Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Порядок изменения типа бюджетного учреждения
Научные статьи
27.12.13 12:33
вернуться

Порядок изменения типа бюджетного учреждения

  

Гражданская правосубъектность бюджетного учрежде­ния предопределена его организационно-правовой формой некоммерческой организации, предусматривающей специ­альную правоспособность учреждения. О специальной право­способности бюджетного учреждения известно с 1923 г. С это­го времени согласно декрету СНК РСФСР государственные учреждения и предприятия имели право осуществлять свою деятельность в соответствии с их положениями и уставами. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в со­ответствии с поставленными его учредителем задачами в це­лях достижения общеполезного результата в управленческих, социально-культурных и иных сферах. Правоспособность бюджетного учреждения возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц2. Зако­ном о некоммерческих организациях в ст. 13 предусмотрены два способа создания некоммерческой организации - «в ре­зультате учреждения некоммерческой организации или в ре­зультате реорганизации другой некоммерческой организации такой же организационно-правовой формы и в случаях, пред­усмотренных федеральными законами, в результате реорга­низации в форме преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы». В связи с этим автор выде­ляет следующие способы создания бюджетного учреждения:

1)    путем принятия решения о создании бюджетного уч­реждения его учредителем в строго определенном порядке: а) Правительством Российской Федерации - для федеральных бюджетных учреждений; б) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - для бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации; в) местной администрацией муниципального образования - для муниципальных бюджетных учреждений;

Нам представляется, что необходимо различать два акта уполномоченных органов по созданию юридического лица в организационно-правовой форме учреждения. Первый - это волевой акт учредителя бюджетного учреждения, выражен­ный в форме соответствующего решения о создании организа­ции. Решение собственника о создании учреждения не являет­ся учредительным документом организации. Второй - это акт уполномоченного органа, осуществляемый посредством вне­сения в государственные реестры сведений о создании юриди­ческого лица. В частности, формы документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческой организа­ции, предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных по­ложений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».

2)   путем реорганизации юридического лица в бюджетное учреждение.

Статья 13 Федерального закона «О некоммерческих орга­низациях» предусматривает создание некоммерческой органи­зации в результате реорганизации существующей некоммер­ческой организации. Однако согласно главе II постановления Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539 года «Об утверж­дении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а так­же утверждения уставов федеральных государственных учреж­дений и внесения в них изменений» федеральное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем измене­ния типа существующего федерального учреждения.

На основе анализа норм гражданского законодательства делается вывод о несоответствии норм подзаконных норматив­ных актов Федеральному закону «О некоммерческих организа­циях» в части возможных способов создания некоммерческой организации. В соответствии с положениями Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация создается исключительно путем учреждения или реорганизации другой некоммерческой организации, в то же время нормы подзаконных актов предусматривают возмож­ность создания некоммерческой организации путем измене­ния типа существующего учреждения.

В настоящее время гражданским законодательством процедура перевода бюджетных учреждений в другие типы содержит в себе минимальный объем организационных ме­роприятий, связанных с изменением их статуса. Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией, поскольку при изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся лишь соответствую­щие изменения. дополнительным правовым источником ре­гулирования порядка изменения типа учреждения является Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 539 «Об утверждении порядка создания, ре­организации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений». Указанный нормативный акт регулирует право­отношения по процедуре изменения только федеральных государственных казенных, бюджетных и автономных учреж­дений, которые созданы (или планируется создать) на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. По­мимо этого, разработаны методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципаль­ных учреждений с учетом сферы их деятельности и рекомен­даций по внесению изменений в трудовые договоры с руко­водителями бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетных учреждений.

Однако остается неурегулированным вопрос о порядке изменения типа существующего государственного (муници­пального) учреждения в случае, если такое учреждение имеет непогашенную перед кредиторами задолженность. В указан­ном постановлении Правительства РФ имеется ссылка на то, что при изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального казенного учреждения в Правитель­ство Российской Федерации дополнительно представляется пояснительная записка, содержащая обоснование целесоо­бразности изменения типа федерального учреждения и ин­формацию о кредиторской задолженности учреждения (в том числе просроченной). Законодательно не разрешена пробле­ма возможности изменения типа существующих учреждений при наличии у них долгов.

По общему правилу ст. 58 ГК РФ о правопреемстве при ре­организации юридических лиц к вновь возникшему юридиче­скому лицу переходят права и обязанности реорганизованного лица. Как указывалось выше, изменение типа государственного (муниципального) учреждения не является его реорганизаци­ей, поскольку в этом случае не происходит изменения органи­зационно-правовой формы юридического лица. Учреждение не преобразуется в иную форму некоммерческой организации и, следовательно, положения ст. 58 ГК РФ не могут быть примени­мы в данной ситуации. до отмены института субсидиарной от­ветственности по долгам бюджетного учреждения собственник закрепленного имущества был обязан погасить долг учреждения за счет собственных средств, а значит, бюджетное учреждение могло изменить свой тип в отсутствие какой-либо числящейся за ним задолженности. Складывается ситуация, когда учреди­тель может принять решение об изменении типа учреждения, обладающего долгами перед кредиторами, которые, в свою оче­редь, не могут быть погашены за счет имеющегося у учреждения имущества, в пределах которого оно может отвечать по своим обязательствам. Ссылаясь на нормы Федерального закона «Об автономных учреждениях», получается следующее. П. 10 ст. 5 данного Закона устанавливает, что имущество (в том числе де­нежные средства), закрепляемое за автономным учреждением при его создании, должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлять им предусмотренную его уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возник­шим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа. Следовательно, данная норма обеспечивает гарантии образованному при изменении типа автономному уч­реждению по исполнению обязательств учреждения, возникших до изменения его типа на автономное учреждение. Подразуме­вается, что в этом случае речь идет о тех обязанностях, которые возникли вследствие заключения каких-либо правовых сделок, или внедоговорных обязательствах, срок исполнения которых у учреждения еще не возник. В этом случае исполнение таких обя­занностей будет возложено на образованное в результате измене­ния типа учреждение за счет закрепляемого за ним имущества.

Пункт 13 ст. 5 Закона о об автономных учреждениях уста­навливает, что в случае принятия уполномоченным органом решения о создании автономного учреждения путем измене­ния типа существующего государственного или муниципаль­ного учреждения применяются правила пунктов 1 и 2 ст. 60 ГК РФ об уведомлении кредиторов учреждения, тип которого подлежит изменению. В этом случае кредитор бюджетного учреждения вправе требовать досрочного исполнения соот­ветствующего обязательства должником - бюджетным уч­реждением, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков (ст. 15 ГК РФ).

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на законодательном уровне не урегулированы в полном объеме процедура изменения типа государственного (муни­ципального) учреждения, в том числе полностью не разрешен вопрос о порядке изменения типа существующего учрежде­ния при наличии у него кредиторской задолженности. Воз­можный вариант разрешения сложившейся ситуации видится в применении аналогии правил ст. 58 ГК РФ, когда при изме­нении типа государственного или муниципального учрежде­ния к создаваемому учреждению в порядке правопреемства переходят права и обязанности учреждения, тип которого из­меняется. При изменении типа существующего учреждения необходимо определить правовой режим имущества, перехо­дящего создаваемому учреждению.

К выбору белья для беременных стоит подходить особенно ответственно. Магазин белья для беременных вся подробная информация на сайте http://likeangel.com.ua


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика