Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Особенности непосредственного народовластия на местном уровне осуществления публичной власти
Научные статьи
25.12.13 12:32

вернуться

Особенности непосредственного народовластия на местном уровне осуществления публичной власти


В соответствии со ст. 3 Конституции Российской Феде­рации носителем суверенитета и единственным источников власти в России является ее многонациональный народ, кото­рый осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. В этой статье получило свое развитие положение Преамбу­лы российского Основного закона о народном суверенитете. Народовластие - это не просто конституционный принцип; это особая модель взаимоотношений между властью и наро­дом, между личностью, государственными и общественными структурами. Лапидарность конституционного регулирова­ния форм народовластия, политических прав в условиях раз­работки и принятия ныне действующей Конституции России может быть оправдана. По мнению О.Е.Кутафина, «народу принадлежит учредительная власть <...> для решения базо­вых, кардинальных вопросов <...> именно народ имеет право принимать конституцию и посредством ее учреждать те осно­вы общественного и государственного устройства, которые на­род для себя выбирает». Формы, составляющие систему непо­средственной демократии, их многоплановость без сомнения, отличают Россию от других государств. Анализ действующего законодательства, закрепляющего формы непосредственного осуществления гражданами местного самоуправления и меха­низмы их реализации позволил автору выделить следующие особенности.

1.      Несомненное расширение количественного состава системы форм непосредственной демократии. За последние несколько лет расширилась группа форм, используемых при осуществлении только муниципальной власти (например, в 1995 г., с принятием Федерального закона от 28.08.1995 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» появилось территориальное обще­ственное самоуправление, в 2003 году нормами Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации» - го­лосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, сход, публичные слушания).

2.     Многообразие форм непосредственной демократии для осуществления местного самоуправления: закреплено двенадцать форм (местный референдум, муниципальные выборы, отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного са­моуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципаль­ного образования, сход граждан, правотворческая инициатива граждан, публичные слушания, собрание граждан, конферен­ция граждан (собрание делегатов), опрос граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления, территориаль­ное общественное самоуправление)

Этот перечень не закрыт, его можно продолжить ми­тингами, шествиями, демонстрациями, пикетами, наказами, отчетами, обсуждениями, консультативным референдумом, деятельностью политических партий - в совокупности это двадцать одна форма непосредственной демократии.

3.     Выделение и закрепление форм непосредственного на­родовластия, используемых только при осуществлении мест­ного самоуправления: сход, голосование по вопросам измене­ния границ и преобразования муниципальных образований, территориальное общественное самоуправление.

4.     Законодательное подразделение форм непосредствен­ной демократии на формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и на формы участия на­селения в осуществлении местного самоуправления.

5.     Появление на уровне местного самоуправления ком­плексных форм народовластия - формы осуществления вла­сти народом, которые используют для поставленных перед ними задач непосредственное народовластие и формы пред­ставительного правления.

Примером может стать территориальное общественное самоуправление, как формы народовластия на местном уров­не. При осуществлении своих задач ТОС использует как фор­мы прямой демократии, так и выборные органы, выборные должностные лица. Еще одним примером комплексной фор­мы народовластия может быть политическая партия. Основа­нием для ее отнесения к формам народовластия является воз­можность этого субъекта использовать для выполнения своих целей все закрепленные формы народовластия, иницииро­вать их, а в случае представительства в органах власти прово­дить свои уставные цели с использованием форм работы этих органов. Политическая партия и избирательное объединение (общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистриро­вано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, или соответ­ствующее структурное подразделение указанного обществен­ного объединения), как формы комплексной группы наро­довластия, обладают особенностью: они представлены не во всех муниципальных образованиях. Наибольшее влияние, по­средством использования депутатских фракций они имеют в муниципальном районе и в городском округе с численностью представительного органа не менее 20 человек, избранных в связи с обязательным требованием федерального законода­тельства - по смешанной избирательной системе. Комплекс­ными формами демократии территориальное общественное самоуправление и политическая партия могут быть названы и по иному критерию, а именно по выполняемым ими функ­циям. Если мы исходим из того, что современные формы прямого народовластия призваны выполнять одну из функ­ций императивную, консультативную или регулятивную, то названные комплексные формы народовластия, совмещают в себе несколько функций: территориальное общественное са­моуправление (императивно-регулятивно-консультативные); деятельность политических партий (регулятивно-консульта­тивные).

6.    Расширение субъектов - возможность участия ино­странных граждан, постоянно или преимущественно про­живающих на территории муниципального образования, в осуществлении местного самоуправления в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами; снижение возраста для участия в некоторых формах прямого правления.

7.    Дополнительными судебными гарантиями по проведе­нию местных выборов и референдумов (назначение их судом в установленном законодательством порядке).

8.    В муниципальной практике впервые встречается фор­ма непосредственной демократии консультативного характе­ра, которая, тем не менее, обязательно должна проводиться по определенным вопросам местного значения - это публичные слушания. Несмотря на обязательность проведения публич­ных слушаний, механизма учета мнений и рекомендаций, вы­сказанных в процессе их проведения в законодательстве нет. Возникает правомерный вопрос о целесообразности столь объемных организационных, правовых и затратных финан­совых мер при проведении публичных слушаний, с таким не большим коэффициентом полезного действия. Условная результативность и соразмерность затрат служат не «за», а «против» правильной, по сути, идеи публичных слушаний. Целесообразность проведения публичных слушаний без меха­низма реализации их результата выхолащивает содержание и сводится к очередной «галочке».

9.    В связи с делением на пять видов муниципальных об­разований (муниципальный район, городской округ, внутри­городской округ городов федерального значения, городское поселение, сельское поселение) законодатель пошел по пути не равномерного использования форм непосредственной де­мократии в различных видах муниципальных образований. Например, сход может использоваться только в таком муни­ципальном образовании, как сельское поселение. ТОС может использоваться только в таких видах муниципальных обра­зований, как городское и сельское поселение. В одних видах муниципальных образований (муниципальный район и го­родской округ с численностью представительного органа не менее 20 человек, избранных по смешанной избирательной системе) отзыв депутата представительного органа муници­пального образования использован быть не может, а во всех других видах муниципальных образований, где используется мажоритарная избирательная система при формировании представительного органа - может. Аналогично решен вопрос отзыва главы муниципального образования. В случае прямых выборов главы муниципального образования населением, его отзыв возможен, тогда как при косвенных (не прямых) выбо­рах главы муниципального образования - отзыв населением не возможен.

10.     Одна и та же форма непосредственной демократии может быть обязательной и факультативной (например, пу­бличные слушания, голосования по вопросу изменения гра­ниц и преобразованию муниципальных образований); импе­ративной и консультативной (как, например, сход).

11.     Некоторые формы непосредственной демократии от­личаются друг от друга по формальным, не сущностным, при­знакам. так, отличие собрания от конференции в процедурах подготовки и территории проведения, но решаемые вопросы и результативность одинаковы. Институты консультативной группы форм непосредственной демократии - публичных слу­шаний, народных обсуждений и опросов отличаются друг от друга процедурой проведения, инициаторами. Коллективные обращения от правотворческой инициативы и наказов отли­чаются вопросами, по которым они используются и процеду­рами подачи. Референдум от голосования по вопросам изме­нения границ и преобразования муниципальных образований отличается вопросами, некоторыми процедурами подготовки и механизмом реализации решений, на них принятых.

12.     В некоторые формы непосредственной демократии при осуществлении муниципальной власти, помимо традици­онных инициаторов - жителей муниципального образования и его органов, вправе инициировать органы государственной власти. Примером может быть публичные слушания; иници­аторами голосования по преобразованию муниципальных образований помимо населения, органов местного самоуправ­ления, являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральные органы государственной власти. Возможность инициирования непосредственного на­родовластия при осуществлении муниципальной власти орга­нами государственной власти обусловлено вопросами, выно­симыми на ту или иную форму прямой демократии.

13.     Результат реализации некоторых форм непосред­ственной демократии при осуществлении муниципальной власти, оформляется органами государственной власти или учитывается при принятии ими решений. Например, реше­ние, приятое в результате проведения голосования по вопро­сам изменения границ и преобразованию муниципальных образований, оформляется Законом субъекта РФ. Решение об упразднение поселений, создание вновь образованных поселе­ний на межселенных территориях и некоторые иные решения, принятые на сходе граждан, осуществляется законами субъек­тов Российской Федерации. Результат опроса, проводимого на территории муниципального образования для выявления мнения населения, учитывается при принятии решений орга­нами и должностными лицами государственной власти.

14.     Особенностью осуществления непосредственного на­родовластия на местном уровне публичной власти является возможность решения только жителями муниципальных об­разований определенного круга вопросов (широта вопросов зависит от доброй воли органов государственной власти субъ­ектов федерации и органов местного самоуправления); широ­кий перечень форм участия населения в осуществлении полно­мочий органов муниципального образования (обязательные, но в большинстве своем инициативное со стороны населения). Согласно нормам федерального законодательства, голосова­ние является единственной, обязательной формой получения согласия населения городского поселения при изменении статуса городского поселения в связи с наделением его стату­сом городского округа либо лишением его статуса городского округа, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Изменение статуса го­родского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения, населе­ния муниципального района. Выборы в большинстве случаев предусмотрены как обязательная императивная форма пря­мой демократии на муниципальном уровне.

Обязательные референдумы предусмотрены актами не­которых муниципальных образований. Как показывает анализ актов органов местного самоуправления, обычно обязательно­му вынесению на местный референдум подлежат по частоте закрепления следующие вопросы:

-    вопросы введения и использования средств самообло­жения граждан;

-    вопросы возможности строительства на территории му­ниципального образования объектов, наносящих вред жизни и здоровью населения или окружающей среде;

-    вопросы отчуждения и приобретения объектов муни­ципальной собственности, имеющих жизненно важное значе­ние для всего населения муниципального образования;

-    изменение границ городского поселения;

-    о преобразовании муниципального района;

-    определение структуры местного самоуправления в слу­чаях, установленных Федеральным законом;

-    об изменении административного центра муниципаль­ного района;

-    изменение названия городского поселения.

В сравнении с закреплением обязательных референдумов на уровне субъектов федерации, на муниципальном уровне количество вопросов, решаемых только местными референду­мами гораздо больше. Обязательные референдумы бесспор­ные формы осуществления учредительной власти народа, школа демократии1.

С точки зрения автора, несмотря на огромный прогресс российского государства в законодательном закреплении форм непосредственной демократии на уровне местного са­моуправления, еще необходимы определенные шаги государ­ства в обозначенной сфере. В противном случае в России будет продолжаться имитационная демократия, а конституцион­ные нормы о демократичности российской государственности останутся фиктивными.


конституционное право

Наблюдайте за жизнью альтернативной реальности на живых обоях для андроид от лучшего разработчика. Живые обои для андроид 4.0 скачать бесплатно вся подробная информация на сайте http://4life.in.ua


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика