Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Проблемы развития экологической политики и права в республике Казахстан
Научные статьи
24.12.13 11:07
Модные бренды и знаменитые марки - как они появились, характерные черты и особенности брендовой одежды, как отличить настоящую брендовую одежду от копий. Вся подробная информация на сайте vogue.ua/fashion/brend.html

Проблемы развития экологической политики и права в республике Казахстан

За годы независимости в Республике Казахстан сложи­лось достаточно развитое, системное законодательство, регу­лирующее общественные отношения в области охраны при­роды и рационального использования природных ресурсов. На основе международных экологических конвенций, рати­фицированных Парламентом, в республике приняты фунда­ментальные нормативные акты, создающие правовую базу для эффективного государственного экологического управ­ления и оптимальной деятельности природопользователей. 3 декабря 2003 г. Указом Президента Республики Казахстан была одобрена Концепция экологической безопасности, ко­торая послужила методологическим документом для даль­нейшего развития государственного правового механизма охраны окружающей среды Казахстана. В 1997 г. были при­няты сразу три природоохранных закона - «Об охране окру­жающей среды в Республике Казахстан», «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территори­ях». В последующие годы были приняты законы «Об охране атмосферного воздуха», «О недрах и недропользовании», а также более трехсот законных и подзаконных актов, регули­рующих разносторонние аспекты природоохранной деятель­ности.

В 2006 г. вся система экологического законодательства была кодифицирована в одном нормативном акте - Экологи­ческом Кодексе Республики Казахстан. Экологический кодекс состоит из Общей и Особенной частей, в которых предусма­триваются самостоятельные институты экологического права. Все ранее действующие нормативные акты, регулирующие по­рядок проведения экологических нормативов, экологических экспертиз, экологического аудита, экологического контроля, экологических платежей и многих других вопросов охраны окружающей среды, полностью вошли в состав Экологическо­го кодекса. Редакция ранее действующих актов пересмотрена с учетом современных требований Экологического кодекса. В экологическом праве после принятия Экологического кодекса система экологического законодательства приведена в относи­тельный порядок. Несмотря на это, в данной отрасли права присутствует ряд проблем, связанных с вопросами дальней­шего совершенствования экологического законодательства. Проблемы реформирования любой отрасли законодательства имеют свою цикличность и свои закономерности. Экологиче­ское законодательство Казахстана также имеет свою циклич­ность и свои закономерности. Экологическое законодатель­ство суверенного Казахстана прошло в своем развитии три ярко выраженных этапа:

Первый этап длился с 1991 г. по 1997 г. В этот период в Республике Казахстан происходит процесс становления неза­висимости и разрабатывается законодательство на принци­пах суверенизации государства. Принимаются такие важные законы, как Закон Казахской Советской Социалистической Республики «Об охране окружающей природной среды в Ка­захской ССР» в 1991 г., Кодекс «О недрах и переработке ми­нерального сырья», Законы «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипала­тинском испытательном полигоне», Закон «О социальной за­щите граждан, пострадавших вследствие экологического бед­ствия в Приаралье» в 1992 г., Лесной кодекс, Водный кодекс, Закон Республики Казахстан «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» в 1993 г. Среди них наи­более важным в вопросах экологической политики является Закон Казахской Советской Социалистической Республики «Об охране окружающей природной среды в Казахской ССР», который был принят 18 июня 1991 г. Структура закона состо­ит из 16 разделов, 83 статей. Раздел I содержит основные тер­мины, определения и основные принципы природоохранной деятельности государства и указывает объекты, подлежащие охране. Раздел II рассматривает права и обязанности граждан в области охраны окружающей природной среды. В разделе III подробно рассматривается деятельность органов государ­ственной власти и управления в области охраны окружающей природной среды. Также в законе рассматриваются такие раз­делы, как нормирование качества окружающей природной среды, экологическая экспертиза, экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, зоны чрезвычайной эко­логической ситуации и экологического бедствия, особо охра­няемые объекты природы.

Второй этап продолжается с 1997 г. по 2006 г. В этот пе­риод были приняты: Концепция «Об экологической безопас­ности Республики Казахстан» от 30 апреля 1996 г., «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 г., Закон РК «Об эколо­гической экспертизе» от 18 марта 1997 г., Закон РК «Об эколо­гической экспертизе» от 18 марта 1997 г., Закон РК «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 июля 1997 г., За­кон РК «Об охране атмосферного воздуха» от 11 марта 2002 г., Закон РК «Об охране, воспроизводстве и использовании жи­вотного мира» от 9 июля 2004 г., Земельный Кодекс РК от 20 июня 2003 г., Водный Кодекс РК от 9 июля 2003г.

27 января 1996 г. был подписан Указ Президента Респу­блики Казахстан «О недрах и недропользовании». Указ состо­ит из 10 глав, 76 статей. Указ содержит общие условия регу­лирования отношений по недропользованию и охране недр. В нем дается общая характеристика целей и задач горного за­конодательства (глава I), определяется компетенция государ­ственных органов в области недропользования (глава II), за­креплены условия, виды, субъекты, основания возникновения права недропользования (глава III).

11 марта 2002 г. Парламентом Республики Казахстан был принят Закон «Об охране атмосферного воздуха». Атмосфер­ный воздух не является объектом права собственности, поэто­му основная задача данного Закона заключается в регулирова­нии отношений по охране воздуха, а не по его использованию. В законе определяются цели и задачи атмосфероохранного за­конодательства, компетенция государственных органов управ­ления и органов власти, а также отдельных граждан и обще­ственных организаций в области охраны воздушной среды. Структурно закон состоит из 7 глав, 30 статей.

18 марта 1997 г. Парламентом Республики Казахстан был принят закон «Об экологической экспертизе». Его структура включает 9 глав, 41 статью. Значение данного закона определя­ется правовым статусом, которым наделяется экологическая экспертиза как особый элемент экологического управления, без положительного заключения которой не разрешается ка­кая-либо хозяйственная деятельность.

15 июля 1997 г. принят Закон Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях». В его структуру входит 24 главы, 88 статей. Организация заповедного дела в Казахстане имеет давнюю и богатую историю и рассматрива­ется как отдельный самостоятельный институт экологического права. В настоящее время в республике существует значитель­ное количество особо охраняемых территорий, их видов, на­деленных разным правовым статусом. Этим объясняется боль­шой объем данного закона и круг вопросов его регулирования.

Наиболее важным для данного периода является осново­полагающий природоохранительный закон Республики Ка­захстан «Об охране окружающей среды», принятый 15 июля 1997 г. В его структуру входит 19 глав, 89 статей. Глава 1 закре­пляет основные термины и определения, которые использу­ются в данном законе, определяет задачи законодательства Республики Казахстан в области окружающей среды. Глава II закрепляет правомочие общественных экологических органи­заций и граждан по проведению широкого комплекса меро­приятий, направленного на охрану природы. Особое значение имеет глава Ш, в ней подробно раскрывается перечень основ­ных правомочий и направлений деятельности в области охра­ны природы Правительства Республики Казахстан. Глава IV закрепляет общую характеристику оснований и условия осу­ществления права природопользования. Следующие главы регулируют отдельные элементы государственно-правового механизма управления в области экологии. Закон завершает­ся главой XIX «Международное сотрудничество в области ох­раны окружающей среды». В ней указаны принципы приори­тетности всеобщей экологической безопасности.

Для второго этапа развития экологического законода­тельства Республики Казахстан характерным является вклю­чение в правовое регулирование общественных отношений, рыночных механизмов, основанных на институте частной соб­ственности.

третий этап начинается в 2006 г. и длится по настоящее время. В этот период были приняты: в 2003 г. - Земельный Ко­декс РК, Водный Кодекс РК, Лесной Кодекс РК, в 2004 г. - Закон РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», в 2006 г. - Закон РК «Об особо охраняемых природных территориях», в 2007 г. - Экологический Кодекс РК, в 2010 г. - Закон РК «О недрах и недропользовании».

Основным отраслевым законодательным актом является Земельный кодекс Республики Казахстан, принятый 20 июня 2003 г. Кодекс состоит из 5 разделов, 21 главы, 170 статей. Закон рассматривает цели и задачи, принципы земельного законода­тельства, состав и зонирование земель. Особое место в законе занимает раздел II «Право собственности, право землепользо­вания и иные вещные права на землю», которым регулируется широкий круг вопросов землепользования и собственности на землю. 8 июля 2003 г. Парламентом Республики Казахстан был принят Лесной Кодекс. Его структура включает 9 разде­лов, 20 глав, 118 статей. Содержание данной редакции Лесно­го кодекса отвечает существующим требованиям практики и экономическим реалиям современного Казахстана. В кодексе дается общая характеристика лесного законодательства, обо­значаются его задачи, называются права и обязанности участ­ников лесного фонда. В разделе II раскрывается компетенция государственных органов в области управления, контроля по охране, защите, пользованию лесным фондом, воспроизвод­ства лесов и лесоразведения. Вопросы лесовладения, его виды, сроки, условия и порядок регулируются в III разделе. Лесным кодексом также регулируются отношения по платности лесо­пользования и финансированию лесного хозяйства, ведению государственного лесного кадастра и проведению лесного мо­ниторинга.

Серьезную роль в регулировании водных отношений играет Водный Кодекс Республики Казахстан, принятый 9 июля 2003 г. Парламентом Республики Казахстан. Он со­стоит из 11 разделов, 32 глав, 146 статей. Водный кодекс опре­деляет предмет своего регулирования, раскрывает цели и задачи водного законодательства, дает характеристику еди­ного водного фонда Республики Казахстан. В нем определена компетенция органов государственной власти и управления в области регулирования водных отношений, участие обще­ственных объединений и граждан в осуществлении контроля за охраной и использованием вод, контроль и экспертиза в об­ласти использования охраны водного фонда, государственный водный кадастр, государственный мониторинг водных объек­тов. Основное назначение Водного кодекса состоит в регулиро­вании отношений по водопользованию, определению видов, сроков, полномочий органов по предоставлению водоемов в пользование, прав и обязанностей водопользователей, плат­ности водопользования, оснований прекращения права водо­пользования.

Одним из основных источников экологического права является Экологический кодекс Республики Казахстан, при­нятый 9 января 2007 г. Парламентом Республики Казахстан. Кодекс состоит из 2 частей, 9 разделов, 47 глав, 326 статей. В общей части Экологического кодекса закреплены 27 глав, в которых рассмотрены основные понятия и определены права и обязанности физических лиц, полностью раскрывается ряд основных правомочий и направлений деятельности в обла­сти охраны окружающей среды. также данная часть кодекса рассматривает экономическое регулирование охраны окру­жающей среды и природопользования, виды экологического контроля, экологического мониторинга и кадастра. Глава 17 «Государственный учет участков загрязнения окружающей среды» рассматривает задачи и принципы ведения учета участков загрязнения окружающей среды. Особое место в Эко­логическом кодексе занимает раздел VI «Зоны чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия». Здесь четко расписаны понятие, порядок объявления отдельных территорий зонами чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия и особенности правового регу­лирования в зонах чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия. Особенная часть начинается с рас­смотрения общих положений об экологических требованиях. Глава 30 предусматривает установление экологических требо­ваний практически по всем видам деятельности хозяйствую­щих субъектов. В главе 40 дается подробная характеристика экологических требований при производстве и использова­нии потенциально опасных химических и биологических ве­ществ, генетически модифицированных продуктов и организ­мов. Глава 42 «Экологические требования при обращении с отходами производства и потребления» определяет виды от­ходов производства и потребления (ст. 286), классификацию опасных отходов. Особое значение имеет раздел IX, который рассматривает ответственность за экологические правонару­шения и разрешение экологических споров. В мае 2013 г. в Астане прошел Экологический форум, организованный Ассо­циацией юристов в сфере недропользования при поддержке и участии ряда крупных нефте- и газодобывающих компаний. Основным предметом рассмотрения форума стал проект за­кона «О внесении изменений и дополнений в некоторые за­конодательные акты Республики Казахстан по вопросам эко­логии». Согласно данному законопроекту разработчиком - а им в первую очередь является указанная Ассоциация юристов, поднимается вопрос о внесении в Экологический кодекс Ре­спублики Казахстан существенных изменений и дополнений. Прежде всего, следует отметить комплексность проблем, на решение которых направлен данный законопроект. Фактиче­ски все изменения и дополнения в некоторые законодатель­ные акты по вопросам экологии можно сгруппировать по сле­дующим правовым институтам:

-     институт выдачи разрешений на эмиссию в окружаю­щую среду;

-     институт экономического стимулирования природоох­ранной деятельности;

-     институт ответственности за нарушение экологического законодательства;

-     институт отходов производства и потребления.

В рамках данных институтов рассматривается целый ком­плекс проблем, в которых предусматривается изменение со­держания понятийного аппарата, реформирование функцио­нальных обязанностей специально уполномоченных органов, применение новых экономических методов стимулирования природоохранной деятельности. Предлагаемые в законопро­екте новеллы по совершенствованию института выдачи раз­решений являются многоаспектными правовыми явлениями и их можно признать глубоко позитивными. Всего разработ­чики законопроекта предлагают внести изменения и дополне­ния в 223 статьи Экологического кодекса. За последние 7 лет в Экологический кодекс изменения и дополнения вносились уже 7 раз. И на сегодняшний день из 323 статьей 155 изложены фактически в новой редакции. Получается что многие нормы действующего Экологического кодекса и сам Экологический кодекс подлежит серьезному реформированию. Означает ли это, что наступил очередной этап реформирования экологи­ческого законодательства? Этот вопрос не случаен - каждый новый этап развития экологического законодательства в пер­вую очередь означает существенные изменения основного ко­дификационного акта в области охраны окружающей среды.

В каком направлении пойдет дальнейшее развитие эко­логического законодательства Республики Казахстан? На се­годняшний день можно сформулировать два сценария раз­вития экологического законодательства. Первый вариант: основной доктриной, выдвигаемой руководством нашей ре­спублики, является ориентирование на создание «зеленой экономики». Это сложный технологический, научный, инно­вационный и производственный процесс, который затрагива­ет вопросы применения новых видов энергетического сырья, внедрения малоотходного и безотходного производства, а также новых инновационных технологий. Помимо правового регулирования, сам технологический процесс, на наш взгляд, может продлиться от 20 до 50 лет. Поэтому данный вариант рассматривается нами как очень отдаленная перспектива. Со­гласно второму сценарию можно утверждать, что следующий этап развития экологического законодательства будет прохо­дить под влиянием фактора межгосударственной интеграции, в первую очередь унификации законодательства государств - членов Таможенного союза, как следствия создания общего рынка трех государств (Беларуси, России, Казахстана).

23 сентября 2011 г. Совет министров юстиции госу­дарств - членов ЕврАзЭС принял историческое, с правовой и политической точки зрения, решение. «Этим решением была принята за основу Концепция развития гражданского законо­дательства государств - членов ЕврАзЭС и поручено комиссии Совета министров юстиции начать разработку проекта Основ гражданского законодательства государств - членов ЕврАзЭС (далее - Основы гражданского законодательства)». то есть мы видим, как наши государства, в том числе и Республика Ка­захстан, исходя из интеграционных процессов, принимают активное участие в создании единой правовой базы для госу­дарств таможенного союза. Развитие правовой системы имеет единые закономерности. Невозможно развитие одной отрас­ли права без соответствующих изменений в других отраслях права. На наш взгляд, если государства Таможенного союза создают единое гражданское законодательство — данное за­конодательства не сможет эффективно функционировать, если оно не будет подкреплено нормами уголовного, адми­нистративного и иного законодательства. Можно привести пример с соглашением о действии свободных складов, при­нятие которого обеспечило разработку и принятие таможен­ных тарифов, единых на территории трех государств - членов ЕврАзЭС. Нетрудно предположить, что российский капитал также будет активно участвовать в сфере недропользования на территории РК. Возможно появление каких-либо новых форм участия российских природопользователей на территории Казахстана или казахстанских компаний на территории Рос­сии. При этом единое общее для всех трех государств экологи­ческое законодательство будет способствовать эффективному протеканию данных процессов. Таким образом, нам представ­ляется что четвертый этап развития экологического законода­тельства будет проходить именно в этом направлении. Про­блема совершенствования экологического законодательства заключается в методологическом переосмыслении содержа­ния самого экологического законодательства, достижении его внутреннего единства путем подчинения единой цели. Несмо­тря на общепризнанность и общеупотребляемость термина «экологическое законодательство», данное законодательство достаточно четко подразделяется на «нормативные акты об ох­ране природы» и «нормативные акты об использовании при­родных ресурсов».

В них заложены различные механизмы регулирования отношений права собственности, права пользования, управле­ния и ответственности. Концептуальная философия действу­ющего законодательства состоит в том, что природоресурсные кодексы и закон регулируют, в первую очередь, отношения по использованию данных ресурсов, а задача природоохранных законов заключается в разработке контрольных мер, условий, нормативов правопользования, не ухудшающих условий каче­ства окружающей среды.

Общая цель, которая стоит перед государством в области экологии, - сохранение качества природной среды, благопри­ятной для существования человека, - должна приниматься как основной правовой принцип в природоохранном и при­родоресурсном законодательстве, и его выполнение должно достигаться постепенным слиянием данных отраслей законо­дательства. Реализуя данную цель, необходимо достичь вза­имосвязи природоресурсовой и инвестиционной отраслей права. Следующая проблема заключается в создании соответ­ствующей модели экономического и социального развития. Законодательство любого государства является формальным выражением экономических отношений и проводимой го­сударственной политики. Учитывая уровень экономического развития, республика должна обозначить собственные прио­ритеты - создать модель социально-экономического развития и определить пути, методы, средства реализации этой моде­ли. Обозначение экологического приоритета в качестве основ­ного принципа для государства означает переориентирование или реформирование экономики на ином качественном уров­не. К примеру, добыча природных ресурсов осуществляется на территории других стран, сокращается добыча собствен­ных ресурсов, производится перенос наиболее экологически «грязных» производств за пределы собственной страны, вред­ные отходы вывозятся для захоронения на территорию других государств. Данному переориентированию модели развития способствует экономическая незащищенность и социальная нестабильность экологически эксплуатируемых государств. Полезным опытом является создание экономической модели, в которой учитывается принцип комплексного развития госу­дарства, его регионов, где использование природных ресурсов, развитие производственных сил, решение социальных про­блем подчинено основной цели - экологическому оздоровле­нию. Экономические преобразования на основе экологических приоритетов выражаются в проведении соответствующей го­сударственной политики. Официальная экологическая по­литика республики должна отражаться в политических доку­ментах - доктринах, концепциях, которые определяют цели, средства выполнения, правомочия участников, этапность ре­ализации. В области экологии Казахстана присутствуют от­дельные программные документы, к примеру, постановления Правительства Республики Казахстан «О концепции развития и размещения особо охраняемых природных территорий Ре­спублики Казахстан до 2030 года», «О концепции развития водного сектора экономики и водохозяйственной политики Республики Казахстан до 2010 года» и другие.

Зарубежный законодательный опыт содержит примеры, когда на уровне закона в государстве принимается акт о госу­дарственной экологической политике. Так, в США был принят Акт об экологической политике США (1969 г.), в Российской Федерации Указом Президента был принят Акт об экологи­ческой политике (1994 г.). Возможно, в Республике Казахстан также следует рассмотреть вопрос о принятии Закона «Об экологической политике Республики Казахстан».




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика