Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовые основы технического регулирования в российской федерации
Научные статьи
27.12.13 12:27

вернуться

Правовые основы технического регулирования в российской федерации


Техническое регулирование появилось в российской практике сравнительно недавно. Свое юридическое отраже­ние оно нашло в Федеральном законе от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Вообще комплекс мер тех­нического регулирования направлен на регулирование произ­водственной деятельности. Однако необходимо отметить, что даже здесь есть место для экологических нюансов.

На наш взгляд, начинать рассмотрение системы техниче­ского регулирования РФ с Федерального закона «О техниче­ском регулировании» было бы неправильно с точки зрения те­ории права. Частью 4 ст. 15 Конституции РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного дого­вора. В основном появление технического регулирования «в правовой орбите» Российской Федерации связано с членством Российской Федерации во Всемирной торговой организации (далее ВТО), и в частности, с принятием Соглашения о техни­ческих барьерах в торговле.

В рамках Всемирной торговой организации сформиро­валось некое правовое пространство, которое получило назва­ние «право ВтО». Нормы и акты, включенные в него, обеспе­чивают глобальный торговый правопорядок, представляют собой уникальное явление - феномен мирового и историче­ского значения. Право ВТО образует комплексный междуна­родно-правовой институт, являющийся центральным звеном

1       Российская Федерация стала официальным членом ВТО 22 августа 2012 г.

2       Далее Соглашение ТБТ, Соглашение международного торгового права. Соглашение о технических барьерах в торговле является ключевым в сфере технического регулирования не только для России, но и для других стран - членов ВТО. В основном - из-за того, что оно охватывает боль­шое количество стран (по состоянию на 2 марта 2013 г. чле­нами ВТО являются 159 государств). Такое большое значение объясняется еще и тем, что основным объектом Соглашения как элемента права ВТО являются внутренние правовые режи­мы государств-членов, благодаря которым происходит посте­пенная унификация внутренних систем государств. В рамках Соглашения эта унификация имеет определенное значение. В том числе, сантехника является одним из незаменимых, важнейших элементов в жизни современного человека.

Термины, использующиеся в Соглашении о технических барьерах в торговле, по общему правилу, имеют значение, принятое в системе Организации Объединенных Наций, а также принятое в системе международных органов по стан­дартизации, с учетом контекста этих понятий. Исключение составляют только термины, особо указанные в Приложении к Соглашению. В Приложении дополнительно указано, что также используются термины из Шестого издания Руковод­ства 2-1991 ИСО/МЭК «Общие термины, касающиеся стандар­тизации и связанной с ней деятельности». В обоих случаях мы имеем дело с отсылочными нормами, ссылками на термино­логию международных документов, которая употребляется в контексте, обычном для использования в области техническо­го регулирования.

Исключения составили следующие термины (перечис­ленные в Приложении 1 Соглашения о технических барьерах в торговле):

Технический регламент - документ, в котором устанав­ливаются характеристики товара или связанные с ними про­цессы и методы производства, включая применимые адми­нистративные положения, соблюдение которых является обязательным. Он может также включать или исключительно содержать требования к терминологии, обозначениям, упа­ковке, маркировке или этикетированию в той степени, в ко­торой они применяются к товару, процессу, методу производ­ства.

Стандарт - документ, принятый признанным органом, который содержит предназначенные для общего и многократ­ного использования правила, руководства или характеристи­ки применительно к товарам или связанным с ними процес­сам и методам производства, соблюдение которых не является обязательным. Он может также содержать требования к тер­минологии, обозначениям, упаковке, маркировке или этике­тированию в той степени, в которой они применяются к това­ру, процессу, методу производства.

Процедуры оценки соответствия - любая процедура, применяемая прямо или косвенно с целью определения того, выполняются ли соответствующие требования, содержащиеся в технических регламентах и стандартах. Процедуры оценки соответствия включают в себя: отбор проб, испытания, инспек­тирования, оценку, проверку, подтверждение соответствия, регистрацию, аккредитацию, одобрение. Могут использовать­ся и сочетания процедур.

Помимо вышеприведенных, в Приложении указано еще пять определений, которые касаются различных уровней ком­петенции. Однако в данной статье они использоваться далее не будут. Отметим также, что несмотря на ссылку на Руковод­ство ИСО/МЭК, термины этого Руководства относятся к това­рам, процессам и услугам. термины, предусмотренные в Со­глашении ТБТ, касаются только того, что относится к товарам или процессам и методам производства.

Объектами, на которые распространяется действие Со­глашения, являются все товары, включая промышленные или сельскохозяйственные. Исключения составляют специфика­ции, используемые для закупок для нужд производства и по­требления, а также санитарные-фитосанитарные меры, так как они являются объектом компетенции другого соглашения в рамках ВТО.

Для того чтобы очертить круг целей данного соглашения, обратимся к его Преамбуле. Особое внимание обратим на аб­зацы 4, 5, 6, 8 и 9.

Соответственно, целями являются:

Поощрение разработки международных стандартов и системы оценки соответствия для содействия международной торговле.

Достижение такого результата на мировом уровне, чтобы технические регламенты и стандарты не создавали излишних препятствий для международной торговли.

Достижение такого результата, когда на мировом уровне не создается препятствий для принятия мер, необходимых для: обеспечения качества экспорта страны, защиты жизни или здоровья людей, животных и растений, охраны окружаю­щей среды, предотвращения обманной практики. Последние три элемента представляют собой цели принятия технических регламентов. Для государства не должно создаваться препят­ствий для разработки и принятия технических регламентов и стандартов. В то же время указанные документы не могут при­меняться для произвольной или неоправданной дискримина­ции между странами или для ограничения торговли.

Содействие передаче технологий из развитых стран в раз­вивающиеся, содействие усилиям развивающихся стран по разработке и применению технических регламентов, стандар­тов, процедур оценки соответствия.

Из анализа основных целей Соглашения можно сделать вывод о том, что оно направлено на унификацию элементов системы технического регулирования таким образом, чтобы обеспечивался свободный оборот товаров с определенной планкой безопасности и качества. По этой причине в техни­ческие регламенты и стандарты не следует включать требова­ния, которые могут повлечь за собой ограничения большие, чем это необходимо для их реализации. Законными целями признаются: требования национальной безопасности, предот­вращение обманной практики, защита здоровья или безопас­ности людей, жизни или здоровья животных и растений или охрана окружающей среды. Список этих целей не является исчерпывающим и может быть далее детализирован в законо­дательстве отдельных стран.

В частности, в Федеральном законе «О техническом ре­гулировании» в качестве целей принятия технических регла­ментов, помимо перечисленных, указаны: защита имущества физических и юридических лиц, обеспечение энергетической эффективности и ресурсосбережения. Принцип «ограничить, но не более, чем необходимо для достижения законных целей» зафиксирован также и в Конституции РФ. Пунктом 3 ст. 55 установлено, что права и свободы человека и гражданина мо­гут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности го­сударства.

Нельзя отрицать, что сфера технического регулирования тесно связана с новыми технологиями. Они могут позволить производить более безопасную, более качественную продук­цию. Спецификации технического регламента могут устареть, и документ постепенно выйдет из употребления. Норма, ко­торая не применяется, - мертвая норма, ее существование в системе лишено смысла, может вносить путаницу и ограничи­вать товарооборот.

Для таких случаев Соглашением ТБТ предусмотрено правило: если обстоятельств или причин, вызвавших при­нятие технических регламентов, больше не существует, то технические регламенты не должны оставаться в силе. Также технические регламенты не должны оставаться в силе, если изменившиеся обстоятельства или причины позволяют ис­пользовать способы, менее ограничивающие воздействие на торговлю. Соблюдение этих норм обеспечивается путем сво­евременного мониторинга.

Эти положения важны для понимания того, насколько гибкой, быстро и своевременно реагирующей должна быть система технического регулирования.

Если обратить более пристальное внимание на ст. 2.3 Соглашения, можно отметить, что принятие технических ре­гламентов должно быть вызвано соответствующими обстоя­тельствами и причинами. К тому же в ст. 2.4 мы встречаем со­четание «потребность в технических регламентах». О чем идет речь?

Потребность в технических регламентах - это совокуп­ность причин и условий, при которых имеется необходимость установления требований безопасности для определенных объектов регулирования. Необходимость установления требо­ваний безопасности - это такая ситуация, при которой име­ются пробелы в регулировании безопасности отдельных объ­ектов.

В соответствии со ст. 2.4 основой для создания техниче­ских регламентов должны быть соответствующие междуна­родные стандарты (даже в случаях, когда их разработка только завершается). Исключениями признаны случаи, когда такие стандарты представляются неэффективными или неподходя­щими средствами для достижения законных целей вследствие существенных географических и климатических факторов или вследствие существенных технических проблем.

Что означает «соответствующие международные стандар­ты»? Во-первых, эти стандарты должны соответствовать закон­ным целям. Во-вторых, эти стандарты должны иметь сходный предмет регулирования, то есть ту же сферу регулирования, что и разрабатываемый технический регламент. В-третьих, международный стандарт должен иметь те же объекты регу­лирования, что и разрабатываемый на его основе технический регламент.

Представляется, что все три перечисленных выше аспекта должны присутствовать, чтобы международный стандарт был признан «соответствующим» для разработки на его основе тех­нического регламента. такое истолкование данной статьи под­тверждается использованием далее по тексту формулировки «неэффективные или неподходящие средства для достижения законных целей».

Если регламент разрабатывается, принимается и приме­няется для достижения законных целей и на основе междуна­родных стандартов, презюмируется, что он не создает препят­ствий для международной торговли.

Прием использования международных стандартов как основы для разработки технического регламента достаточно интересен. Этот вариант оптимален с точки зрения унифика­ции системы требований к продукции, так как международ­ный стандарт принимается какой-либо международной ор­ганизацией (то есть разрабатывается и принимается не узким кругом субъектов).

технические регламенты должны содержать в себе требо­вания к характеристикам товара, а не требования к конструк­ции товара или его описанию. Например, если разработчик включит в технический регламент требования к конструкции, это приведет к тому, что производители будут выпускать внешне одинаковую продукцию, а у потребителя будет огра­ничена свобода выбора разнообразных товаров.

На случай отсутствия соответствующего международного стандарта, а также несоответствия технического содержания разрабатываемого технического регламента техническому со­держанию международных стандартов, если технический ре­гламент может оказать влияние на торговлю других членов, ст. 2.9 Соглашения предусмотрен следующий механизм.

На ранней стадии разработчик публикует уведомление (нотификацию) в печати о предполагаемом введении техни­ческого регламента.

Государство-разработчик централизованно (используя механизмы Секретариата) уведомляет других членов: о това­рах, на которые распространяются требования техническо­го регламента; о целях его принятия; прикладывает краткое обоснование регламента. Эти действия также должны произ­водиться на ранних стадиях разработки, чтобы у других госу­дарств было достаточно времени для предоставления отзывов и комментариев.

Государства - участники ВТО могут запрашивать подроб­ные описания или тексты технического регламента. Государ­ство-разработчик может отдельно указать разделы, которые отличаются от соответствующих международных стандартов.

Предусмотрен «публичный» этап. Он характеризуется тем, что другие государства - члены ВтО могут подготовить и направить свои замечания и комментарии. По запросу эти замечания и комментарии могут быть обсуждены. Коммента­рии, замечания и результаты обсуждений должны быть учте­ны в работе над техническим регламентом.

Данной процедуре присущи черты публичности, гласно­сти и транспарентности.

В исключительных случаях (неотложные проблемы обе­спечения безопасности, здоровья, охраны окружающей среды) государство - участник ВтО может не соблюсти вышеуказан­ную процедуру, но в таком случае он должен через Секрета­риат уведомить других членов о принятом техническом ре­гламенте и товарах, на которые он распространяется, указать цели и причины принятия технического регламента. Помимо этого разработчик предоставляет другим членам (по запросу) текст технического регламента. Другие участники ВТО могут комментировать его, а также предоставить свои замечания. Комментарии и замечания должны быть учтены разработчи­ком. Напомним, что такой порядок может применяться толь­ко в исключительных, критических случаях.

В остальных ситуациях всегда должен быть предусмотрен разумный период времени, как правило, шестимесячный, между опубликованием технического регламента и его всту­плением в силу. В ст. 2.12 Соглашения ТБТ указано, что этот разумный срок устанавливается для того, чтобы «товаропро­изводители в экспортирующих членах, и особенно в членах

-    развивающихся странах имели возможность адаптировать товары или методы производства к требованиям импортиру­ющего члена».

Однако эту норму можно рассмотреть и в более широ­ком смысле: получается, что действие технического регламен­та распространяется не только на национальную продукцию (то есть на такую, которая производится на территории госу­дарства-разработчика технического регламента), но и на им­портируемые товары, как одно из требований разрешения импорта. Разумный срок между опубликованием техническо­го регламента и вступлением его в силу дает время и нацио­нальным производителям на адаптацию товаров и методов их производства.

Применительно к разработке стандартов Соглашение тБт вводит (в одном из Приложений) Кодекс добросовест­ной практики. Этот Кодекс приводится в Приложении 3 Соглашения о технических барьерах в торговле, и к нему от­сылает ст. 4.1. Применение и соблюдение Кодекса не требует особого акта признания от органа по стандартизации (пра­вительственного или неправительственного) и является обя­зательством, проистекающим из самого Соглашения ТБТ. И наоборот, если орган по стандартизации признал Кодекс добросовестной практики и соблюдает его, то презюмиру- ется, что он соблюдает принципы Соглашения о технических барьерах в торговле.

Уведомление о признании (принятии) КДП направляет­ся в Информационный центр ИСО/МЭК в Женеве напрямую, либо через национальный орган (который является членом ИСО/МЭК), либо через национального члена или междуна­родный филиал ИСОНЕТ.

Общие принципы для разработки стандартов сходны с общими принципами разработки технических регламентов:

Они не должны создавать или вести к созданию излиш­них препятствий в международной торговле;

Если имеются соответствующие международные стандар­ты или завершается их разработка, они должны использовать­ся полностью или в части в качестве основы для разрабатыва­емых стандартов.

Кроме того, для возможно более эффективной гармо­низации национальных стандартов орган по стандартизации должен принимать участие в подготовке международными органами по стандартизации международных стандартов. Такое участие является достаточно сильным инструментом гармонизации, а также инструментом в рамках международ­ного и национального регулирования, во-первых, потому, что международные стандарты имеют достаточно высокое каче­ство, так как при их создании сталкиваются интересы разных сторон. Во-вторых, при принятии участия в разработке, орган по стандартизации приобретет более глубокое понимание со­держания стандарта, причин включения в него тех или иных требований. Впоследствии это приведет к разработке более эффективных стандартов на национальном уровне.

Не реже, чем один раз в шесть месяцев орган по стан­дартизации должен публиковать программу работ по стан­дартам. В программу включаются сведения как о разраба­тываемых стандартах, так и об уже утвержденных. В этой же программе публикуются уведомления о 60-дневном периоде предоставления замечаний по проекту стандарта. Предостав­ленные в рамках этого периода замечания должны быть учте­ны, на некоторые из них (по соответствующему запросу) дол­жен быть дан ответ.

По пункту «О» Кодекса добросовестной практики, после принятия стандарт должен быть немедленно опубликован. Орган по стандартизации должен предоставлять текст раз­работанного стандарта. Однако за эту услугу могут взимать­ся платежи и вознаграждения (не считая реальной стоимости доставки). Платежи должны быть одинаковыми как для ино­странных, так и российских производителей. Из этого следует очень важный признак - платность предоставления стандар­тов.

Третьим элементом в системе технического регулирова­ния является оценка соответствия. Оценка соответствия при­меняется для подтверждения соответствия какой-либо про­дукции требованиям технических регламентов и стандартов.

Процедуры оценки соответствия должны основываться на следующих принципах:

Принцип недискриминации: процедуры не должны быть более строгими или применяться более строго, чем это необ­ходимо. Вследствие этого из-за процедур оценки соответствия не должно возникать излишних препятствий в международ­ной торговле.

Принцип недискриминации также означает, что каждое государство должно обеспечить в своей системе одинаковые (равные) общие условия для всех государств, их вещей и лиц. Принцип недискриминации запрещает выборочно ухудшать условия отдельному государству, но он не запрещает выбороч­но улучшать эти условия, в результате чего общий правовой режим может превратиться в дискриминационный1.

Принцип достаточности. В результате применения про­цедур оценки соответствия у импортирующего государства должна возникнуть достаточная уверенность в том, что товары соответствуют действующим у него техническим регламентам и стандартам.

Процедуры оценки соответствия должны быть достаточ­ными и недискриминационными, но в то же время избегать рисков несоответствия товаров техническим регламентам или стандартам.

Принцип оперативности: процедуры должны проводить­ся и завершаться настолько быстро, насколько это возможно. Сведения о стандартной продолжительности каждой проце­дуры публикуются, а также могут сообщаться заявителю по запросу.

Принцип конфиденциальности информации о товарах, которая предоставляется в связи с проведением процедур оценки соответствия.

Платность проведения процедур оценки соответствия.

Принцип минимальной информации. Орган, производя­щий оценку соответствия, не может истребовать сведения бо­лее подробные, чем это необходимо для проведения оценки соответствия и установления размера платы.

Принцип оспоримости процедур оценки соответствия. Соглашение ТБТ предусматривает возможность рассмотрения претензий, касающихся выполнения процедуры оценки соответствия. Претензия должна быть рассмотрена, и, если она окажется обоснованной, должны быть приняты корректи­рующие меры.

Принцип гласности. Статьей 5.8 Соглашения установле­но, что принимаемые процедуры оценки соответствия неза­медлительно должны публиковаться или становиться доступ­ными иным способом.

В качестве основы для процедур оценки соответствия должны использоваться (если существуют) руководства и ре­комендации, выпущенные международными органами по стандартизации. Исключениями в их применении могут быть случаи, когда они являются неподходящими по следующим причинам:

Из-за требований национальной безопасности.

Для предотвращения обманной практики.

Для защиты здоровья или безопасности людей, жизни или здоровья животных или растений.

Для охраны окружающей среды.

Из-за существенных климатических или других географи­ческих факторов.

Из-за существенных технических или инфраструктурных проблем.

Государства-участники должны, насколько это возможно, обеспечивать признание результатов процедур оценки соот­ветствия в других государствах-членах, при условии, что ино­странные процедуры обеспечивают такую же уверенность в результатах, как и собственные процедуры. Для этого должна быть достигнута «взаимоприемлемая договоренность», напри­мер по поводу адекватной и авторитетной технической ком­петенции органов оценки соответствия и об ограниченности признания результатов оценки соответствия результатами, ко­торые получены определенными органами. «Взаимоприем­лемая договоренность» выражается в заключении соглашений (как правило, двусторонних) о взаимном признании результа­тов процедур оценки соответствия.

Соглашение ТБТ - рамочное соглашение, которое уста­навливает основные, принципиальные вопросы в сфере тех­нического регулирования. Это предполагает, что положения Соглашения должны быть более подробно детализированы на национальном уровне государств - участников ВТО. На прак­тике возникает немного другой порядок - государства сначала приводят свои нормативные документы в соответствие с нор­мами международной организации перед вступлением в нее.

Как пример можно привести процесс вступления России в ВТО и принятие Российской Федерацией Федерального зако­на «О техническом регулировании» (Федеральный закон был принят до вступления Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию). Однако Соглашение ТБТ служит унификации элементов системы технического регулирования в странах - участницах ВТО.

В данном случае нельзя не согласиться с позицией В.М. Шумилова: «Наблюдается переплетение права ВТО с внутрен­ним правом государств: с одной стороны, многие вопросы вну­тренней компетенции передаются под юрисдикцию между­народного права, с другой стороны, нормы международного права становятся частью внутренней правовой системы госу­дарств-членов. Международное право и внутреннее право пре­вращаются в некий симбиоз».

В Соглашении ТБТ не предусмотрено понятия «техниче­ское регулирование» как единого системного процесса регу­лирования, несмотря на то что в Соглашении предусмотрены отдельные элементы этой системы (технический регламент, стандарт, оценка соответствия).

В общем взгляде на техническое регулирование в соот­ветствии с Соглашением о барьерах в торговле техническое регулирование представляется инструментом управления торговой деятельностью. Экономика и экология находятся в антагонистических отношениях друг с другом1. Экономика может уничтожать экологию, но может и вывести ее из кризи­са. Экономические меры, частные (имеющие точечное воздей­ствие) меры могут приобрести глобальное значение, будучи частью решения глобальной задачи сохранения и улучшения экологии, а также из-за частоты их применения, использова­ния мультипликативного эффекта.

В заключение отметим роль Соглашения в экологических отношениях. С одной стороны, оно направлено исключитель­но на регулирование торговой деятельности. Закономерно предположить, что товарами могут выступать и экологически неблагоприятные продукты. В таком случае речь может идти о возникновении ветеринарных и фитосанитарных рисков (даже несмотря на то, что СФС-меры являются предметом другого соглашения). В частности, для России это вопросы торговли молочной продукцией, мясом птицы и свиней. Зарубежный опыт ярко выражен в спорах (disputes), в рамках которых сто­роны ссылаются в том числе и на Соглашение ТБТ.

Это следующие споры:

-          DS291 (США - ЕС), DS292 (Канада - ЕС), DS293 (Арген­тина -ЕС) - по вопросам импорта биотехнологической про­дукции.

-          DS137 (Канада - ЕС) - по вопросам ввоза древесины хвойных деревьев.

-          DS2 (Венесуэла и Боливия - США), DS4 (Бразилия - США) - о стандартах на бензин.

-          DS41 (США - Корея) - о мерах по проверке сельскохо­зяйственной продукции.

Помимо перечисленных практических примеров, товара­ми могут выступать химические вещества и химическая про­дукция. Во всех этих случаях в процессе экспорта-импорта мо­гут возникать особые вопросы экологического риска как риска для национальной безопасности (например, эпидемии, эпи­зоотии, поступления вместе с продукцией новых вредителей).

В связи с этим включение в цели технического регулиро­вания такой цели, как охрана окружающей среды, приведет к встраиванию экологии в производственные отношения, и, как следствие, к общей экологизации производства, что в совокуп­ности поможет сохранить и улучшить благоприятность состо­яния окружающей среды не только в рамках одной страны, но в рамках большой группы стран - участниц ВТО.

сантехника



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика