Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовые основы взаимодействия государства и гражданского общества как фактор стратегии стабильности государства. Опыт Татарстана
Научные статьи
27.12.13 12:55

вернуться

Правовые основы взаимодействия государства и гражданского общества как фактор стратегии стабильности государства. Опыт Татарстана

Вопросы формирования и реализации правовых меха­низмов взаимодействия власти и общества - важное условие стабильного развития государства. Процессы трансформа­ции общественно-политической системы и экономические реформы, происходящие в России, во многом обусловлены совершенствованием федеративных отношений. Внутренняя регионализация выступает следствием новых модернизацион- ных процессов в российской общественной системе, которая стремится выйти из состояния кризиса. В условиях глобали­зации и регионализации мирового развития роль внутренних регионов в безопасном существовании государства становится все более весомой.

В Концепции перехода Российской Федерации к устой­чивому развитию, утвержденной Указом Президента Рос­сийской Федерации от 1 апреля 1996 г. №440, определено, что переход к устойчивому развитию государства в целом возмо­жен, только если будет обеспечено устойчивое и безопасное развитие всех регионов как важный фактор сохранения ее целостности. С позиции комплексного подхода к решению за­дач внутренней государственной политики, обеспечивающей развитие Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства, необходимо выделить важную роль институтов гражданского общества во взаимодействии с федеральными, региональными и мест­ными органами власти. Позитивный диалог представляет со­бой важный социальный институт трансформации общества. Приближение общества к властным структурам и обратная связь обусловлены развитием коммуникативных моделей, создающих условия для участия населения в управлении и удовлетворении материальных потребностей, реализации со­циальных и духовных устремлений каждого.

Сложный и длительный характер становления граждан­ского общества в современной России обусловлен совокупно­стью разных факторов, в числе которых можно выделить мно­гонациональный и поликонфессиональный состав населения, этнокультурное многообразие. Перспективы развития диало­говых механизмов власти и общества в России во мно­гом определяются совер­шенствованием отношений федерации и ее субъектов.

Принципы федерализма как основа российской го­сударственности позволяют выработать механизмы ак­тивного участия регионов в устойчивом развитии стра­ны, объединяющей на своей территории 83 субъекта. В России проживают представители 193 народов (по данным Всероссийской переписи населения 2010 г.), обладающих отличительными особенностями мате­риальной и духовной культуры.

Для решения задач укрепления гражданского единства многонационального народа Российской Федерации и обеспе­чения его динамичного этнокультурного и духовного развития необходимы эффективные механизмы координации как на федеральном, так и на региональном уровне использования ресурсов общества. Эффективность региональной политики как важной составляющей федеративных отношений прояв­ляется в создании условий для расширения участия граждан в экономических, политических, социальных преобразованиях страны. В развитии институциональных механизмов право­вой политики государства, направленных на формирование и поддержку институтов гражданского общества, важная роль принадлежит Совету при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее -    Совет). Деятельность этого специально созданного в России консультативного органа подтверждает усиление внимания со стороны государственной власти к повышению качества поли­тического участия институтов гражданского общества, граж­данского самоуправления и контроля. При этом для решения основных задач Совет взаимодействует с органами государ­ственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Анализируя проблемы взаимодействия государства и общества необходимо выделить условия для становления гражданских инициатив на уровне регионов. Органы государ­ственной власти регионов России играют важную роль в про­цессах самоорганизации и развития зрелого, ответственного гражданского общества, обеспечивают активное участие граж­дан в выработке и реализации наиболее важных решений для устойчивого развития их территорий. В практической плоско­сти вопросы становления и развития различных форм граж­данских инициатив в российских субъектах связаны с реаль­ной поддержкой со стороны региональной власти, включая правовые, политические, экономические и другие механизмы.

В развитии сферы существования и функционирования гражданского общества следует также выделить роль органов местного самоуправления, которые в качестве звена публич­ной власти осуществляют делегированные функции государ­ственного управления. Принятые в 2005 и 2006 гг. федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации», а также «Концепция административной реформы в РФ на 2006­2008 гг.» расширили правовые рамки для возможного участия некоммерческих общественных организаций (далее - НКО) в процессе принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления. Практический опыт по­казывает, что диалоги власти и представителей гражданского общества приобретают характер важного механизма взаимо­действия.

В этом контексте заслуживает внимания опыт Респу­блики Татарстан. В последние годы активность гражданских институтов в регионе существенно возросла, что требует уси­ления внимания к ним со стороны органов государственной власти. Особое внимание привлекает некоммерческий сектор, состоящий из нескольких сегментов: общественные объедине­ния, религиозные организации, и фонды, учреждения и иные НКО. В Республике татарстан зарегистрировано наибольшее количество НКО среди субъектов Приволжского федерально­го округа - 5595. Количество организаций, созданных в 2012 г. (485), превысило показатели прошлых лет почти в полтора раза. При этом обращает на себя внимание тот факт, что рост происходит за счет религиозных организаций и обществен­ных объединений.

Значимую роль среди общественных объединений игра­ют политические партии. В Российской Федерации поли­тическое многообразие, многопартийность закреплены как конституционные принципы. В 2012-2013 гг. было внесено ряд изменений в Федеральный закон «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ, касающихся в том числе и поряд­ка определения численности партийных организаций. В част­ности, были отменены жесткие требования к численности региональных отделений политической партий (новые пра­вила закрепляют право политической партии устанавливать численность региональных отделений), упрощена отчетность, введен более гибкий процесс их регистрации, который пред­усматривает предоставление трехмесячного срока на исправ­ление недочетов.

Указанные реформы законодательства способствовали резкому увеличению числа политических партий в республи­ке. Всего, согласно сведениям Министерства юстиции Россий­ской Федерации, в нашей стране зарегистрировано 55 полити­ческих партий, а в Республике татарстан - 38 их региональных отделений. В «партийной палитре» Приволжского федераль­ного округа татарстан лидирует по количеству политических партий. Второе и третье места соответственно занимают Са­марская область и Пермский край. Отмеченные тенденции требуют адекватных мер по осуществлению контрольных ме­роприятий уполномоченными органами. Прежде всего, речь идет о проверке соблюдения партиями Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремист­ской деятельности», Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и аудит финансирования. Контроль за деятельностью политических партий в республике осущест­вляется Управлением Министерства юстиции России по Ре­спублике Татарстан в тесном взаимодействии с Центральной избирательной комиссией республики. По итогам проверок могут приниматься решения о вынесении предупреждений в адрес отделения партии, приостановлении ее деятельности, либо, в случае необходимости, ликвидации в судебном поряд­ке. Кроме того, в период избирательных кампаний террито­риальный орган Министерства юстиции РФ вправе проводить внеплановые проверки финансирования избирательных фон­дов партий, но только по запросу ЦИК.

Наряду с политическими партиями значимое место среди общественных объединений Татарстана занимает на­ционально-культурная автономия, поскольку она отражает этнокультурное многообразие нашей республики, на терри­тории которой проживают представители 115 националь­ностей. В Татарстане действует 41 национально-культурная автономия. Деятельность автономий регулируется Консти­туцией РФ, Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральным законом от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной авто­номии», Законом «О национально-культурных автономиях в Республике Татарстан» 12 мая 2003 г. № 15-ЗРТ, Концепци­ей о государственной национальной политике Республики Татарстан, утвержденной Указом Президента РТ от 3 июля 2008 г. № УП-312 и другими нормативными актами, которые определяют правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Рос­сийской Федерации в процессе выбора ими путей и форм сво­его национально-культурного развития. В декабре 2007 г. на IX Конференции Ассоциации национально-культурных объеди­нений РТ (АНКО РТ) путем преобразования последней была учреждена Ассамблея представителей народов, проживаю­щих на территории Республики Татарстан (Ассамблея наро­дов Татарстана). В Ассамблею вошли все национальные обще­ственные организации, которые составляли АНКО РТ, были приняты и новые общины. Также в числе учредителей Ассам­блеи 11 физических лиц, занимающих ответственные посты в государственных или общественных структурах республики. Возглавил Ассамблею Председатель Государственного Совета РТ Ф. Мухаметшин. По инициативе руководства Ассамблеи народов Татарстана совместно с органами государственной власти организуются мероприятия различного формата уча­стия и форм проведения.

Следующим сегментом некоммерческого сектора явля­ются религиозные организации. Республика Татарстан зани­мает лидирующую позицию по числу указанных организаций среди субъектов Приволжского федерального округа. В Та­тарстане зарегистрировано 1594 религиозных организаций, 21 конфессия, что свидетельствует о толерантной политике республики к межконфессиональным отношениям. В послед­ние годы рост численности религиозных организаций проис­ходит, в основном, за счет создания объединений мусульман и православных христиан. Анализ религиозного сектора в раз­резе муниципальных образований республики по основным конфессиям - ислам и православие, проведенный Управлени­ем Министерства юстиции России по Республике Татарстан, по итогам 2012 г. показал, что в ряде муниципальных районов республики количество мусульманских организаций кратно превышает количество поселений в составе района. Различ­ные религиозно-культурные общества, действующие на тер­ритории Татарстана, всегда дополняли друг друга и, благо­даря дифференцированному подходу к вероисповеданиям в национальной политике, в Республике Татарстан создаются условия для взаимодополняющего партнерства.

Представляется, что по мере развития и укрепления ин­ститутов гражданского общества на передний план все отчет­ливее будут выдвигаться совершенно новые задачи, связанные с определением роли и возможностей неправительственных организаций в достижении устойчивого развития государства. В ряде регионов России сохраняются проблемы преодоления отчуждения власти от общества, вызванные недоверием к практической деятельности местных органов власти. Опыт Та­тарстана показывает значимость регионального ресурса граж­данской сферы политического процесса в обществе. Оценка действующей законодательной основы в сфере регулирования деятельности соответствующих гражданских структур позво­ляет сделать вывод о том, что в целом создано правовое поле для их успешного функционирования. Концептуализация проблемы формирования эффективных отношений в диа­логе государства и общества во многом связана с изучением конституционно-правовых основ управляющего государствен­ного воздействия на непрерывно развивающееся гражданское общество.

В Основах государственной политики Российской Федера­ции в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных Указом Президента РФ 4 мая 2011 г., указано, что «развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые цен­ности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обе­спечение надежной защищенности публичных интересов».

Недостаточный уровень правовой культуры и правосознания, правовой нигилизм граждан России являются серьезной про­блемой, препятствующей созданию действенных гражданских институтов, способных решать задачи консолидации обще­ства и укрепления его демократических основ.

Формирование институтов гражданского общества - до­вольно сложный и многогранный процесс, требующий объек­тивного учета как общемирового, так и российского истори­ческого опыта. Совершенствование практических механизмов реализации государственной политики в этом направлении может развиваться с учетом совокупности политических, культурных, национальных и духовных факторов в россий­ском многонациональном обществе.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика