Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


2015: Перспективы трансграничного управления интернетом
Научные статьи
24.12.13 10:31

2015: Перспективы трансграничного управления интернетом

В определенном смысле 2015 год может иметь истори­ческое значение в контексте решения вопросов, касающихся трансграничного управления интернетом и перспектив его дальнейшего развития. Причин здесь несколько.

Проблематика управления интернетом в общем пла­не была связана с Всемирной встречей на высшем уровне по вопросам информационного общества (World Summit on the Information Society, далее - WSIS), проведенной под эгидой Организации Объединенных Наций. WSIS прошла в два эта­па - в Женеве (2003 г.) и в Тунисе (2005 г.). В целях подведе­ния итогов реализации мероприятий, связанных с использо­ванием информационных и коммуникационных технологий, построения глобального информационного общества, пред­усмотрено проведение третьего этапа Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества в 2015 г. Мероприятия по подготовке третьего этапа WSIS на­чались в 2010 г. в рамках проекта «WSIS+10. В преддверии третьего этапа WSIS 2015 можно обозначить несколько поло­жений, имеющих принципиальное значение для его повестки и дальнейшего обсуждения вопросов управления интернетом.

1.      Одним из важнейших итогов первого этапа WSIS (Женева 2003 г.) было обсуждение вопроса разработки опре­деления понятия «управление интернетом» и разработка рабочего определения «управления интернетом». Рабо­чей группой по управлению интернетом (Working Group on Internet Governance, WGIG) при Генеральном секретаре ООН было предложено следующее определение понятие «управле­ния интернетом»: ... разработка и применение правительства­ми, частным сектором и гражданским обществом, при выпол­нении ими своей соответствующей роли, общих принципов, норм, правил, процедур принятия решений и программ, ре­гулирующих эволюцию и применение интернета. Это опре­деление считается в настоящий момент общепризнанным, не­смотря на то, что оно вызывало и вызывает ряд критических замечаний со стороны экспертного сообщества вследствие своей неконкретности и подразумеваемого указания на то, каким образом такое управление должно осуществляться. тем не менее в определении содержится важнейший элемент процесса «управления интернетом», а именно указание на так называемый «подход всех заинтересованных сторон» Multi­stakeholders»). К числу заинтересованных сторон - участниц управления интернетом относятся правительства (органы власти национальных государств, международные межправи­тельственные организации и т. д.).

    Разумеется, и это напрямую вытекает из определения, предложенного Рабочей группой, все заин­тересованные стороны выполняют в управлении интернетом свои «соответствующие роли». Более того, рабочее определе­ние управления интернетом исходит из признания того, что в конкретных вопросах управления интернетом каждая группа (правительства, бизнес-организации, представители граждан­ского общества и др.) имеет свои различные интересы, играет различную роль и принимает участие в различных формах, которые зачастую могут дублировать друг друга. так, функции правительств включают в себя разработку и осуществление государственной политики на национальном уровне и коор­динацию политики на международном уровне. В сферу ответ­ственности бизнеса, как правило, относят вопросы отраслевого саморегулирования, проведения научных исследований и раз­работку технических стандартов. Гражданское общество тра­диционно призвано «отвечать» за соответствие принимаемых норм и правил правам человека, социальной справедливости и т. д. В ходе развернувшихся в середине 2000-х годов диплома­тических дискуссий по проблематике управления интернетом выявились два противоположных подхода. «Узкий» подход ограничивал управление интернетом технико-организацион­ными вопросами построения сети, сетевой адресации и нуме­рации, основами кибербезопасности. «Широкий» подход ис­ходил из необходимости включения в управление интернетом более обширного перечня социально-политических вопросов. Кроме того, «максимально расширенное» толкование управ­ления интернетом распространялось даже на такие вопросы, как принципы коммутации международных сетей электро­связи и обеспечение «более сбалансированных» денежных по­токов за пропуск сетевого трафика. В настоящее время круг вопросов управления интернетом включает не только орга­низационно-технические и технологические, но и различные общественно-политические и социально-экономические во­просы. Фактически проблематика управления интернетом стала почти совпадать с проблематикой «построения инфор­мационного общества». Документом первого этапа WSIS - Же­невский план действий - были обозначены 11 направлений действий в целях построения информационного общества и реализации намеченных мероприятий. Каждое направление было закреплено за конкретной организацией или группой организаций заинтересованной стороны. Например, реали­зация направления «информационная и коммуникационная инфраструктура» закреплена за Международным союзом электросвязи и Ассоциацией по развитию коммуникаций; направление «этические аспекты информационного обще­ства» - за Международным союзом электросвязи, ЭКОСОС, ЮНЕСКО, ВОЗ, и т. д. Конкретные мероприятия, предприни­маемые заинтересованными сторонами на международном, региональном и национальном уровнях, находят отражение в «Золотой Книге» (Golden Book) WSIS, структура которой соответствует 11 направлениям Женевского плана действий. Мониторинг мероприятий и ведение «Золотой Книги» возло­жено на Международный союз электросвязи.

2.   Итогом второго этапа (Тунис 2005 г.) WSIS стало созда­ние в рамках ООН Форума по вопросам управления исполь­зованием интернета (Internet Governance Forum, далее - IGF). Создание IGF и формат его мандата были определены тунис­ской программой второго этапа WSIS. Мандат предусматри­вал пятилетний срок действия IGF, не предполагал жесткой организационной структуры и закреплял условия нейтрально­сти, прозрачности, демократичности, децентрализованности деятельности IGF с возможностью периодического пересмо­тра мандата. Мандатом определялось, что деятельность IGF базируется на сложившейся институциональной организации управления интернетом; особое внимание уделяется «взаимо­дополняемости» функций между всеми действующими орга­низациями, обеспечивающими процесс функционирования интернета, а также заинтересованными сторонами, прини­мающими участие в этом процессе. В мандате закреплялось, что IGF не осуществляет никаких надзорных функций, не под­меняет существующие структуры, механизмы, институты или организации, привлекает их к своей работе и использует их опыт.

Многоуровневый характер архитектуры интернета вли­яет на разграничение вопросов, связанных с «повседневной деятельностью технического и эксплуатационного характе­ра», и вопросов, связанных с деятельностью правительств и их ролью в «выполнении своих обязательств в решении между­народных вопросов государственной политики, касающихся интернета». Подобное разграничение является принципи­альным и последовательно закрепляется в целом ряде доку­ментов международных организаций и форумов, начиная с итоговых документов WSIS. В этой связи следует обратить внимание на то, что IGF не рассматривает вопросы «повсед­невной эксплуатации или технического обслуживания интер­нета», а рассматривает широкий круг вопросов управления интернетом, включая ключевые вопросы государственной политики. IGF действует на постоянной основе, осуществляет свою деятельность в формате консультаций, встреч и совеща­ний, принимаемые им решения не имеют обязательной силы и носят характер рекомендаций. Вместе с тем рекомендации IGF находят отражение в международно-правовых документах и актах международных организаций, например, в деклараци­ях министров Совета Европы, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и др. С момента созда­ния в 2005 г. проводятся ежегодные глобальные форумы IGF (первый прошёл в Афинах, последний по времени - в 2012 г. в Индонезии). За период своей деятельности IGF стал открытой площадкой обсуждения многих вопросов развития интернета и решения вопросов управления интернетом. Деятельность IGF отражает происходящую динамику формата обсужда­емых вопросов, акценты в постановке самих вопросов и их приоритетность. После истечения пятилетнего мандата IGF в 2010 г. по рекомендации Генерального Секретаря ООН было принято решение продлить мандат IGF еще на пять лет и в 2015 г. проанализировать деятельность IGF в контексте 10-ти- летнего периода выполнений решений WSIS. Это решение было закреплено соответствующей резолюцией Генассамблеи ООН. В настоящее время в рамках подготовки WSIS 2015 г. ре­шается вопрос о том, чтобы «регуляризировать бюджет IGF в рамках ООН и превратить его в официальный орган межпра­вительственного механизма ООН». Не будет преувеличением сказать, что IGF представляет новую модель международного сотрудничества, функционирующую на многосторонней ос­нове, - «Multi-stakeholders model». Не только итоговые доку­менты WSIS и последующие резолюции Генассамблеи ООН, но собственно сама WSIS и формат её проведения - есть фак­тическое отражение мультистейкхолдерского подхода и сви­детельство признания необходимости участия всех заинтере­сованных сторон в решении вопросов управления интернетом и, в общем плане, «построения информационного обще­ства». Практически десятилетний период реализации итого­вых документов WSIS подтверждает, что без взаимодействия всех заинтересованных сторон, без принятия согласованных между ними норм и принципов регулирования ни одно из решений или технических требований, связанных с управле­нием интернетом? не может быть эффективно реализовано. Мультистейкхолдеризм является эффективным способом трансграничного функционирования интернета, обеспечивает совместимость, стабильность, безопасность и доступность гло­бальной инфраструктуры интернета, в то же время предостав­ляет суверенным государствам возможность регулирования использования интернета в пределах национальной юрисдик­ции. Принцип участия всех заинтересованных сторон является основой дальнейшего развития глобальной Сети, важнейшим элементом управления интернетом.

2015 год станет годом «подведения итогов» не только в связи с проведением третьего этапа WSIS, но и, как минимум, еще по двум причинам глобального характера. Во-первых, Декларация тысячелетия ООН, принятая резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 г., предусмотрела 18 задач и 8 целей, которые все государства - члены ООН обя­зуются достичь к 2015 г. В их числе - обязательства сформиро­вать новое глобальное партнерство в целях развития, включа­ющее использование информационных и коммуникационных технологий. Обсуждение итогов достижения целей и задач Декларации тысячелетия в 2015 г., так или иначе, будет иметь отношение к проблемам использования информационных и коммуникационных технологий, а значит и к управлению ин­тернетом. Во-вторых, в 2015 г. вступает в действие новая редак­ция административного Регламента международной электро­связи (редакция 2012 г.) (далее - РМЭ 2012). Значение РМЭ 2012 г. в контексте управления интернетом связано со следующим. Международный союз электросвязи (далее - МСЭ) - специ­ализированное учреждение ООН, основными документами которого являются его Устав, Конвенция международного союза электросвязи и административные Регламенты. В со­ответствии с Уставом высшим органом МСЭ является Полно­мочная конференция, которая проводится один раз в четыре года. В декабре 2012 г. в Дубае (ОАЭ) состоялась очередная Полномочная конференция МСЭ. Особое внимание со сторо­ны мирового сообщества именно к этой Полномочной конфе­ренции было связано главным образом с тем, что на ней об­суждались вопросы международно-правовой регламентации информационных и коммуникационных технологий, включая интернет. В первую очередь предполагалось обсудить и при­нять решение по пересмотру РМЭ в прежней редакции. Этот документ, по форме представляющий собой международный договор, был принят в 1988 г., в «доинтернетовскую эпоху», когда в большинстве стран мира сохранялись государствен­ные телекоммуникационные монополии. Почти за четверть века действия РМЭ 1988 г. условия и порядок осуществления электросвязи существенно изменились, появилась мобильная телефония, услуги Skype и многие другие. Функционирование современных информационных и коммуникационных техно­логий основывается на IP-протоколах, т.е. наборе правил, обе­спечивающих соединение и обмен данными между компьюте­рами, подключенными к сети, а для интернета существенная роль отведена протоколам TCP/IP и HTTP. В связи с необхо­димостью «адаптации» регулирования технических, органи­зационных, операционных вопросов телекоммуникаций, в том числе использования интернета, Дубайская конференция МСЭ приняла решение о частичном пересмотре РМЭ 1988 г. и принятии его новой редакции. Из 193 государств - членов МСЭ новый РМЭ (в редакции 2012 г.) подписали 89 государств (включая Россию, Китай, Бразилию, Иран, Кубу, ряд стран Азии и Африки), 55 государств (США, Канада, страны ЕС, Ин­дия и др.) - выступили против, ряд государств - воздержались. Правовым следствием такой неоднозначной ситуации являет­ся то, что для многих государств подлежит применению преж­ний РМЭ 1988 г., что с неизбежностью вызовет многочислен­ные коллизии в части правоприменения.

Интернет-корпорация по распределению имён и адре­сов (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers, далее - ICANN) является центральной организацией техно­логической поддержки трансграничного функционирования интернета, и, de facto, основным органом, определяющим правила функционирования и использования адресного про­странства интернета. Несмотря на то, что эта сфера относится к «технологическому» контексту, в реальности она составляет едва ли не самый главный предмет дискуссий по трансгра­ничному управлению интернетом вследствие ее ключевого значения для поддержания существующей структуры интер­нета и его трансграничного функционирования. Документы, разработанные в рамках ICANN, имеют и еще одну весьма важную особенность: на практике все процедуры и правила, принимаемые этой организацией, в обязательном порядке являются результатом согласования «всех заинтересованных сторон», включая представителей суверенных государств, яв­ляющихся членами Правительственного консультативного комитета - структурного органа ICANN. Правительственный консультативный комитет (Governmental Advisory Committee, далее - GAC, Правительственный комитет), состоит из пред­ставителей, назначаемых правительствами, представителей международных межправительственных организаций и меж­дународных организаций, а также представителей отдельных географических регионов. Компетенция GAC заключается в консультировании Правления ICANN по вопросам, связан­ным с деятельностью правительств и их ролью «в выполнении их обязательств в решении международных вопросов государ­ственной политики, касающихся интернета». Деятельность Правительственного комитета определенным образом влия­ет на «интернационализацию» процесса принятия решений в ICANN. В частности, в компетенцию GAC входит введение новых родовых доменов верхнего уровня (gTLD). Членами Правительственного комитета на сегодняшний день являются около 100 государств. Российская Федерация является членом Правительственного комитета ICANN с 2009 г. В настоящее время в GAC Россию представляют три официальных лица Министерства связи и массовых коммуникаций. На регуляр­ной основе в работе GAC принимают участие также предста­вители ряда международных организаций и международных межправительственных организаций, например, Междуна­родного союза электросвязи (МСЭ), Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), ЮНЕСКО, Интер­пола, ОЭСЭР, Азиатско-Тихоокеанский форума, Совета Евро­пы и др. Одним из важных документов ICANN является Стра­тегический план ICANN 2012-2015 гг. Как видно из названия документа, 2015 год станет годом подведения итогов деятель­ности ICANN в рамках направлений, предусмотренных Стра­тегическим планом. Ключевыми направлениями, в частности, являются: реализация многосторонней модели управления интернетом с участием заинтересованных сторон; глобальная координация безопасности, стабильности и отказоустойчиво­сти; интернационализация корпорации ICANN и ее взаимоот­ношений; обеспечение функционирования системы доменной зоны (DNS) с помощью услуг IANA; введение новых доменов верхнего уровня и расширение интернационализированных доменов (IDNS). В 2015 г. ICANN представит международному сообществу список стратегических показателей, связанных с каждой из сфер деятельности.

Темпы развития общественных отношений в сфере ин­формационных и коммуникационных отношений опережают их правовое регулирование, а новизна и сложность регламен­тации интернет-отношений влияют на формат обсуждения вопросов дальнейшего развития интернета и его трансгра­ничного управления, и в этом контексте 2015 год может стать определяющим.



Специально для вас на нашем сайте появилось так называемое "интерактивное обучение как обыграть рулетку". Вся подробная информация на сайте http://bingo-maxbet.ru/kak-obygrat-ruletku/


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика