Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Основные тенденции интеграции экономики России и Казахстана в государственно-правовом регулировании аграрного сектора - Аграрное право
Научные статьи
11.12.13 20:04
Оглавление
Основные тенденции интеграции экономики России и Казахстана в государственно-правовом регулировании аграрного сектора
Аграрное право
Все страницы


На этом фоне настоящим лучом света в темном царстве кредитования может стать кредит под материнский капитал, использование которого для приобретения жилой недвижимости является наиболее выгодным решением, кредит под материнский капитал вся подробная информация на сайте http://regionfinans.ru

   В настоящее время значительная роль в процессе инте­грации отводится Суду ЕврАзЭС1 - судебному органу Евра­зийского экономического сообщества, который был создан в соответствии с Договором об учреждении Евразийского эко­номического сообщества от десятого октября 2000 года. Суд ЕврАзЭС начал работу первого января 2012 года в Минске. Согласно положениям статьи 8 Договора от десятого октября 2000 года суд ЕврАзЭС: обеспечивает единообразное при­менение данного Договора и других действующих в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС) договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений; рас­сматривает споры экономического характера, возникающие между государствами - членами ЕврАзЭС по вопросам реа­лизации решений органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС, дает по ним разъяснения и заключения.

Характеризуя проблему «надгосударственности» в меж­дународно-правовой науке, А.А.Моисеев отмечает, что «тема "наднациональности" или, точнее, "надгосудартсвенности" является одной из самых дискуссионных. Мы все чаще слы­шим о международных надгосударственных отношениях, при­чем те отношения, которые еще лет 20 назад были междуна­родными, вдруг неожиданно «стали» надгосударственными... На современном этапе явление "надгосударственности" свя­зывают в основном с деятельностью международных организа­ций, причем самой «надгосударственностью» следует считать передаваемое государствами-членами свойство и способность такой организации принимать решения, имеющие обязатель­ный характер для самих государств-членов...Представляется, что государства стараются избегать использования термина «надгосударственность» в учредительных международных до­говорах международных организаций, во-первых, в связи с от­сутствием общепризнанного определения этого термина и, во-вторых, поскольку устойчивы ошибочные предубеждения, что надгосударственность угрожает суверенитету государств- членов».

«К примеру, опыт проведения совместной структурной политики - отраслевой и региональной - в странах Европей­ского Сообщества привел к выработке механизма реализа­ции меропиятии мероприятий в данной сфере на основе двух принципов. Первый - национальный, когда сам рынок не может справиться с возникающими проблемами, тогда дей­ствует такой подход: чем менее конкурентоспособна отрасль или регион, тем более депрессивным является их состояние и тем активнее институты Сообщества используют свои юри­дические и финансовые возможности. Второй - по каждому регулируемому направлению интеграционной политики четко предусмотрено в законодательном порядке, решение каких мероприятий полностью передано на уровень Сообще­ства (унификация), какие шаги предпринимаются органами группировки после принятия соответствующего решения (гармонизация), что страны - участницы могут делать само­стоятельно, но при предварительном извещении Комиссии ЕС и гармонизации ненанесения ущерба своим партнерам (координация)».

Мировой опыт паказывает, что в наибольшей степени интеграционному регулированию подвержена сельскохозяй­ственная политика. Например, в соответствии с Римским дого­вором 1957 года, заложившим основу для Европейского эконо­мического сообщества, целями аграрной политики являются:

-    повышение производительности сельскохозяйственного производства на основе содействия техническому прогрессу, рационализации аграрного сектора и оптимального исполь­зования факторов производства, особенно рабочей силы;

-    обеспечение сельскому населению подобающего уров­ня жизни благодаря росту доходов занятых в аграрной сфе­ре; стабилизация рынка; гарантированное снабжение продо­вольствием; поддержание разумных цен на потребительских рынках. Менее чем за десять лет странам сообщества удалось практически полностью выполнить намеченное.

«История становления и развития единой аграрной по­литики ЕС дает ряд исходных моментов для подъема сельско­го хозяйства в рамках экономического сообщества суверенных республик. Во-первых, насыщение продовольственного рынка

-    важнейший фактор успешной интеграции хозяйственных механизмов стран-участниц, который позволяет минимизи­ровать разрушительные спекулятивные воздействия.

Во-вторых, наличие независимых, заинтересованных в ре­зультате своего труда товаропроизводителей на всей интегри­руемой территории представляется необходимым условием формирования единого рынка. Без крупных государственных дотаций, позволяющих покрыть издержки производства, не обойтись, особенно на начальном этапе. Важно, чтобы поря­док их использования был четко оговорен, а сами стимулиро­вали расширение и модернизацию производства, а не консер­вацию неэффективных структур.

В-третьих, наличие обширного интеграционного региона с различными природными условиями весьма благоприятно, так как позволяет с меньшими издержками насытить его раз­нообразной аграрной продукцией. Принципы аграрной по­литики, но не в столь ярко выраженной форме национальной унификации, ЕС используются также в черной металлургии и атомной энергетике».

Поддержка сельскохозяйственной отрасли является од­ним из важных направлений государственной политики Рос­сийской Федерации и Республики Казахстана. Аграрный сек­тор характеризуется высокой капиталоемкостью, длительным сроком окупаемости, низкой прибыльностью, зависимостью от природно-климатических условий, что делает сельское хо­зяйство менее конкурентоспособным по сравнению с другими отраслями народного хозяйства. Объективная необходимость аграрного реформирования была вызвана тем, что сельское хозяйство России и Казахстана было затратным, в основном экстенсивным и разрушительным для природной среды.

«Несмотря на объективные и субъективные причины, сдерживающие преобразование земельных отношений в Рос­сии, прежнее «совместно-ничейное» землепользование под­вергается все более радикальной трансформации. Бывшие работники совхозов и члены колхозов становятся собствен­никами земли, хотя право этой собственности экономически еще далеко не реализовано. Отношения в новых коллективных формах последовательно приобретают частный характер. Хотя масштабы рыночного оборота земли в целом по-прежнему ограничены, этот оборот расширяет свои рамки внутри ак­ционерных обществ, кооперативов, других новых форм кол­лективно-долевой частной собственности. Из-за сложной ма­кроэкономической ситуации фактически стабилизированы размеры индивидуального фермерского землевладения.

Что касается земельного рынка, то речь идет вовсе не о не­ограниченном обороте земель, а о законодательно принятом в большинстве цивилизованных стран ограничении оборота. Смысл регулирования - в обязательстве покупателя исполь­зовать землю для сельскохозяйственного производства, в про­даже земли тому, кто имеет для этого необходимые знания и навыки, в ограничении концентрации земли в отдельных ру­ках определенными пределами (непосредственно или через налоговую систему), в обязательном соблюдении новым соб­ственником требований экологии, охраны окружающей среды и ландшафта.

Введение земельного рынка требует строгого контроля со стороны государства, административно финансовых и право­вых органов за соблюдением земельного законодательства. Все это свидетельствует о том, что осуществление земельной реформы в России - длительный процесс, который может протекать эволюционным путем».

В настоящее время главная задача осуществления аграр­ной реформы России и Казахстана, состоит в системной разра­ботке и освоении всех элементов правового и экономического механизма регулирования процесса реформирования, вклю­чая все правомочия по распоряжению земельной собственно­сти, при возрастающем государственном контроле за исполь­зованием земли. На ходе реформ и дальнейшего укрепления евразийского правового пространства, безусловно, сказывает­ся и административный произвол на местах.

Исследуя коррупционный «фон» земельных правоотно­шений, казахстанский ученый аграрник А.Х.Хаджиев остро ставит вопрос о том, что любые нормативные издержки, свя­занные с регламентацией земельных прав, выступают в каче­стве условий, способствующих возникновению коррупцион­ных ситуаций. «Фактически в отдельных регионах образовался теневой рынок земель, где ключевыми фигурами выступают лица, имеющие доступ к сфере наделения земельными пра­вами. Государственная собственность в случае ненадлежаще­го, недостаточного урегулирования принципов, положений и процессуальных параметров ее функционирования может породить всесилие и произвол чиновников и, по существу, превратить землю в объект корпоративной коррупционной собственности». Трудно не согласиться с мнением автора о дальнейших научных и экспертных исследованиях, которые обеспечиват системный анализ проблемы, с привлечением специалистов различных отраслей.

Итак, какие процессы протекают сегодня в сфере эконо­мического взаимодействия России и Казахстана и, следова­тельно, какие тенденции доминируют?

Приграничное сотрудничество России и Казахстана - это уже доказанное преимущество экономического роста двух го­сударств. Из $13 млрд товарооборота между государствами в 2012 г. более 80% приходится на приграничные сопредельные регионы Российской Федерации. Следует отметить, что из 87­ми регионов России 76 имеют экономические отношения с Казахстаном.

Т ак, из Башкортостана в обмен на зерно и другую сельско­хозяйственную продукцию Казахстан получает минеральные удобрения. Казахстан является основным торговым партне­ром Алтайского края. Так, на Республику Казахстан прихо­дится 45% вывозимой из края продукции машиностроения. В свою очередь, 70% импорта продовольственных товаров по­ступает в край из Казахстана. Имеет место тесное и плодот­ворное сотрудничество Челябинской области с Казахстаном. В соответствии с протоколом о торгово-экономическом сотруд­ничестве между правительством Москвы и администрацией Северо-Казахстанской области, ежегодно осуществляются поставки пшеницы, мяса, другого продовольственного сырья в Москву, что содействует расширению связей между государ­ствами. Администрации двух регионов планируют создавать совместные предприятия с иностранными инвестициями, и в первую очередь, в области производства переработки и хране­ния продовольствия.

Российско-Казахстанское экономическое сотрудниче­ство опирается на похожие или совпадающие экономические системы, существующие в обеих странах. Российско-Казах­станская торговля продолжает достаточно динамично раз­виваться. Хотя ее объем существенно меньше, чем объем рос­сийско-украинской или российско-белорусской торговли, но с учетом похожести структур экспорта России и Казахстана, все-таки объем торгового взаимодействия достаточно велик. Характерной чертой торгово-экономических связей являются нарастающие взаимные потоки инвестиций. Россия и Казах­стан в этом процессе находятся на самых передовых позициях в СНГ.

Однако, несмотря на достижения России и Казахстана в развитии аграрного сотрудничества, в этой сфере сохраняют­ся проблемы: проблема внедрения и реализации в странах Таможенного Союза единой системы исполнения междуна­родных договоров и соглашений: особо следует отметить Со­глашение об Общем аграрном рынке государств - участников Содружества Независимых Государств от шестого марта 1998

Данным Соглашением предусмотрено создание общего аграрного рынка стран СНГ с целью обеспечения свободного движения сельскохозяйственной продукции, продовольствен­ных товаров, научно-технической продукции, технологий, средств производства и услуг для агропромышленных ком­плексов, а также проведение общей аграрной политики, пред­усматривающей повышение эффективности использования ресурсов, рациональное размещение сельскохозяйственного производства, улучшение обеспечения населения продоволь­ствием и промышленности сырьем, стабилизацию рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия, под­держку и защиту товаропроизводителей агропромышленного комплекса, стимулирование взаимного повышение жизненно­го уровня сельского населения. Распоряжением Правитель­ства Российской Федерации от 17 февраля 2007 года № 178-р принято решение о прекращении временного применения Соглашения об Общем аграрном рынке государств-участни- ков СНГ, МИДу России поручено уведомить исполнительный комитет СНГ о намерении России не принимать участия в данном международном договоре;

-      проблема низкого уровня сферы ресурсообеспечения АПК России и Казахстана: наблюдается тенденция сокраще­ния объемов поставок новой техники, минеральных удобре­ний, пестицидов, комбикормов, высокобелковых добавок и других ресурсов В Казахстане усиливается износ машиннно- тракторного парка, ухудшается его снабжение запчастями и ремонтными материалами. Практически все сферы ресурсосбережения, в том числе тракторное и сельскохозяйственное машиностроение Казахстана и России, которые создавались как единый машиностроительный комплекс, не полностью используют свой потенциал в силу недостаточных объемов ка­питала. Не отработан единый межгосударственный механизм экономических взаимоотношений предприятий - смежни­ков, а также поставщиков и потребителей машин, что при­водит к снижению их качества, нарушению комплектности, отсутствию гарантий обеспечения запасными частями и тех­нического сервиса машин. В результате созданный производ­ственный и научно-технический потенциал отрасли сельскохо­зяйственного машиностроения используется лишь на 10-15%;

-      проблема научно-технического обеспечения АПК и приоритетные направления прикладных научных исследова­ний: вследствие неудовлетворенного состояния финансирова­ния науки происходит снижение научного потенциала аграр­ной сферы России и Казахстана. На низком уровне находится производство наукоемких видов продукции, определяющих технический и технологический уровень отрасли. Негативные процессы затронули как фундаментальную и прикладную на­уки, так и внедрениедостижений научно-технического про­гресса и в Казахстане, и в России. В целом на сегодняшний день уровень интеграции в аграрном секторе между Казахстаном и Россией остается недостаточным, а также не соответствует по­тенциальным возможностям и реальным потребностям обоих государств;

-      проблема реализации условий всех видов коммуника­ций в рамках ЕврАзЭС: необходимо ввести единый железно­дорожный тариф; формирование единого информационного пространства в области аграрного сектора; создание свобод­ных экономических зон; инвестирование межгосударственных проектов, создание совместной аграрной биржи Казахстана и России; актуальной остается проблема приведения аграрного законодательства России и Казахстана в соответствие с тре­бованиями ВТО. Казахстан, как известно, продолжает вести сложный переговорный процесс вступлению в ВТО, процесс длится уже 17 лет, с 1996 года - даты подачи заявки, порожда­ющий немало вопросов, проблем и расхождений во взглядах (Россия стала членом ВТО 22 августа 2012 года. Переговоры о присоединении к Всемирной торговой организации велись 18 лет, с 1993 года по 2011 год).

Вхождение во Всемирную торговую организацию - очень трудный, сложный, дорогой, длительный процесс, подраз­умевающий изменение тарифов и инструментов торгового регулирования в политике поддержки местного произво­дителя, включая регулирование сельского хозяйства, а также правовых и институциональных корректировок для полного соответствия условиям соглашений по ВТО. «Формирование и деятельность единого экономического пространства осу­ществляется в учетом норм и правил ВТО, для Казахстана по соглашению ЕЭП раздел IV регулирует «Взаимодействие при проведении переговоров по присоединению к ВТО». Исходя из того, что государства-участники находятся на различных этапах переговорного процесса по присоединению к этой ор­ганизации, необходимо выработать механизм согласования позиций при проведении переговоров по присоединению к ВТО с учетом возможностей разноуровневой и разноскорост­ной интеграции». «Без реальных экономических программ ЕврАзЭС неминуемо превратится в виртуальное правовое пространство...Речь идет об инвестировании в энергетику, в машиностроение, в высокие технологии, в химическую про­мышленность, в фармацевтику, и, самое главное, в сельское хозяйство».

Таким образом, учитывая кризисную ситуацию в аграр­ном секторе России и Казахстана и техническую отсталось сельскохозяйственного производства, в ближайшие годы сле­дует обеспечит ему особый, стимулирующий развитие ре­жим, внеся соответствующие изменения в систему ценовых, кредитных налоговых и иных экономических регуляторов АПК. «Обзор государственной аграрной политики зарубеж­ных стран показывает, что по рассматриваемому вопросу в их практике накоплен большой опыт. При определении го­сударственной политики в сельском хозяйстве каждая страна исходит из принципов реальности и разумности, т.е. исходя из особенностей сложившейся ситуации. Изучаемые госу­дарства «опекают» сельское хозяйство по многим направле­ниям. Аграрная политика в этих странах характеризуется высокой степенью государственного воздействия. В них ме­ханизм государственной поддержки реализуется в основ­ном с помощью рыночных рычагов (цены, кредиты, и др.) и субсидирования».

Казахстан и Россия обладают огромным потенциалом для развития взаимовыгодного сотрудничества. В сельском хозяйстве России и Казахстана еще сохраняются серьезные проблемы, главными из которых являются высокая степень зависимости аграрного рынка от импорта, что негативно ска­зывается на продовольственной безопасности, низкий уровень конкурентоспособности конечной продукции, неэффективное использование бюджетных средств, направляемых на разви­тие аграрного сектора экономики двух государств.

Аграрное право






Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика