Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Основные тенденции интеграции экономики России и Казахстана в государственно-правовом регулировании аграрного сектора
Научные статьи
11.12.13 20:04
Оглавление
Основные тенденции интеграции экономики России и Казахстана в государственно-правовом регулировании аграрного сектора
Аграрное право
Все страницы


Основные тенденции интеграции экономики России и Казахстана в государственно-правовом регулировании аграрного сектора

     

На современном этапе мировое хозяйство представлен- но неоднородностью национальных экономик. Проявлением этого является характерная для каждой страны специализа­ция, отражающая эффективность развития определенной от­расли в государстве или регионе.

Стремясь интегрироваться в мирохозяйственную систе­му, страны активно развивают торгово-экономическое сотруд­ничество в тех сферах, в которых специализируются, с целью обеспечения устойчивого экономического развития. Одним из узловых направлений успешного сотрудничества и развития экономики для многих государств становится аграрный сек­тор. В условиях глобализации он является не только основой решения проблем обеспечения продовольственной безопас­ности, но и важнейшим источником поступления валютных средств в страну, что обусловлено возросшей мировой потреб­ностью в продовольствии.

  Российский ученый А.Я. Капустин, обосновавший поня­тие и природу права интеграции, в том числе в Европе, спра­ведливо отмечает, что «особое значение для такого миропо­нимания имело появление в хх в. глобальных вызовов, среди которых на первом месте, вне сомнения, стоит проблема вы­живания человечества, порожденная невидимым ранее про­грессом в вооружениях, опасностью глобальной экологиче­ской катастрофы, ростом бедности и нищеты на одном полюсе мира и богатства и роскоши - на другом. Эти и другие острые глобальные проблемы обостряют инститнкт самосохронения цивилизации, заставляют народы и государства искать пути сближения в самых различных сферах жизни.

Взаимоотношения между Казахстаном и Россией имеют богатую историю, в которой экономика и политика тесным образом переплелась друг с другом. Так, например, торговые связи между государствами установились еще со времен Вели­кого Шелкового пути. Со второй половины XIX в. начинается особая эпоха в истории казахстанско-российских экономиче­ских отношений, главной отличительной чертой которой яви­лось то, что Казахстан и Россия были дважды интегрированы в рамках единых экономических систем: сначала в Российской империи, а затем - в составе СССР.

В результате вовлечения Казахстана, как и в целом Цен­тральноазиатского региона, в орбиту экономического влияния

России (60-е гг. XIX в. - 1917 г.) Казахстан получил широкий доступ на российский рынок. В регион стали поступать зна­чительные российские инвестиции. Все это способствовало выходу Казахстана из экономико-географической изоляции, вследствие чего экономические связи региона переориентиро­вались главным образом на Россию, в то время как с остальны­ми странами ослабли.

В целом же, находясь в составе Российской империи, Ка­захстан экономически оставался чисто аграрным регионом, с крайне слабой экономикой, являясь в основном поставщиком сырья. Повторная экономическая интеграция двух государств определена периодом образования СССР, вплоть до его рас­пада. Отличительной чертой этого этапа является беспреце­дентный в истории и Казахстана, и России экономический подъем... В настоящее время история уже в третий раз ставит Казахстан и Россию перед необходимостью более тесной эко­номической кооперации.

Образование в декабре 1991 года на постсоветском про­странстве СНГ стало развитием инициативы Казахстана о формировании обновленного Союза - Союза Суверенных Государств и единого экономического пространства в новых условиях. Объективно СНГ выполнило важную задачу - обе­спечить безболезненный переход от единого союзного госу­дарства к цивилизованной форме взаимодействия независи­мых государств, сформировать новые отношения, основанные на принципах суверенного равенства и международного пра­ва. При этом следует отметить, что Содружество Независимых Государств - постсоциалистическое межгосударственное объ­единение, призванное сохранить историческую общность и многранность сотрудничества его участников, их государствен­ную целостность и неприкосновенность, культурную самобыт­ность населяющих его народов, как инструмент прогресса и взаимовыгодных связей с мировым сообществом.

Анализируя основные моменты развития межгосудар­ственного сотрудничества в рамках Содружества, доктор юри­дических наук, главный редактор Евразийского юридического журнала И.З.Фархутдинов подчеркивает, что «путь, пройденный СНГ, был чрезвычайно сложным и противоречивым, а временами и драматичным. Его зигзагообразность объясня­ется самой логикой борьбы центробежных и центростреми­тельных тенденций при становлении государственности на постсоветском евразийском пространстве. Этим в значитель­ной степени обусловлено затянувшееся объединение стран СНГ в соответствии с объявленными целями и задачами»1. К сожалению, интеграционные процессы на пространстве СНГ не получили должного развития. хорошо известны факты, когда многие уже принятые важные решения в рамках СНГ остаются на бумаге, а в плане осуществления реальных инте­грационных процессов в экономической сфере практически мало плодотворны.

Правильно отмечает российский исследователь В.Б. Ами­ров что, поиск путей активизации экономической интеграции на пространстве СНГ без ее излишней политизации, включая окончательную замену так называемой братской дружбы на подлинно союзнические, взаимовыгодные отношения, есте­ственно, будет продолжен. По совокупности объективных и субъективных факторов регион Центральной Азии как единое целое выделяется в качестве наиболее важного и перспектив­ного объекта для России в развитии ее торгово-экономиче­ских связей со странами СНГ, несмотря на многие очередные трудности и препятствия. Причем в таком встречном движе­нии нуждаются обе стороны - и по политическим, и по эко­номическим причинам, и с точки зрения обеспечения инте­ресов национальной безопасности. Казахстан остается для России пока единственным реальным партнером для постро­ения по-настоящему интеграционных связей в ближайшем будущем...В свою очередь, по мнению автора, для Казахстана тесная политико-экономическая связь с Россией может в боль­шей степени способствовать укреплению его независимости, чем равноудаленность от всех в рамках современной «много­векторной» политики Казахстана.

Таким образом, Казахстан в настоящее время участвует одновременно в четырех объединениях - в СНГ, в Централь­ноазиатском союзе, ЕврАзЭС, а также в Организации эконо­мического сотрудничества (ОЭС), созданной еще в 60-е годы Ираном, Пакистаном и Турцией. Преимущества Казахстана перед государствами, участвующими в перечисленных объ­единениях, объясняется срединным положением Казахстана между Европой и Азией, возможностью развивать интеграци­онные связи с одинаковым успехом как в направлении Запада, так и в направлении Востока.

Бесспорно, Россия является лидером интеграционных процессов в СНГ, обладая самым емким рынком, сравнитель­но более устойчивой валютой, оказывая решающее влияние на развитие ситуации в Содружестве. Из всех постсоветских республик на нее приходится свыше трех четвертей терри­тории, почти половина населения и более двух третей ВВП. Вместе с тем «Россия переживает эпоху перемен. В очередной раз, пробудившись от спячки, длившейся десятилетиями, она пытается провести глобальное реформирование общества и заново определить свое место в мире. Выясняется, что мир не стоит на месте, он также меняется, и он по-прежнему много­лик. Сколь бы трудно ни шел процесс реформирования наци­ональной экономики, а также государственно-правовых и по­литических структур, Россия не может не определить своего места в окружающем мире».

«Более эффективному включению России в мировое хо­зяйство будет способствовать концентрация усилий государ­ства на решении проблем реального развития интеграции в рамках СНГ, при рационализации международных заимство­ваний, активном участии в международных экологических и финансовых организациях. Центральное место в системе государственного регулирования принадлежит разработке, принятию и последующей реализации новой национальной внешнеэкономической доктрины с четко обозначенными геоэкономическими интересами России, переходу на воспроиз­водственную модель мирохозяйственных связей».

По мнению казахстанского ученого экономиста Б.К.Казбекова, «роль и значение России в формировании эко­номического евразийского союза неоспорима. При этом осо­бые экономические отношения Казахстана и России, тесная интеграция их национальных хозяйств также общеизвестны». Следовательно, «одним из первостепенных страновых при­оритетов, на которых базируется концепция внешней поли­тики Казахстана, является Россия, распологающая разветвлен­ной транспортной сетью и выступающая в качестве основного партнера по транзиту казахстанских энергоресурсов. В то же время необходимость сокращения нефтяной зависимости, расширения выхода на мировой рынок, развития новых техно­логий, машиностроения, сельского хозяйства и малого бизне­са будут способствовать стимулированию региональной эко­номической интеграции.

Таким образом, каждое отдельное государство постсо­ветского пространства по мере проведения рыночных преоб­разований и экономического развития постепенно, методом последовательных приближений будет переходить из одного концентрического круга в другой, приближаясь к его ядру, серцевиной которого в Центральной Азии является Казахстан, а на постсоветстком экономическом пространстве - мощный экономический потенциал России. Развиваясь таким образом по пути экономического возрождения и прогресса, постсо­ветские республики формируют единое экономическое пространство.

Сегодняшние реалии таковы, что ядром и «локомоти­вом» интеграции на постсоветском пространстве становится Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - между­народная экономическая организация бывших республик Со­ветского Союза, созданная для эффективного продвижения ее участниками процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, как взаимное допол­нение экономик, повышение конкурентоспособности товаров на внешнем рынке, согласованное развитие производственно­го сектора и надежный инструмент хозяйственного прогресса. Период эйфории от приобретенных суверенитетов заверша­ется. Тенденция к интеграции с партнерами по общей судь­бе начинает брать верх над центробежными силами. Ни один президент, ни один парламент или правительство не могут игнорировать этот процесс, отвечающий интересам собствен­ного народа.

Во всем мире интеграция воспринимается как очевид­ное благо. Однако реализация интеграционных связей между странами СНГ будет неэффективной без межгосударственных комплексных программ экономических преобразований и инвестиционной политики. Обширная постановка проблемы экономической интеграции имеет вполне реальное научное обоснование как в юридическом, историческом, так и полити­ческом аспектах. Еще предстоит тернистый путь к восстанов­лению народнохозяйственных связей, нарушенных в декабре 1991 года. для скорейшей стабилизации экономического раз­вития Казахстана, России и стран СНГ необходимо создание интеграционного механизма, который будет опираться на развитую систему правовых отношений с соответсивующими наднациональными институтами и наднациональными программами (Правительство Евразийского экономического сообщества, Инвестиционный банк Евразийского экономиче­ского сообщества, научные центры).


Оскар Ригли не просто умный ребенок, он просто гениален. Малыш из Беркшира уже читает энциклопедии, а ему всего-то 2 года от роду! Оскар Ригли вся подробная информация на сайте http://trial-news.ru





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика