Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Сравнительно-правовые аспекты лесного законодательства России, Финляндии и Норвегии
Научные статьи
25.12.13 11:05

вернуться

Сравнительно-правовые аспекты лесного законодательства России, Финляндии и Норвегии


Актуальность исследования обуславливается необходи­мостью сравнения лесного законодательства Российской Феде­рации (далее РФ), Финляндии и Норвегии. Лесное законода­тельство Финляндии, Норвегии является показательным для многих государств в связи с эффективностью его реализации в практической деятельности. Сравнительно-правовой анализ нужен для составления рекомендаций по совершенствова­нию российского законодательства в области использования и охраны лесов. Правовые проблемы в исследуемой сфере у данных государств похожи. Поэтому необходимо сравнить предлагаемые на уровне России, Финляндии и Норвегии пути решения данных проблем.

В 1886 г. в Финляндии был разработан первый закон о лесе, который запрещал уничтожение лесов и обязывал обе­спечить восстановление леса после рубки. Позднее в закон о лесе был внесён принцип устойчивого лесного хозяйства, ко­торый подразумевал лишь неистощительное производство древесины2. Лесное законодательство Финляндии было пол­ностью реформировано в 1990-х гг. Основой этой реформы стала концепция устойчивого управления лесами. Главным направлением деятельности органов государственной власти Финляндии по совершенствованию лесного законодательства стало повышение биоразнообразия. Лесное законодательство Финляндии включает международные соглашения, корпора­тивное право и национальное законодательство. В Конститу­ции страны принятой 11 июня 1999 года / 731 и вступившей в силу с 1 марта 2000 года предусматривается в § 20, что каждый несет ответственность за охрану природы и ее разнообразия, а также за охрану окружающей среды и ее культурного на­следия. Власть должна содействовать обеспечению здоровой окружающей среды и предоставлять право каждому для влия­ния на принятие решений по вопросам, которые касаются его собственной жизненной среды. В Финляндии в настоящее вре­мя действуют Закон о лесе от 12.12.1996 / 1093, Закон об охране природы от 20.12.1996/1096, нормативы Европейского Союза. Ранее был Закон о финансировании устойчивого лесного хозяйства, постановления о применении закона о лесе от 17.12.1997 / 1178. Также в Финляндии действу­ют нормативы по облегчению налогообложения в сфере са­мостоятельной лесозаготовки, акты, регулирующие торговлю выбросами, которые выполняют Рамочную конвенцию Орга­низации Объединенных Наций об изменении климата (За­ключена в г. Нью-Йорк 09.05.1992. В Финляндии в последнее время широко обсуждается проект Лесного кодекса, предпо­лагается, что он должен вступить в силу с 1 января 2014 года.

Изначально лесное законодательство Норвегии было принято в 1965 году, а затем несколько раз изменялось и до­полнялось. Лесной кодекс предусматривал обязанности ле- совладельца по поддержанию экологического благополучия, строительству и содержанию дорог, управлению особо ценны­ми лесами. С 1957 года законодательство Норвегии предусма­тривало право каждого находиться на некультивируемых зем­лях независимо от их принадлежности. Основные изменения были связаны с тем, что в Норвегии были приняты резолюции по устойчивому управлению лесами Европы. 4.06.1992 года была подписана, а 9.07.1993 года ратифицирована Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (заключена в г. Нью-Йорке 09.05.1992). 9.06.1992 года была подписана, а 9.07.1993 года ратифицирована Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 года). В настоящее время норвежская лесная политика при­держивается принципов, определенных в этих документах. В дальнейшем на основании данных международных норм был принят Закон о лесном хозяйстве Норвегии 27 мая 2005 года, который вступил в силу с 1 января 2006 года. Закон направлен на содействие устойчивому управлению лесными ресурсами в стране с целью активного местного и национального благо­состояния и обеспечения биологического разнообразия, ува­жения окрестностей, отдыха на природе и культурных ценно­стей леса. Интересно то, что исследуемый закон применяется даже в том случае, если территория охраняется в соответствии с Законом Норвегии об охране природы или планом в соот­ветствии с Законом Норвегии о планировании и строитель­стве. Или же если территория используется в иных целях, чем сельское хозяйство, при условии, что иное не предусмотрено защитным решением или планом, нормы которого связанны с решением. 19 июня 2009 года в Норвегии был принят Закон о биологическом разнообразии, который вступил в силу 1 июля 2009 года. данный закон распространяется и на лесные отно­шения.

Лесное законодательство Российской Федерации в насто­ящее время состоит из Лесного кодекса Российской Федера­ции от 04.12.2006 № 200-ФЗ (далее ЛК РФ 2006 г.), Федераль­ного закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», Федеральный за­кон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охот­ничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные зако­нодательные акты Российской Федерации», Указ Президента РФ от 27.08.2010 № 1074 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства», Распоряжение Правительства РФ от 17.07.2012 № 1283-р «Об утверждении Перечня объектов лесной инфра­структуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов» и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и подзаконных актов субъектов РФ. Органы местного самоуправления также в пределах своих полномо­чий могут издавать муниципальные правовые акты, регули­рующие лесные отношения. После вступления в силу ЛК РФ 2006 г. произошло практически полное обновление норма­тивно-правовой базы лесного хозяйства (этого не происходи­ло после принятия Основ лесного законодательства (утв. Вер­ховным Советом РФ 06.03.1993 № 4613-1) и Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 № 22-ФЗ). В связи с этим можно говорить о новом периоде развития правового регулирования охраной и использованием лесов в России (с момента вступления в силу ЛК РФ 2006 г. - 1 января 2007 года). В настоящее время лесное законодательство Финляндии, Норвегии направлено на со­действие устойчивому развитию лесного хозяйства. В связи с этим направлением большинство практических инструкций и рекомендаций в Финляндии изменилось еще до принятия нового лесного законодательства. Поэтому внедрение нового законодательства в практику лесопользования происходило достаточно плавно.

Лесное законодательство Финляндии способствует фор­мированию благоприятных условий для развития деятель­ности в области лесного хозяйства, которое является также объектом политической поддержки со стороны государства. Об этом свидетельствует прежде всего то, что Национальная лесная программа является частью программы правительства страны. Государство оказывает также финансовую помощь долгосрочным инвестициям в лесное хозяйство, среди кото­рых - строительство лесных дорог, восстановительная мелио­рация, лесоразведение и использование древесины в качестве источника биоэнергии.

В Норвегии лесное законодательство направлено на со­действие устойчивому управлению лесными ресурсами в стране с целью активного местного и национального благо­состояния и обеспечения биологического разнообразия, ува­жения окрестностей, отдыха на природе, а также культурных ценностей леса. В настоящее время Закон о лесе Норвегии применяется ко всем лесным участкам и лесам. Термин «лес­ной участок» относится к земле, которая находится либо под лесными ресурсами, либо подходит для лесного производства согласно общей оценке и не используется для любых других целей. Закон о лесах также применяется, если участок земли, во исполнение закона о планировании и строительстве, уже защищается законом об охране природы или уже предназна­чен для целей за исключением сельского хозяйства, если иное не предусмотрено планированием или защитой решений, ко­торые связаны с такими решениями.

Собственники лесов обязаны обеспечить соответствие всех мероприятий, проходящих в лесах требованиям и зако­нам. Они должны также учитывать экологические ценности и уделять должное им внимание при проведении какой-ли­бо деятельности в лесах. Эти условия могут препятствовать осуществлению определенных видов деятельности в преде­лах леса, но собственник в таком случае свободен в практике лесопользования с точки зрения его собственных целей. В Норвегии существует Лесной целевой фонд, который был соз­дан как обязательный резерв. Ему посвящена глава 4 Закона о лесном хозяйстве. Это обеспечивает владельцев лесов сред­ствами для финансирования мер, направленных на устойчи­вое управление лесными ресурсами. Фонд предназначен для использования в течение длительного периода инвестиций, охватывающих производство древесины, включая управление и планирование лесами, инфраструктуру, такую как дороги, и обеспечение экологических ценностей в лесах. Часть дохода от реализованной древесины землевладельца выделяется на до­верии, и Норвежский лесной фонд затем возмещает оказани­ем услуг землевладельцу. Средства фонда инвестируются на долгосрочной основе в строительство лесных дорог и ведение лесного хозяйства, а также в повышение экологической цен­ности лесов. Решение о величине взноса в Фонд принимается каждым собственником леса самостоятельно, исходя из его потребности в инвестициях, причем собственник не получает проценты со своего взноса. Сумма процентов используется для покрытия административных расходов и финансирования проектов на региональном и муниципальном уровнях.

Лесное законодательство РФ основывается на таких же принципах, как в Финляндии и Норвегии. В то же время они более подробно и четко сформулированы законодательно (статья 1 ЛК РФ 2006 г.):

1)        устойчивое управление лесами, сохранение биологи­ческого разнообразия лесов, повышение их потенциала;

2)        сохранение средообразующих, водоохранных, защит­ных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных по­лезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;

3)       использование лесов с учетом их глобального эколо­гического значения, а также с учетом длительности их выра­щивания и иных природных свойств лесов;

4)       обеспечение многоцелевого, рационального, непре­рывного, неистощительного использования лесов для удовлет­ворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;

5)       воспроизводство лесов, улучшение их качества, а так­же повышение продуктивности лесов;

6)       обеспечение охраны и защиты лесов;

7)       участие граждан, общественных объединений в под­готовке решений, реализация которых может оказать воз­действие на леса при их использовании, охране, защите, вос­производстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;

8)       использование лесов способами, не наносящими вре­да окружающей среде и здоровью человека;

9)       подразделение лесов на виды по целевому назначе­нию и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций;

10)    недопустимость использования лесов органами госу­дарственной власти, органами местного самоуправления;

11)    платность использования лесов.

Оценка эффективности либо неэффективности реализа­ции данных принципов, привлечение внимание к тем из них, которые в настоящее время приобретают фундаментальное значение, способствует обеспечению стабильности лесного за­конодательства, его развитию в соответствии с нормами Кон­ституции РФ и социально-политической ситуацией в стране.

Леса Финляндии, Норвегии, в том числе частные, откры­ты для посещения. Это означает, что каждый может свобод­но и без предъявления каких-либо разрешений находиться на территории финских лесов, независимо от формы их соб­ственности. так называемое «право каждого» гарантирует передвижение на частных землях пешком, на лыжах, на ве­лосипеде или верхом на лошади. Передвижение на мотори­зованных средствах требует разрешения владельца земли. Без нанесения ущерба разрешается на земле другого разбивать лагерь, собирать неохраняемые лесные цветы, ягоды и грибы. для разведения огня необходимо разрешение хозяина, также «право каждого» нельзя использовать для нанесения ущерба владельцу или природе.

В российском законодательстве нет подобной правовой нормы. Законодатель вообще не упоминает термины «част­ные леса или лесные участки» либо «леса, лесные участки физических, юридических лиц». Статья 11 ЛК РФ 2006 г. пред­усматривает, что граждане имеют право свободно и бесплат­но пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресур­сов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за леса­ми. Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъ­ектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Пребывание граждан может быть запрещено или ограниче­но в лесах, которые расположены на землях обороны и без­опасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или огра­ничен в соответствии с федеральными законами. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения: пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах; безопасности граждан при выполнении работ.

Лесное законодательство Финляндии, Норвегии ориенти­ровано на лесопользователей, то есть учитываются их права, законные интересы. Лесопользователи, в свою очередь, долж­ны бережно относиться к природе и лесам. Эти положитель­ные нормы права полезно предусмотреть и в российском лес­ном законодательстве.

На основании проведенного сравнительно-правового ана­лиза лесного законодательства Финляндии, Норвегии и Рос­сии предлагается внести в ЛК РФ 2006 г. норму о возможности физических и юридических лиц иметь в частной собственно­сти лесные участки, расположенные на землях, не входящих в состав лесного фонда. При этом закрепив обязанности соб­ственника по устойчивому лесопользованию, то есть, в частно­сти, обязанности возобновления древесно-кустарниковой рас­тительности. В дальнейшем, возможно, в российском лесном законодательстве появятся нормы о частных лесах, аналогично финляндскому лесному законодательству, хотя на это потре­буются годы. Конечно, тут должна быть заинтересованность со стороны государства, при помощи права обеспечить такие условия, чтобы физические лица - граждане России стреми­лись выращивать, воспроизводить леса, находящиеся у них в частной собственности. На сегодняшний день таких условий в России нет, поэтому граждане не имеют желания и потреб­ности заниматься лесным хозяйством.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика