Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Особенности оптимизации налогового планирования наукоемких предприятий в условиях правового регулирования особых экономических зон
Научные статьи
27.12.13 12:41
вернуться

Особенности оптимизации налогового планирования наукоемких предприятий в условиях правового регулирования особых экономических зон

Важным условием повышения конкурентоспособности страны является развитие наукоемких отраслей и производств, а также доступ к мировым рынкам высокотехнологичной про­дукции. В настоящее время повысить конкурентоспособность России могут интегрированные наукоемкие предприятия, способные на инновационную и инвестиционную деятель­ность. Укрепить позиции России на мировом рынке возмож­но при эффективной государственной поддержке российских наукоемких предприятий, используя при этом косвенные методы стимулирования инновационной деятельности, закре­пленные законодательно в области налогообложения. Одна из категорий налоговых льгот в инновационной сфере выде­лена по территориальному признаку. Подобные преферен­ции реализуются путем создания особых экономических зон (далее - ОЭЗ). В этом случае налогообложение предприятия зависит от места его расположения. В современных условиях хозяйственные связи охватывают не только обмен готовой про­дукцией и сырьем, а практически все стадии производственно­го процесса, включая НИОКР. Такие предприятия наиболее остро нуждаются в применении методов налогового планиро­вания, связанных с оптимизацией налогов.

В экономической литературе подходы к налоговому пла­нированию объединены в две основные группы: первая группа

-   в основе налогового планирования лежит минимизация на­логовых обязательств налогоплательщика; вторая группа - на­логовое планирование основано на налоговой оптимизации. Различия в этих подходах основаны на том, что минимизация и оптимизация налогообложения — это не одно и то же. Если налоговая минимизация - это максимальное снижение всех налогов, то налоговая оптимизация - это процесс, связанный с достижением определенных пропорций всех аспектов деятель­ности хозяйствующего субъекта в целом, осуществляемых им сделок и проектов. Кроме того, стремление минимизировать налоговые обязательства может помешать текущей деятельно­сти предприятия, вступить в противоречие с целями финансо­вого менеджмента и привлечь излишнее внимание со стороны контролирующих налоговых органов. Поэтому целью кор­поративного налогового менеджмента является оптимизация налогов, т. е. рациональная многовариантная минимизация налоговых платежей, получение на этой основе экономии, до­полнительных налоговых доходов и эффективное их вложение в развитие предприятия и иные экономически обоснованные затраты. В принципе, минимизация и оптимизация преследу­ют одну цель - снижение налогового бремени налогоплатель­щиков, однако если минимизация замыкается в локальных ситуациях, то оптимизация имеет системный характер, тесно увязанный с критериальной оценкой вариантов и с расходной политикой предприятия. Оптимизация налогов наукоемких предприятий должна быть основана на выборе эффективных управленческих решений, что позволит предприятию обеспе­чить долговременную экономию на налогах и получить эконо­мический эффект от ее использования, а также избежать или снизить риск возможных штрафных санкций в перспективе.

Оптимизация налогов осуществляется в процессе налого­вого планирования. Важнейшая роль в оптимизации налогов отводится методам налогового планирования. Специалисты обычно выделяют следующие методы оптимизации налогов: метод принятия учетной политики для целей налогового уче­та; метод замены отношений; метод разделения отношений; метод отсрочки налогового платежа; метод прямого сокраще­ния объекта налогообложения; метод делегирования налого­вой ответственности предприятию-сателлиту; метод примене­ния законодательно установленных льгот и преференций для различных отраслей народного хозяйства и групп налогопла­тельщиков; метод оффшора или метод смены юрисдикции предприятия в виде учреждения самостоятельного юриди­ческого лица либо перенос самих производственных мощно­стей в зоны льготного режима налогообложения и ряд других. В целях оптимизации налоговых платежей интегрированные наукоемкие предприятия, учитывая существующие функ­циональные взаимосвязи во внутренней организационной структуре, должны использовать территориальный подход к налоговому планированию, основанный на использовании на­логовых льгот ОЭЗ.

Особая экономическая зона - это часть территории, на которой действует особый режим ведения предприниматель­ской деятельности, что отражается в особом правовом, адми­нистративном, налоговом, таможенном регулировании. Во многих государствах одной из эффективных и перспективных форм привлечения инвестиций с целью развития экономиче­ского и научного потенциала становится создание ОЭЗ. В на­стоящее время создано около 3000 ОЭЗ (по международной терминологии - свободных зон) в 120 странах мира, где рабо­тают свыше 50 млн человек. Только экспортный оборот этих зон превысил 600 млрд долл. США.

В мировой практике выделяют четыре типа свободных

зон:

-   зоны свободной торговли - расположенные в основном в крупных транспортных узлах в развивающихся и развитых странах (например, в Нидерландах, Латвии, Италии);

-   производственные, или промышленно-производствен­ные, зоны - присутствуют в основном в Южной Корее, Брази­лии и Мексике;

-   технико-внедренческие зоны, или технополисы, техно­парки, - Япония, США, многие страны Западной Европы, Ин­дия, страны Юго-Восточной Азии;

-   сервисные зоны, или зоны услуг, - страны Западной Ев­ропы, Юго-Восточной Азии и Карибского бассейна, Кипр.

В различных странах применяются два альтернативных метода создания свободных зон. В первом случае они созда­ются в соответствии с государственной программой и пре­имущественно на бюджетные средства, управляются ведом­ственной структурой и предусматривают разрешительный порядок осуществления частных инвестиции (Китай, частич­но Южная Корея). Во втором случае (он распространен в мире гораздо чаще) свободной зоной управляет юридическое лицо в виде компании развития (частной или смешанной формы собственности), которая строит отношения с инвесторами на гражданско-правовой договорной основе, при заявительном (уведомительном) порядке инвестирования.

В настоящее время основным законодательным актом, регулирующим порядок создания и функционирования ОЭЗ, является Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (да­лее - Закон об ОЭЗ). Экономическая ситуация в РФ потребо­вала выработки новых подходов к проблеме государственного регулирования процесса создания ОЭЗ, основанных на кон­кретных задачах реформирования и развития и использую­щих накопленный мировой опыт. Современная налоговая политика должна представлять собой комплекс мер, направ­ленных на повышение конкурентоспособности национальных компаний на внутреннем и внешнем рынках путем создания благоприятных условий для их динамичного развития и реа­лизации их фактических и потенциальных конкурентных пре­имуществ.

Механизм ОЭЗ предполагает преференции по трем клю­чевым для бизнеса направлениям:

-   налоговые и таможенные льготы,

-   государственное финансирование инфраструктуры,

-   снижение административных барьеров.

Именно сочетание этих факторов делает режим особой экономической зоны привлекательным для инвесторов, хотя каждый фактор в отдельности не так уж значителен. Для ре­ализации этих факторов разрабатывался и принимался в 2005    г. указанный Закон об ОЭЗ. На территории России могут создаваться ОЭЗ следующих типов:

-   промышленно-производственные;

-   технико-внедренческие;

-   туристско-рекреационные.

В 2005 г. в ходе конкурса, проведенного на основе 71 по­ступившей заявки, конкурсными комиссиями было отобрано только шесть проектов, наиболее полно отвечающих целям создания ОЭЗ. Из указанных проектов Правительством РФ было принято решение о создании двух ОЭЗ промышленно­производственного типа: Республика татарстан, Липецк, и четырех технико-внедренческого типа: Москва (Зеленоград), Санкт-Петербург, Дубна, Томск. Сейчас идут работы в 13 ОЭЗ.

Из них в двух промышленно-производственных зонах станет создаваться продукция высокой степени переработки. Четыре технико-внедренческие зоны будут организованы по типу нау­коградов. Предусмотрено также создание семи зон туристско- рекреационного типа. Уже зарегистрировано 17 резидентов в технико-внедренческих и промышленно-производственных зонах.

В настоящее время разработано три стратегии по стро­ительству и созданию ОЭЗ: короткая - до середины 2008 г., среднесрочная - до 2010 г. и долгосрочная - до 2012 г. При этом в зонах должны размещаться, прежде всего, те произ­водства, которые ориентированы на экспорт продукции или на производство продукции, не имеющей аналогов на терри­тории РФ. Для предприятий инновационной сферы, в целях разработки и внедрения продуктов научной деятельности, а также стимулирования инновационного процесса предна­значены технико-внедренческие особые экономические зоны (ТВОЭЗ). В России они расположены в Зеленограде, Дубне, Санкт-Петербурге и Томске. Согласно ст. 36 Закона «Об осо­бых экономических зонах в Российской Федерации» (Закон об ОЭЗ) резиденты особых зон подлежат налогообложению в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. На основе указанной нормы были внесены несколько изменений в Налоговый кодекс (НК) РФ.

По налогу на прибыль организаций предусмотрены следующие льготы. Организации - резиденты промышлен­но-производственных ОЭЗ вправе в отношении собственных основных средств применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2 (ст. 259 НК РФ). Кро­ме этого, во всех ОЭЗ налогоплательщики могут экономить на расходах на научные исследования и опытно-конструктор­ские работы. В отличие от обычных плательщиков, для кото­рых стоимость исследования равномерно включается в состав прочих расходов в течение года (ст. 262 НК РФ), зарегистри­рованные и работающие на территории ОЭЗ организации стоимость таких исследований включают в расходы в полном размере в период их осуществления. Это правило касается не только резидентов ОЭЗ, но и всех организаций, зарегистриро­ванных и ведущих деятельность в пределах ОЭЗ.

По налогу на имущество организаций освобождаются от налогообложения организации - резиденты ОЭЗ в отношении имущества, учитываемого на балансе резидента ОЭЗ любого типа, в течение пяти лет с момента постановки имущества на учет.

По земельному налогу освобождаются от налогообло­жения организации - резиденты ОЭЗ сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту ОЭЗ любого типа (ст. 395 НК РФ).

По транспортному налогу по приобретенным и зареги­стрированным транспортным средствам компании освобож­даются от уплаты налога. Льготы по транспортному налогу устанавливаются законодательными органами каждого субъ­екта самостоятельно. Резиденты почти всех ТВОЭЗ имеют право на льготы. Условия и сроки освобождения варьируются в зависимости от субъекта РФ.

Акты законодательства РФ о налогах и сборах, законы субъектов Федерации о налогах и сборах, нормативные право­вые акты органов местного самоуправления о налогах и сбо­рах, ухудшающие положение налогоплательщиков - резиден­тов ОЭЗ, за исключением актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резиден­тов ОЭЗ в течение срока действия соглашения о ведении про­мышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности (ст. 38 рассматривае­мого Закона). В Закон об ОЭЗ включены нормы прямого дей­ствия, устанавливающие таможенный режим свободной тамо­женной зоны (СТЗ), согласно которому иностранные товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без приме­нения к указанным товарам запретов и ограничений экономи­ческого характера, установленных в соответствии с законода­тельством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. При этом российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответ­ствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин (ст. 37 Закона). При вывозе иностранных и российских товаров (продуктов их переработки), помещенных под таможенный режим СТЗ, с территории ОЭЗ на остальную часть территории РФ взима­ются подлежащие уплате таможенные пошлины и налоги в соответствии с законодательством РФ. При вывозе указанных товаров за пределы таможенной территории РФ ввозные та­моженные пошлины, налоги не взимаются, а вывозные тамо­женные пошлины подлежат уплате в соответствии с таможен­ным режимом экспорта. Режим свободной таможенной зоны ориентирован на экспортные производства, позволяя завозить комплектующие и сырье из-за рубежа без уплаты НДС и та­моженной пошлины, а после переработки вывозить либо на территорию РФ в режиме экспорта, т. е. с уплатой НДС и экс­портной пошлины, либо за пределы РФ, но без уплаты НДС и таможенной пошлины. Такой режим позволяет эффективно стимулировать экспорт.

В соответствии со ст. 17 Закона № 16-ФЗ от 10 января 2006г. в ОЭЗ Калининградской области применяется особый порядок уплаты резидентами налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций, установленный ст. 288.1 и ст. 385.1 НК РФ. Иные федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также взносы в государственные внебюджет­ные фонды уплачиваются в соответствии с законодательством РФ, законодательством Калининградской области о налогах и сборах и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о налогах и сборах. В течение первых шести лет с момента включения юридического лица в реестр рези­дентов ОЭЗ прибыль, которая была получена от реализации инвестиционного проекта, облагается по ставке 0%. В период с 7-го по 12-й год включительно ставка налога будет составлять 20%, а при условии, что будут соблюдены требования абза­цев 2 и 3 п. 1 ст. 284 НК РФ, т. е. размеры поступлений в феде­ральный и региональный бюджеты в долевом соотношении не изменятся, - 12%.

Налог на имущество, созданное или приобретенное в рамках реализации инвестиционного проекта, в течение пер­вых шести лет со дня включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ взимается по ставке 0%. На протяжении следующих шести лет налоговая ставка будет составлять ве­личину, установленную законом Калининградской области и уменьшенную на 50%. такие послабления не касаются сто­имости имущества, созданного или приобретенного для ре­ализации инвестиционного проекта, но используемого для производства товаров (работ, услуг), не имеющих отношения к данному проекту. Порядок включения юридических лиц в реестр резидентов установлен ст. 4 Федерального закона. Од­ним из условий признания организации резидентом ОЭЗ яв­ляется осуществление инвестиционных проектов в форме ка­питальных вложений. При этом капитальными вложениями, учитываемыми при определении минимальной стоимости инвестиционного проекта, являются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на осущест­вление проектно-изыскательских работ, новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных фон­дов, реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудо­вания, инструментов, инвентаря (за исключением затрат на приобретение легковых автомобилей, спортивных, туристских и прогулочных судов, а также затрат на строительство и ре­конструкцию жилых помещений, которые не учитываются в качестве капитальных вложений при определении стоимости инвестиционного проекта). Поэтому организация - резидент ОЭЗ, осуществляющая капитальные вложения, с даты включе­ния ее в единый реестр резидентов ОЭЗ вправе использовать льготный режим налогообложения по находящимся на ее ба­лансе основным средствам, приобретаемым для реализации инвестиционного проекта, а также созданным в ходе его реа­лизации. Льготный режим налогообложения, установленный ст. 385.1 НК РФ, распространяется на все имущество, созданное или приобретенное при реализации инвестиционного проек­та в соответствии с Федеральным законом, предусмотренного в соответствии с инвестиционной декларацией, в том числе в связи с выбытием (износ, порча, кража и т.п.) основного сред­ства и последующей его заменой на новое основное средство в период реализации проекта. Одной из форм привлечения инвестиций и дальнейшего развития экономического потен­циала производственой деятельности морских, речных портов и аэропортов стало создание на их базе образований с особы­ми экономическими условиями функционирования - порто­вых особых экономических зон (далее - ПОЭЗ). ПОЭЗ - это не только обособленная географическая территория, но и си­стема преференций, позволяющих обеспечить интенсивный экономический рост портового хозяйства. Целью создания ПОЭЗ является не столько формирование условий привле­чения отечественных и иностранных инвестиций для строи­тельства и реконструкции портовой инфраструктуры, сколько стимулирование развития портового хозяйства, а также раз­витие портовых услуг, конкурентоспособных по отношению к зарубежным аналогам. В итоге придание статуса особых эко­номических зон позволит российским портам конкурировать с портами соседних стран. Инновационный центр «Сколково» не имеет статуса ОЭЗ, однако соответствует всем признакам таковой. «Сколково» - это ультрасовременный научно-техно­логический комплекс по разработке и коммерциализации но­вых технологий, который создан недалеко от Москвы. Можно сказать, что компании, получившие статус резидентов данного центра, практически освобождены от налогообложения. При одновременном наличии всех условий организация вправе получить статус участника проекта, который присваивается с момента включения организации в реестр участников и дей­ствует в течение 10 лет.

Льготы по налогу на прибыль. Пока годовой объем вы­ручки не превысит 1 млрд рублей, компании, работающие в «Сколково», могут быть освобождены от обязанностей нало­гоплательщика налога на прибыль в части расчета и уплаты налога. Такая льгота позволяет резидентам:

-    не исчислять и не уплачивать налог на прибыль (пп. 1 п. 1 ст. 23, статьи 286, 287 НК РФ);

-    не вести налоговый учет в соответствии со ст. 313 НК РФ (пп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Приняв решение использовать льготу, участники «Скол­ково» обязаны сдавать налоговые декларации по итогам отчет­ного и налогового периодов, поскольку предоставление отчет­ности не связано с исчислением и уплатой налога. Это правило касается не только налога на прибыль, но и НДС, и налога на имущество. Освободиться от обязанностей налогоплательщи­ка и заявить право на льготу возможно непосредственно по­сле получения статуса участника проекта «Сколково» (п. 1, абз. 1 п. 4 ст. 246.1 НК РФ). При этом следует учитывать, что само по себе наличие статуса не дает права на освобождение от обязанностей налогоплательщика. Для этого участник про­екта «Сколково», который решил начать использовать льготу, не позднее 20-го числа следующего месяца должен направить в налоговый орган по месту своего учета ряд документов. Но утратив или отказавшись от льготы, предприятие, получив­шее прибыль, все равно может облагаться по ставке 0%. Для этого необходимо, чтобы совокупный размер прибыли, зара­ботанной участником проекта «Сколково», не превышал 300 млн. руб. Эта расчетная величина определяется нарастающим итогом с начала налогового периода, в котором утрачена льго­та. Совокупный финансовый результат определяется путем суммирования прибылей или убытков, рассчитанных еже­годно. Участники проекта «Сколково», которые перешли на применение нулевой ставки по налогу на прибыль, должны ежегодно вместе с налоговой декларацией по налогу на при­быль представлять сведения о ее совокупном размере. Дей­ствующий в настоящий момент отчет называется «Расчет со­вокупного размера прибыли (убытка) участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциали­зации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре "Сколково"».

Льготы по НДС. Механизм получения и использования льготы по НДС аналогичен освобождению от обязанностей плательщика по налогу на прибыль. При этом предприятию важно иметь документально подтвержденный статус резиден­та «Сколково» и заявить в инспекцию о желании освободиться от уплаты НДС. Форма уведомления об использовании права на освобождение (о продлении срока действия права на осво­бождение) утверждается Министерством финансов РФ. В на­стоящий момент действует документ, введенный приказом Минфина РФ от 30.12.10 № 196н.

Льготы по налогу на имущество. Помимо НДС и налога на прибыль, предприятия «Сколково» автоматически осво­бождаются от уплаты налога на имущество (пп. 20 ст. 381 НК РФ). Льгота теряется после утраты статуса резидента или с на­чала года, в котором совокупный размер прибыли за весь пе­риод существования составит 300 млн. рублей. Предприятие может отказаться от использования всех льгот, но повторно они не предоставляются.

Потенциальную экономию на налогах от применения льготного режима в ОЭЗ при переходе с общего режима на­логообложения можно рассчитать следующим образом:

Э = НДС + НИ + ЗН+ТН, где

Э - экономия на налогах от применения льготного режи­ма в ОЭЗ;

НДС - сумма налога на добавленную стоимость, уплачи­ваемая в бюджет за налоговый период;

НИ - сумма налога на имущество организаций, уплачива­емая в бюджет за налоговый период;

ЗН - сумма земельного налога, уплачиваемая в бюджет за налоговый период;

ТН - сумма транспортного налога, уплачиваемая в бюд­жет за налоговый период.

Для участников проекта «Сколково»:

Э = НП + НДС + НИ + ЗН+ТН, где

Э - экономия на налогах от применения льготного режи­ма в ОЭЗ;

НП - сумма налога на прибыль организаций, уплачивае­мая в бюджет за налоговый период;

НДС - сумма налога на добавленную стоимость, уплачи­ваемая в бюджет за налоговый период;

НИ - сумма налога на имущество организаций, уплачива­емая в бюджет за налоговый период;

ЗН - сумма земельного налога, уплачиваемая в бюджет за налоговый период;

ТН - сумма транспортного налога, уплачиваемая в бюд­жет за налоговый период.

Представляется важным подчеркнуть, что рассмотренные налоговые преференции и льготы в ОЭЗ позволят предпри­ятиям сократить количество уплачиваемых налогов, а следо­вательно, направить высвободившиеся средства на иннова­ционную деятельность. С другой стороны, интеграционные наукоемкие предприятия во взаимосвязи с действенным ме­ханизмом государственного налогового регулирования и под­держки инновационных процессов способны повысить свою конкурентоспособность, а также оказать позитивное

http://www.smzural.ru/katalog/mednyiy_prokat/mednyiy_prutok



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика