Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Интеграционные векторы Украины: особенности правовой регламентации
Научные статьи
24.12.13 11:19

вернуться

Интеграционные векторы Украины: особенности правовой регламентации

Формирование и реализация государственного управле­ния непосредственно связано с положением государства на международной арене. В условиях мировой глобализации госу­дарство становится перед выбором стратегических партнеров, это обусловливает необходимость развивать международные отношения, углублять уровень интеграции. Выбор приоритет­ного направления внешней политики непосредственно опре­деляет будущее государства, поскольку интеграция предпола­гает стандартизацию законодательства государств-участников объединения, создание аналогичных систем государственного управления. Интеграционные процессы происходят в плоско­стях политики, экономики, обеспечения безопасности и граж­данских прав. На современном этапе развития Украина сто­ит перед выбором направления интеграции, включая выбор социально-культурных ценностей, экономических стратегий развития, определения критериев безопасности.

Проблема государственного управления внешнеполити­ческими процессами имеет междисциплинарный характер. Исследования проводятся в области политологии, социоло­гии, экономики, правоведения. Особенностью юридического подхода к проблеме является возможность объективного ис­следования процесса интеграции посредством проведения анализа правовых документов, избегая политической оценки возможных перспектив и рисков, которые всегда сопровожда­ют вопрос выбора интеграционной системы как стратегии гео­политического развития. характеристика степени закрепле­ния интеграционных процессов в нормативно-правовых актах придает анализу объективности и демонстрирует реальный уровень интеграции.

В условиях неопределенной конечной интеграции госу­дарственное управление направлено на поиск оптимальной внешнеполитической системы взаимоотношений, которая способна обеспечить гармоничное развитие государства. С момента провозглашения независимости Украина встала од­новременно на несколько интеграционных путей: стала осно­вателем Содружества независимых государств (СНГ) 10.12.1991 г.  и заключила Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Сообществом 10.11.1994 г. . Статус «наблюдате­ля» на международной арене, который на данном этапе имеет

Украина, обусловливает формирование долгосрочной страте­гии государственного управления внешними делами.

для государственного управления иностранными делами принципы нейтральности, непредоставления преимущества ни одному из потенциальных объединений являются удобны­ми в условиях неопределенной конечной интеграции.

С одной стороны, внешнеполитический курс Украины, направленный на западноевропейскую интеграцию, являет­ся приоритетным направлением государственной политики. Стратегия западноевропейской интеграции Украины явля­ется системной, она отражена в нормативно-правовых актах как внутригосударственного, так и международного значения. Первоочередным этапом интеграции Украины в европейское сообщество является политическая интеграция, т.е. стандарти­зация институтов государственного управления и принципов осуществления власти согласно предъявленным требованиям. Европейский Союз (ЕС) как основная интеграционная система западноевропейского пространства начинает свою историю с 1952 г., имеет давние традиции и четкую систему требований и стандартов для вступления государств в объединение. Однако, финансово-экономический кризис в странах ЕС 2009 г. стал ис­точником не только экономической нестабильности, но и по­ставил под угрозу его существование.

С другой стороны, идея евразийской интеграции начала закрепляться в мировом сообществе. Центром этой интегра­ционной системы является Евразийский экономический союз (ЕЭС), построенный в результате объединения таких интегра­ционных систем, как: Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Таможенный союз (ТС) при Евразийской экономи­ческой комиссии (ЕЭК), Организация договора о коллектив­ной безопасности (ОДКБ). Для Украины евразийский регион является привлекательным экономическим потенциалом. По­лемика о его приоритетности в политике появилась недавно, но характеризуется интенсивным нарастанием. ЕЭК открыта для новых государств и, в отличие от ЕС, имеет гибкий меха­низм вступления в объединение.

Сравнительный анализ международных договоров Укра­ины с европейскими и евразийскими объединениями де­монстрирует отличие интеграционных принципов и целей. Евразийская интеграция строится в первую очередь на эконо­мических принципах, а европейская - на политических.

Государственное управление в Украине в сфере иностран­ных дел формируется на основе принципа «многовекторно- сти» внешней политики и обеспечения национальных интере­сов, регионального и всеобщего мира. Согласно Конституции Украины ее внешнеполитическая деятельность направлена на обеспечение национальных интересов и безопасности путем поддержания мирного и взаимовыгодного сотрудничества с членами международного сообщества на основе общепри­знанных принципов и норм международного права.

Украина во внешнеполитической сфере позиционирует себя как европейское внеблоковое государство. В Законе Укра­ины «Об основах внутренней и внешней политики» закрепле­но, что одной из основных задач государственного управления в сфере иностранных дел является обеспечение интеграции Украины в европейское политическое, экономическое, право­вое пространство с целью обретения членства в ЕС . Следо­вание европейским стандартам наблюдается во всех сферах, которые влияют на формирование украинского государства. С учетом требований ЕС происходит реформирование право­защитной системы, административного аппарата, введение стратегий миграционной политики. Одним из ведущих на­правлений государственной политики является модерниза­ция системы государственной службы с учетом европейского опыта . К тому же, вступление Украины в ЕС - это проблема не только принятия решения, а и осложненного механизма вступления в Союз. Шагом к полноценной интеграции явля­ется намерение заключить договор об ассоциации Украины и ЕС.

Четырнадцатого июня 1994 г. было заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европей­ским Сообществом, цель которого - обеспечить политический диалог между Сторонами, содействовать развитию торговли, инвестиций и гармоничных экономических отношений, соз­дать основы взаимовыгодного экономического, социального, финансового, гражданского, научно-технического и культур­ного сотрудничества, поддержать усилия Украины по укре­плению демократии и завершению перехода к рыночной экономике. Как неотъемлемая часть Соглашения 22.11.2010 г. был подписан Протокол об общих принципах участия Украины в программах Сообщества, который конкретизирует условия и определяет финансовые и процедурные вопросы . Интенсив­ность развития отношений Украина - ЕС повысилась в 2004 г. в результате изменения политического климата в Украине. В результате вступления в ЕС Венгрии, Польши в 01.05.2004 г. и Румынии в 01.01.2007 г. между Украиной и ЕС была установ­лена непосредственная граница, что способствовало постепен­ной экономической интеграции и углублению политической ассоциации. Так, 12.02.2005 г. был заключен План действий «Украина - ЕС». ЕС выдвинул требование к Украине вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО), с целью углу­бления торгово-экономических отношений и создания зоны свободной торговли (ЗСТ). Двадцатого ноября 2009 г. была принята Повестка дня ассоциации Украина - ЕС для подготов­ки и содействия имплементации Соглашения об ассоциации, которая должна создать надлежащие условия во всех сферах государственного управления для обеспечения евроинтегра­ции Украины. В рамках Повестки дня ассоциации стороны на ежегодной основе утверждают приоритеты сотрудничества и осуществляют мониторинг его реализации, а также гото­вят Общие отчеты о исполнении данного документа, которые предоставляют Совету по вопросам сотрудничества Украины и ЕС. Для проведения оценки прогресса имплементации По­вестки дня ассоциации создан Совместный Комитет старших должностных лиц (КСДЛ), который со стороны ЕС возглав­ляет директор по вопросам России, Восточноевропейского соседства и Западных Балкан Европейской службы внешних отношений, а со стороны Украины - директор Департамента европейской интеграции Секретариата Кабинета Министров Украины (КМУ). На четвертом заседании КСДЛ 08.11.2012 г. было отмечено завершение переговорного процесса и пара­фирование проекта Соглашения об ассоциации между Украи­ной и ЕС, которое включает раздел о создании ЗСТ.

Новой тенденцией на международной арене стало фор­мирование евразийских интеграционных систем, потребность в которых появилась в связи с их отсутствием в этом простран­стве после распада блока Варшавского договора, Совета эконо­мической взаимопомощи и др. Первичным интеграционным объединением стало СНГ, образованное 08.12.1991 г. . Укра­ина, являясь основательницей СНГ, официально не стала его членом, поскольку не ратифицировала устав Содружества. С мая 2002 г. Украина выразила желание получить статус на­блюдателя при ЕврАзЭС, тем самым получив право выступать на открытых заседаниях органов ЕврАзЭС, получать в случае необходимости открытые документы и решения .

По сути, правопреемником СНГ стала ЕЭК, как задекла­рировано в Меморандуме о взаимодействии ЕЭК с исполни­тельным комитетом СНГ, стороны ведут совместные действия в сферах экономики, финансов, статистики, торговли, техни­ческого регулирования, стандартизации измерений, таможен­ной, миграционной, инвестиционной, конкурентной полити­ки, энергетического, промышленного, агропромышленного сотрудничества. В отличие от СНГ, ЕЭК является наднаци­ональным органом, который руководит деятельностью ТС и ЕЭП.

Относительно членства Украины в Таможенном союзе актуальным является поиск формата сотрудничества, кото­рый не будет противоречить международным обязательствам Украины, в частности, правилам ВТО, хотя государства ЕЭП также руководствуются нормами и правилами ВТО соглас­но Декларации о евразийской экономической интеграции. Исходя из общей истории и культуры Украины, стран ТС и экономических реалий развитие международных отношений в этом направлении имеет стратегический характер. Формат сотрудничества Украины с ТС должен обеспечивать формиро­вание отношений, которые будут способствовать увеличению товарооборота и финансов. К тому же, товарооборот между Украиной и ТС за 2012 г. составил 63 млрд дол., а с ЕС - около 50 млрд долл.  Расширение торговли между государствами ТС и ЕЭП с Украиной обусловило углубление сотрудниче­ства, которое согласовано путем подписания Меморандумов о сотрудничестве по вопросам торговли и о сотрудничестве по вопросам технического регулирования между ЕЭК и КМУ

10.09.2012   г. . Таким образом, была достигнута договоренность о создании Координационной группы «Диалог по торговым вопросам», в рамках которой осуществляется сотрудничество по повышению транспарентности и предсказуемости адми­нистративных систем, оперативного решения проблемных во­просов .

Во время встречи Президентов России и Украины 04.03.2013   г. было отмечено, что Украина отстала от стран Та­моженного Союза по созданию нормативной базы, действую­щей в рамках объединения, так как участвовала только на пер­вом этапе ее формирования. Формат сотрудничества Украины с ТС должен определяться на четырехсторонних переговорах. Взаимодействие Украины с ТС происходит на секторальном уровне, то есть фактически на уровне двусторонних договоров.

Определение приоритетного направления интеграции предусматривает урегулирование визового режима и торго­вых отношений. Переговоры по данным делам украинское правительство ведет с Европейским сообществом и с государ­ствами евразийского пространства. Порядок въезда / выезда предусматривает контроль государств за миграционными по­токами, обеспечение безопасности границ.

В формировании порядка пересечения границы Украи­ны - ЕС наблюдается тенденция ослабления визового режима. Соглашение между Украиной и Европейским Сообществом об упрощении оформления виз было заключено 18.06.2007 г.. Дополнительное Соглашение об упрощении оформления виз было ратифицировано 22.03.2013 г.. Для оформления визы для въезда в ЕС предоставляется перечень документов, которые должны подтверждать цель поездки. Плата за обработку за­явлений об оформлении виз для граждан Украины составляет 35 евро . Если гражданин Украины оформляет визу за три дня до отъезда, плата может быть повышена до 70-ти евро . Так­же соглашение предусматривает порядок освобождения от визового сбора таких категорий граждан: близкие родствен­ники, посещающие граждан Украины; члены делегаций по официальному приглашению; члены органов государствен­ной власти и местного самоуправления, конституционные и верховные судьи; ученики, студенты, аспиранты и учителя с целью образовательной подготовки; инвалиды и лица, кото­рые их сопровождают; лица, выезжающие исходя из гумани­тарных соображений, для получения медицинской помощи, и лица, сопровождающие их; лица, выезжающие для участия в похоронах или посещения тяжело больного близкого род­ственника; участники международных спортивных мероприя­тий и лица, сопровождающие их; участники программ обме­на городов-побратимов; журналисты; пенсионеры; водители, осуществляющие международные пассажирские и грузовые перевозки; члены бригад поездов, рефрижераторов и локомо­тивов в международных поездках; дети в возрасте до 18 лет и в возрасте до 21 года, находящихся на содержании. Решение об оформлении визы принимается в течение 10 календарных дней с даты получения заявления и документов, необходимых для оформления визы. Этот срок может быть продлен до 30- ти дней в случае необходимости осуществления проверки до­кументов. В срочных случаях срок рассмотрения заявления об оформлении визы может быть сокращен до двух рабочих дней или меньше.

Граждане Украины, имеющие действительные дипло­матические паспорта, могут въезжать, выезжать и следовать транзитом через территории государств-членов без виз на срок, не превышающий 90 дней, в течение 180-ти дней 13. В свою очередь, с 01.05.2005 г. граждане ЕС освобождены от тре­бования оформлять визы для въезда в Украину на период, не превышающий 90 дней, или во время транзитного проезда. В Соглашении указано, что ослабление визового режима обо­сновано принципом взаимности, согласно которому действует безвизовый режим въезда в Украину граждан ЕС и действует упрощенный визовый режим въезда граждан Украины в ЕС. Хотя по нашему мнению, принцип взаимности должен также предусматривать принцип равных прав и обязанностей.

Визовый режим Украины и евразийских государств на данном этапе регулируется двусторонними договорами. С го­сударствами Азербайджан, Беларусь, Армения, Грузия, Казах­стан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Узбекистан Украина заключила договора о безвизовых режимах. Въезд в эти государства осуществляется при наличии загранпаспорта гражданина Украины не более чем на 90 дней. С Российской Федерацией (РФ) и Республикой Беларусь пересечение грани­цы возможно при предъявлении внутренних паспортов.

Соглашение между Правительствами Украины и РФ о без­визовых поездках граждан Украины и РФ заключено 16.01.97 г. в соответствии с изменениями 26.02.2007 г. для въезда, выезда, пребывания и передвижения по территории Украины граж­дан РФ и наоборот установлен следующий перечень докумен­тов:

1)    паспорт гражданина;

2)    паспорт гражданина для выезда за границу;

3)    дипломатический паспорт;

4)    служебный паспорт;

5)    проездной документ ребенка;

6)    свидетельство о рождении (до 14 лет) с указанием граж­данства РФ;

7)    свидетельство о рождении (до 16 лет) при условии вы­езда в сопровождении родителей граждан Украины;

8)    удостоверение личности моряка (при наличии судовой роли);

9)    удостоверение личности на возвращение в Украину;

10)  удостоверение члена экипажа воздушного судна .

Аналогичный порядок пересечения границы определен в

соответствии с Соглашением между Украиной и Республикой Беларусь . Однако, такой порядок может измениться исходя из заявления Президента РФ: с 01.12.2015 г., все иностранцы, кроме граждан государств-членов ТС, будут въезжать в Россию по заграничным паспортам.

Урегулирование торговых отношений является одним из решающих критериев выбора направления интеграции. На евразийском пространстве регламентация торговых отноше­ний имеет детализированный характер. К тому же, Украина входит в зону свободной торговли с большинством стран. До­говор о зоне свободной торговли между государствами-участ- никами СНГ вступил в силу для Украины 20.09.2012 г. Договор формирует условия для свободного движения товаров. За­креплено, что Стороны должны применять пошлины и пла­тежи, эквивалентные пошлине , отменяются количественные ограничения во взаимной торговле . Договорные отношения строятся по общепринятым нормам международного права и ориентированы на нормы соглашений ВТО, в частности, ГАТТ 1994 г. . С момента вступления в силу Договора прекращают действие Соглашения о свободной торговле Украины с РФ от 24.06.1993 г., Республикой Армения от 07.10.1994 г., Республи­кой Таджикистан от 06.07.2001 г., Республикой Казахстан от 17.09.2003 г., Республикой Молдова от 13.11.2003 г.  и Соглаше­ние о создании зоны свободной торговли СНГ от 15.14.1994 г., ратифицированного Украиной 06.10.1999 г.  Согласно дей­ствующему договору зона свободной торговли охватывает Азербайджан, Беларусь, Армению, Казахстан, Кыргызстан, Молдову, Россию, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украину.

Относительно регламентации торговых отношений Укра­ины с государствами европейского пространства можно ска­зать, что они находятся на стадии развития. По словам Прези­дента Украины, в 2013 г. планируется подписать Соглашение об ассоциации и создании ЗСТ с ЕС. Переговорный процесс по созданию ЗСТ основан в феврале 2008 г. Двадцать второго декабря 2011 г. подписан верификационный документ о за­вершении переговоров. Создание ЗСТ основывается на прин­ципах соответствия требованиям ВТО; достижение четырех свобод (движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы), определение переходных периодов; асимметрии или относи­тельной взаимности; введении моратория на введение новых торговых ограничений . Интересно, что 24.06.2010 г. Украина заключила Соглашение о свободной торговле с государствами Европейской Ассоциации Свободной Торговли (ЕАСТ), т.е. с Республикой Исландия, Княжеством Лихтенштейн, Королев­ством Норвегия, Швейцарской Конфедерацией, которые яв­ляются европейскими государствами, но не являются членами ЕС .

Не оценивая преимуществ экономической, социально­культурной, политической интеграции, а характеризуя лишь ее степень, следует отметить, что интеграционные процессы интенсивно развиваются как в европейской, так и в евразий­ской плоскостях. С самого начала налаживания международ­ных связей Украина вступила одновременно на европейский и евразийский интеграционные пути, что соответствовало принципу многовекторности, но в то же время обусловило дальнейшую неопределенность конечной интеграции. Со­блюдение принципа нейтральности и длительное баланси­рование между различными интеграционными системами характерно для управления иностранными делами в Украине. Это позволяет одновременно устанавливать международные связи с государствами как европейского, так и евразийского пространства, но такая позиция препятствует воплощению интеграционных стратегий в полном объеме. Государственное управление в сфере иностранных дел должно способствовать обеспечению всех уровней интеграции: политической, эко­номической, социально-культурной и общественно-правовой относительно определенного приоритетного направления. Для государственного управления внешней сферой в Укра­ине характерна разобщенность интеграционных процессов. Широкой нормативно-правовой базой регламентировано, что приоритетным интеграционным путем для Украины является европейский, хотя в действительности Украина заключила со­глашения о безвизовых режимах и зоне свободной торговли с большинством государств евразийского пространства. До­говорные отношения такого уровня с европейскими государ­ствами находятся лишь на стадии переговоров.

Рассмотрев формирование правовых основ внешней по­литики Украины, которая фактически ориентирована одно­временно на две интеграционные системы, можно сделать вывод, что именно это обусловило существование двойных стандартов организации государственного управления в сфере иностранных дел.




Выгодные цены на сотовые телефоны Samsung, продажа мобильных телефонов (Самсунг) с доставкой. Вся подробная информация на сайте http://www.foxtrot.com.ua/ru/shop/mobilnye_telefony_samsung.html


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика