Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Евразийские идеи Н.Н. Алексеева о государстве и праве и современность
Научные статьи
25.12.13 12:23
вернуться

Евразийские идеи Н.Н. Алексеева о государстве и праве и современность


   

Николай Николаевич Алексеев - один из основополож­ников классического евразийства, внесший колоссальный вклад в теорию государства и права, конституционного (го­сударственного) права, сочетающий в себе фундаментальные знания и стратегическое мышление в юридических науках, философии, политологии.

С одной стороны, Н.Н.Алексеев является представителем и сооснователем классического евразийства, для которого ха­рактерны симпатии этатизму, идеологичности в государстве и праве, самобытности и приверженности историческим тради­циям национальной государственности и права.

С другой стороны, классическое евразийство отцов-основателей, в число которых входит и Алексеев, оказалось весьма жизнеспособной и обоснованной идеей, в том числе в контек­сте глобализации.

Пожалуй, именно на примере такого явления как гло­бализация и альтернативные процессы позволяют осознать современную теоретическую и практическую ценность евра­зийских идей. Опасный процесс современности - глобали­зация - представляет собой угрозу как народам Земли, так и правам и свободам человека, что выражается в том числе в не­безопасности доминирования одного государства или группы государств в информационных и иных технологиях.

Альтернативой глобализации является формирование многополярного мира. Характерным проявлением этого яв­ляется то, что страны объединяются в экономические про­странства, сообщества, союзы, даже союзные государства, как правило на основе или с учетом не только политических и экономических выгод, но и культурной, цивилизационной близости - к примеру, Евразийский Союз.

В то же время евразийство - это только геополитическая идея, о чем сегодня думает значительное количество исследо­вателей, но и глубокая идея о государстве и праве.

И если отцы-основатели Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий во многом посвятили свои труды геополитическому осмысле­нию Евразии, истории, многонациональным отношениям, то

Н.Н. Алексеев сосредоточился на истоках государства и права России-Евразии. Причем евразийский теоретик государства и права анализировал не только доминировавшие в российском государстве на различных этапах доктрины, но «оппозицион­ные» учения различных групп населения.

Он с позиции государство- и правоведа определил основ­ные характеристики государства России-Евразии, вернее, того государства, которое должно воцариться в Отечестве.

Критически осмыслив навязываемую Западом систему западной либеральной демократии как единственно верной, Н.Н. Алексеев выдвигает концепцию «государства правды», которое призвано институционализироваться в России.

«Оно должно будет определить и сохранить права чело­веческой свободы, понимая их неразрывную связь с обязан­ностями и их жизненное значение для целого; оно должно будет, далее, обеспечить действительное осуществление этой свободы, бороться со всякими ее нарушителями и создать ус­ловия для устранения различных социальных препятствий ее реализации. тогда только истинная «положительная» свобода свяжется с идеей служения целому и не будет пустым словом, но - воплощённою в жизнь действительностью».

Евразийское государство основывается на трех основных принципах:

1.   Идеократия (власть идеи): «власть идеи», то есть идея, общая для сограждан, и доминирующая в государстве и обще­стве, предусматривает подчинение социальной жизни.

Если Н.Н.Алексеев, живший в условиях распространен­ности идеологизированных политических систем, говорил о фактически идеологизированном государстве, об обязатель­ной идеологии, то в современном контексте, учитывая, что ев­разийство не догма, а живая, перспективная идея, можно кон­статировать, что понятие идеократии не противоречит статье 13 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что в Российской Федерации признается идеологическое многооб­разие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Идеократия в современных условиях может означать и широко обсуждаемое понятие «национальная идея» и недо­пустимость механического переноса иностранных норм права, не подходящих для Российской Федерации.

Сам Н.Н.Алексеев писал, что государство «застынет, око­ченеет, умрет, если не будет считаться с вечно бурлящим по­током живого бытия».

2.   Демотия: (евразийское народовластие)

Евразийское народовластие - демотия, то есть соучастие на­рода в своей судьбе, причем Алексеев имел в виде не только на­род как совокупность граждан, но народ в контексте истории и происхождения, и как бы сказал Л.Н.Гумилев, «месторазвития».

«Чрезвычайно важная характеристика правовой культу­ры - ее национально-исторические особенности, традиции, корни. Они представляют собой часть того, что Монтескье на­зывал общим духом народа».

Понятие демотии и идеократии вместе характеризуют га­рантийное государство, которое «не знает самодержцев - ни личных, ни коллективных. Но если идею республики толко­вать в древнем, римском, цицероновском смысле - res publica, как "общее дело", о котором учили и русские философы, то, в этом смысле гарантийное государство есть режим республи­канский. Гарантийное государство есть государство Общего Дела - и мы верим - ему принадлежит будуще».

3.    Идеократическая демотия дополнялась понятием «Ев­разийский отбор».

Используя терминологию Л.Н.Гумилева, люди, образу­ющие элиту, должны быть пассионариями, то есть готовыми пожертвовать очень многим для воплощения своего евразий­ского идеала.

Определяя свои идеальные государство и право, по сути, как православные, Алексеев все же осознавал Россию как союз братских народов. «Союз народов, хотим сказать мы, можно сковать только на почве веры в общие идеалы. Будущая Рос­сия не может быть построена иначе, как на началах широкой автономии входящих в её состав земель и народов. Мощь её, конечно, обнаружится тогда, когда она будет привлекать к себе другие народы, причём давать этим народам свой рус­ский политический идеал и свою русскую политическую си­стему. Россия должна сохранить роль центра, около которого собирается Союз Народов, поставивший своей целью борьбу с насилием и эксплуатацией, защиты угнетённых и слабых».

Этим словам вполне соответствуют идеи Н.С. Трубецкого о евразийской многонародной нации, государствообразую­щей роли коренных народов России, среди которых русский народ играет объединяющую роль (русская культура объеди­няет народы в единое целое).

Учитывая вышеизложенное, можно заявить, что в Кон­ституции Российской Федерации воплотились евразийские государственно-правовые идеалы, хотя, во-первых, не абсо­лютно, а во-вторых, с учетом развития идеи в пространствен­но-временном континууме.

Одобренная на волне либеральной трансформации Кон­ституция 1993 года оказалась во многом соответствующей тра­дициям и политико-правовой культуре России. А.М.Величко приводит доводы закономерного провала идеи парламент­ской республики в России, считая что история сказала свое слово. Как это ни парадоксально, но принятая на волне либе­рализации Конституция РФ оказалась ингерентной (согласо­ванной с окружающей ее культурной средой) политико-пра­вовой культуре России.

По меткому выражению А.И.Щербинина, «сама государ­ственная идея на протяжении многих веков российского бы­тия явно или скрыто фильтровала экономические новации и политические эксперименты. Эти правовые традиции в значительной степени общи для всех стран Содружества Не­зависимых Государств, то есть для «Евразии» по определению классиков евразийства, в какой то мере и для других стран.

Действительно, «президентство стало центральным политиче­ским атрибутом постсоциалистического мира».

Конституция создает условия для сочетания западных и восточных традиций, свободы и демократии с сильной цен­тральной властью. Нельзя не упомянуть и центральное место Президента федеративного российского государства в государ­ственном механизме, одним из возможных проявлений евра­зийской политической и правовой культуры России: это отве­чает традициям российской государственности (сильная власть главы государства). С другой стороны, национальным традици­ям соответствуют и традиции широкого самоуправления.

В традициях российской государственности - сильная единоличная центральная власть. Евразийские философы Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий, Л.Н.Гумилев отмечали огром­ную роль Золотой Орды в становлении русской и российской государственности, Россия евразийцами традиционно рассма­тривалась как преемник Руси и Империи Чингисхана. Харак­терным является недавнее открытие историков, обнаружив­ших, двуглавый орел являлся государственным символом не только Византии, но и Улуса Джучи.

Именно это - национальные истоки российского государ­ства и права (с тем, чтобы государство и право в России-Евразии не приводили к стагнации и регрессу, но к национальной гармонии и прогрессу) - и чрезвычайно глубоко анализировал Н.Н.Алексеев.

Во многом говорящими являются слова Преамбулы Кон­ституции Российской Федерации:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая пра­ва и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопреде­ления народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, воз­рождая суверенную государственность России и утверждая не­зыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственно­сти за свою Родину перед нынешним и будущими поколени­ями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

В Преамбуле, как и в букве и духе Конституции, нашли свое отражение как современные идеи правового государства с идео­логическим многообразием, так и идеи Алексеева об органично­сти государства и права его культурно-историческим традициям, многонациональном характере российского государства.

Таким образом, идеи евразийского государствоведа и правоведа Н.Н. Алексеева, зародившиеся в первой трети XX века, не потеряли своей актуальности и в XXI веке и нашли свое отражение в Конституции Российской Федерации.

 



Кровать любой конструкции можно купить в одном из магазинов по приемлемым ценам. В продаже – двуспальные и двухъярусные кровати Вся подробная информация тут на сайте http://mebel-diamant.com


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика