Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Понятие и основные направления правоохранительной деятельности прокуратуры
Научные статьи
11.12.13 20:09
Прежде чем приступить к выбору необходимо знать некоторые технические и практические особенности часов. Лучший выбор часов в Запорожье вся подробная информация на сайте http://fashionwatches.com.ua


Понятие и основные направления правоохранительной деятельности прокуратуры

     
 

В современных условиях важное значение имеет укрепле­ние законности во всех сферах жизни общества, так как толь­ко на основе законности возможно инновационное развитие экономики России. Ведущая роль в укреплении законности принадлежит прокуратуре Российской Федерации, которая является важным звеном государственного механизма.

Механизм государства представляет собой целостную иерархически организованную систему органов и учрежде­ний, осуществляющих государственную власть, реализующих функции государства. «Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой, государство проводит ту или иную политику».

Структура государственного механизма закрепляется в конституции государства, в ее основных разделах, касающихся государственного устройства.

Основы статуса прокуратуры определяются в Конститу­ции Российской Федерации, ст. 129 которой устанавливает, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Рос­сийской Федерации. также в данной статье определяется по­рядок назначения на должности Генерального прокурора и прокуроров.

Более подробно статус прокуратуры определяется Феде­ральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». В данном законе определены цели, задачи, принципы орга­низации и деятельности органов прокуратуры современной России, ее полномочия и функции. В данный закон неодно­кратно вносились изменения и дополнения. По мнению В.Г. Бессарабова, принятие Федерального закона «О внесении из­менений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», вступившего в силу 17 февраля 1999 г., и ряда других нормативных актов позволило достаточно адекватно установить ее (прокуратуры) место и роль в системе государственной власть.

Прокуратура как составной элемент государственного механизма наделена важными функциями, без реализации которых невозможно полноценное существование этого меха­низма и самого государства.

Роль и значение прокуратуры Российской Федерации, которая является уникальным государственно-правовым ин­ститутом, связаны с укреплением законности и правопоряд­ка в стране. Роль прокуратуры в государственном механизме определяется еще и тем, что она выступает в качестве своео­бразного посредника или связующего звена между властью и правом, государством и обществом, участвуя в формировании сложного механизма общественных связей.

Прокуратура как орган государственной власти имеет три основных функции: правозащитную, правоохранительную и надзорную. Сходство между этими функциями проявляется в том, что все они направлены, в конечном счете, на укрепление законности. Вместе с тем существуют и определенные разли­чия между ними.

Правозащитная функция подразумевает защиту прав и свобод граждан. Правоохранительная функция связана с за­щитой публичных интересов, в том числе и в экономической сфере. В современных условиях это означает защиту интере­сов не только государства и государственных предприятий, но и интересов юридических лиц, деятельность которых име­ет большое значение для развития экономики. Необходимо учитывать, что в условиях конституционного закрепления принципа равенства всех форм собственности, в том числе и частной, для экономики также необходима деятельность про­куратуры по защите экономических прав граждан. Именно экономические права определяют сам факт существования государства и общества.

Надзорная функция предполагает осуществление надзо­ра за исполнением Конституции и законов, действующих на территории Российской Федерации.

Как правило, авторы, исследующие деятельность про­куратуры, акцентируют свое внимание на ее правозащитной функции. действительно, защита прав и свобод граждан яв­ляется одним из важнейших направлений в работе органов прокуратуры. Можно согласиться с точкой зрения, что «про­блема защиты прав человека приобретает особую значимость в период реформирования российского общества, поскольку состояние их обеспечения становится основным критерием демократичности государства, его приверженности правовым началам и общечеловеческим ценностям». Эта пробле­ма важна и с международно-правовой точки зрения, так как в современных условиях необходимость соблюдения прав чело­века рассматривается в условиях западной цивилизации как аксиома.

В то же время, нельзя забывать и про исторически первую и не менее важную функцию прокуратуры - стоять на стра­же законности, защищать интересы государства, в том числе, в сфере экономики. Являясь по своей сущности правоохрани­тельным органом, прокуратура не может быть лишена своей правоохранительной функции, присущей ей с самого начала. К тому же правоохранительная и правозащитная функции прокуратуры тесным образом взаимосвязаны: защищая за­конность во всех сферах, прокуратура тем самым способству­ет более полной защите прав и свобод граждан, реализации интересов всего общества. Тесное единство правоохранитель­ной и правозащитной функции вытекает, в частности, из п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Феде­рации», где говорится об обеспечении «верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод че­ловека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства».

Рассматривая сущность самого понятия правоохрани­тельной деятельности, А.Ю. Гулягин предлагает следующее определение: правоохранительная деятельность - это основан­ная на законе деятельность государства через уполномочен­ные им органы, направленная на обеспечение правопорядка, противодействие и недопущение правонарушений различно­го характера, посредством применения мер принудительного характера.

Правоохранительная деятельность, как верно отмечает А.Я. Мыцыков, в определенной мере присуща любому орга­ну государственной власти, если не сводить ее только к акту правоприменения или к охране общественного порядка и общественной безопасности. Но тем не менее отнесение того или иного органа к правоохранительной системе производит­ся именно по такому принципу. Отсюда, по мнению цитируе­мого автора, и происходит частая путаница в задачах и функ­циях правоохранительных органов, распределении между ними правоохранительных полномочий. Но в любом случае именно для прокуратуры правоохранительная деятельность выступает как системообразующая, определяющая смысл и назначение данного органа, а также его место в государствен­ном механизме.

Основными направлениями правоохранительной дея­тельности выступают: конституционный контроль; осущест­вление правосудия; выявление и расследование преступлений; организационное обеспечение деятельности судов; оказание юридической помощи; прокурорский надзор.

Все эти направления образуют определенное единство, так как их объединяет конечная общая цель - укрепление за­конности.

таким образом, важное значение для укрепления закон­ности и поддержания правопорядка имеет правоохранитель­ная деятельность, осуществляемая органами государственной власти, в том числе прокуратурой. Прокуратура является орга­ном, обладающим определенным конституционным статусом и занимающим важное место в государственном механизме. Это место определяется основными функциями прокуратуры, которая призвана осуществлять надзор за соблюдением зако­нов, а также участвовать в процессе судопроизводства: уголов­ного, гражданского и арбитражного. Осуществляя надзор за исполнением законов, органы прокуратуры добиваются един­ства и укрепления законности, защиты интересов личности, общества и государства.

Правоохранительная деятельность



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика