федерации в деятельности по поддержанию и защите мира.

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» опре­деляет компетенцию Конституционного Суда РФ, связанную с нормоконтролем и рассмотрением жалоб, направленную в том числе на конституционную оценку законов и иных нор­мативных правовых актов в сфере регулирования вопросов во­йны и мира.

Основной объем правового регулирования вопросов мира осуществляется в Российской Федерации федеральными законами.

такие законы можно подразделить на несколько групп. Первая группа законов определяет гарантии и механизмы защиты права на мир. К таким законам, например, относятся федеральные законы от 28 декабря 2010 г. «О безопасности», от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации», от 31 мая 1996 г. «Об обороне», от 2 мая 1997 года «Об уничтожении химического оружия», от 23 июня 1995 г. «О порядке предоставления Российской Федерации военного и гражданского персонала для участия в деятельности по под­держанию или восстановлению мира и безопасности» и др.3 другая группа законов посвящена охране суверенитета страны как основополагающего условия мира. К таким феде­ральным законам относятся Закон РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации», Федераль­ный закон от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Феде­рации», Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. «О континен­тальном шельфе Российской Федерации» и др.

третья группа законов нацелена на регулирование дея­тельности, создающей факторы риска для мира и безопасно­сти. Среди таких законов можно назвать федеральные законы от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии», отправленную в том числе на защиту мира. Список таких зако­нов многочисленен. К ним относятся законы «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 4 января 1999 г.; «О федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г.; «О внешней раз­ведке» от 10 января 1996 г., «О Прокуратуре Российской Феде­рации» от 17 декабря 1992 г., «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г., «О ведомственной охране» от 14 апреля 1999 г., «О государственном оборонном заказе» от 27 декабря 1995 г., «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федера­ции с иностранными государствами» от 19 июля 1998 г., «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г., «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Россий­ской Федерации» от 6 февраля 1997 г., «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г., «О противо­действии терроризму» от 6 марта 2006 г., «О противодействии легализации отмывания доходов, полученных преступным пу­тем и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 г.

Еще одна группа законов регулирует порядок осущест­вления прав и свобод, в той или иной мере связанных с правом на мир. Для реализации конституционной обязанности нести военную службу принят Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе»7. Его допол­няет Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «Об альтернатив­ной гражданской службе»8, который регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по при­зыву альтернативной гражданской службой, условиями и по­рядком несения альтернативной службы.

Особое внимание федеральный законодатель уделяет жертвам войны, других вооруженных конфликтов или дея­тельности, связанной с использованием опасных производств и технологий, имеющих оборонное значение для страны. В частности, в России приняты федеральные законы от 10 янва­ря 2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»9, от 24 ноября 1995 г. «О со­циальной защите инвалидов в Российской Федерации»10 и др. Гуманитарное значение имеет Закон РФ от 14 января 1993 г. «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»11, нацеленный на уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества или его интересов является священным долгом всех граждан.

Отдельную группу составляют законы, устанавливающие ответственность за правонарушения, в том числе, связанные с нарушением мира. К таким законам относятся Уголовный ко­декс РФ от 13 июня 1996 г., Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г., Уголовно-процессу­альный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. 12 и др.

В Российской Федерации действует также специальная категория федеральных законов, которые определяют отношения России с международными организациями, учреж­дают присоединение России к этим организациям, форму­лируют международно-правовые обязательства Российского государства и механизм их реализации путем ратификации международных договоров. В качестве примера можно при­вести федеральные законы от 23 февраля 1996 г. «О присоеди­нении России к Уставу Совета Европы», от 23 февраля 1996 г. «О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему»; от 6 декабря 2000 г. «О снятии оговорок к Протоколу о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств» от 17 июня 1925 г.»1 и др.

Представленный выше перечень федеральных законов, направленных на регулирование вопросов мира и безопасно­сти, свидетельствует об их многочисленности. Целый ряд за­конов были приняты в начале 1990-х, и даже вносимые в них многократные изменения и дополнения не устранили про­блем несоответствия их содержания, как положениям Консти­туции РФ, так и более новых законов, принятых на ее основе. В частности, законы о государственной границе, об обороне и ряд других необходимо привести в соответствие с федеральны­ми конституционными законами о чрезвычайном и военном положении, с федеральными законами о противодействии терроризму и экстремизму. В сложившихся условиях пред­ставляется весьма важным не латать старые, а принять новые федеральные законы (в частности, о государственной границе и об обороне).

Наряду с этими ключевыми законами, необходимо при­нятие законов о Вооруженных Силах РФ, определяющих, в частности, порядок их использования за пределами терри­тории Российской Федерации (п. «г» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ), о порядке участия Российской Федерации в деятельности международных организаций и межгосударственных объеди­нений и передачи им части своих полномочий (ст.79 Консти­туции РФ), о государственном суверенитете Российской Феде­рации и порядке признания государственного суверенитета других государств (ст.4 Конституции РФ) и целый ряд других законов. Сама жизнь порой подсказывает серьезные пробелы в регулировании вопросов войны и мира. В частности, после событий в Южной Осетии в августе 2008 года Президент Рос­сийской Федерации Д.А.Медведев в начале октября 2008 года в своем интервью перед поездкой на международную конфе­ренцию в Эвиан заметил - война может вспыхнуть внезапно и происходить реально. В этой связи им было предложено при­нятие в России и в других странах законов о ненападении.

таким образом, перспективы конституционно-правово­го регулирования права на мир, связаны с кодификацией во­просов защиты мира и безопасности в едином законе. Следует согласиться с предложением И.А.Умновой о принятии феде­рального закона о мире (Кодекса мира), которая справедли­во отмечает, что он должен быть принят на основе междуна­родно-правовых документов, а в будущем, в случае принятия предлагаемой Хартии мира ООН и региональных хартий о мире - в соответствии с ними2. Структурно Кодекс мира мо­жет быть представлен в виде двух частей - Общей (понятие и цели мира, принципы мира, источники права мира и права безопасности, взаимодействие норм международного и национального права вопросах мира, договорное право и т.д.) и Особенной (кодификация положений по вопросам войны и мира, связанных с институциональными механизмами защи­ты мира)3. Работа по подготовке и принятию Кодекса мира требует серьезных научных и организационных усилий, в этом направлении важно правильно соотнести между собой положения уже действующих законов, включая федеральные конституционные законы. Несмотря на сложности, в случае успеха в политико-правовом смысле реализация обозначен­ной задачи позволит вывести на новый уровень защиту права на мир.


конституционное право





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика