Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Черкесская диаспора на современном этапе
Научные статьи
27.12.13 13:12

вернуться

Черкесская диаспора на современном этапе

      

Формирование черкесской диаспоры началось задолго до массового исхода (мухаджирство) горцев Кавказа в Осман­скую Империю в XIX в. Черкесские диаспоры в странах Вос­тока имеют многовековые исторические корни, уходящие вглубь средневековья. Работорговля в Абхазии широко прак­тиковалась в период монгольского господства и во время генуэзской колонизации. По свидетельству Прокопия Кеса­рийского (VI в.) абхазские правители поставляли в Византию самых красивых юношей, а близких родственников тех, кого продавали в рабство, уничтожали в страхе перед возможной местью. Однако «особенный расцвет работорговля приобре­ла на восточном побережье Чёрного моря, в эпоху турецкого протектората... «Полуфеодальное» хозяйство Ближнего Вос­тока (Египет, Сирия, Турция, Персия) и Крыма в огромном ко­личестве поглощало труд рабов». Проданные Египту монго­лами после завоевания Средней Азии и Кавказа воины-рабы мамлюки (араб. - «находящийся в собственности, невольник») составляли гвардию последних египетских правителей из ди­настии Айюбидов (1171 — 1250). Мамлюки постепенно подня­лись до положения господствующей прослойки феодального общества, а в 1250-ом году совершили дворцовый переворот, поставив у власти своего султана Муиза Айбека. Одной из ди­настий мамлюков являлись Бурджиты (годы правления 1382­1517) от названия цитадели аль-Бурдж (в египетском произно­шении Бург) в Каире. Именно среди Бурджитов преобладали уроженцы Кавказа. таким образом, на территории турции, Египта и других стран Ближнего Востока постепенно форми­ровалась представительная кавказская диаспора. Однако от­метим всё же, что длительный период естественного и насиль­ственного оттока населения Кавказа и в частности Абхазии на территорию Ближнего Востока не привел к формированию полноценной диаспоры как таковой. Горцы постепенно асси­милировались в инокультурной среде. Однако мухаджирство коренным образом изменило ситуацию. Общая численность северокавказских мигрантов, выселившихся в Османскую им­перию, составляет как минимум 1,5 млн. человек.

Стоит отметить, что за сравнительно короткий срок пере­селенцы с Кавказа стали достаточно влиятельным элементом в османском обществе. Особенно много горцев было представ­лено среди военной интеллигенции империи. При этом они сумели сохранить свою национальную самобытность, куль­туру и язык; успешно противостояли процессам ассимиля­ции. Как уже отмечалось, всю северокавказскую диаспору на Ближнем Востоке принято называть черкесской. Связано это скорее всего с тем, что представителей адыгских народов сре­ди кавказских переселенцев было действительно больше, чем остальных. На территории огромной по размерам Порты гор­цы держались вместе, таким образом противостоя процессам грубой ассимиляции.

Выходцы из Северного Кавказа - весьма лояльные турец­кие граждане; в отличие от других этнических групп, в первую очередь курдов, они не требуют культурно-территориальной автономии. Их цели в основном являются культурно-просве­тительскими - поддержание родного языка, традиций, куль­туры, песен и танцев, организация концертов, фестивалей и выставок, конференций и круглых столов, публикация раз­личных изданий, а также осуществление культурных связей и контактов с кавказской родиной. Вместе с тем зарубежные черкесы на сегодняшний день находятся в специфическом переходном состоянии. Среди них растёт ощущение, что они постепенно утрачивают свою этнокультурную специфику. В поисках путей сохранения этноса они стали стремиться к рас­ширению связей с северокавказскими республиками и к инте­грации черкесских общин в разных странах мира. Их усилия привели к образованию в мае 1991 г. Международной черкес­ской ассоциации, призванной координировать деятельность черкесских организаций по сохранению родного языка, куль­туры, содействовать процессу репатриации. Кроме того, в 1992 году, в год начала Отечественной войны народа Абхазии, была учреждена Международная Ассоциация Абхазо-Абазинского народа, которая объединяет и координирует деятельность аб­хазских диаспор в 52-х странах.

Долгое время северокавказская диаспора на Ближнем Востоке была в известном смысле единой. Такое единство, координация действий и взаимопомощь обеспечивали эф­фективное решение многих проблем черкесской диаспоры. Однако в последнее время наметилось расхождение в пози­циях разных этнических групп внутри диаспоры. Как заявил Лидер ОД «Адыгэ Хасэ» Краснодарского Края Аскер Сохт в бе­седе с корреспондентом портала «Кавказский узел»: «Черкес­ская диаспора составляет абсолютное большинство кавказской диаспоры. Наша позиция такова - мы не вмешиваемся. Мы намерены работать только с черкесской диаспорой, потому что не можем собой подменять ни правительство Грузии, ни правительство Азербайджана и Армении, ни правительство

Абхазии. Эти государства работают со своими диаспорами». В данном контексте необходимо обратить внимание на то, что абхазские организации еще в 2009-ом году вышли из состава федерации северокавказских культурных организаций и ко­ординируют свою работу, сотрудничая с правительством Аб­хазии. Кроме того, на съезде черкесских организаций турции в октябре 2005 г. было принято решение о выходе черкесской общины из состава северокавказских общественных организа­ций турции, что было сделано с целью продвижения темы ре­патриации черкесов на историческую родину. таким образом был запущен процесс дробления весьма крупной черкесской (общекавказской) диаспоры, что не может способствовать уси­лению позиций диаспоры в государствах её компактного про­живания и ведёт, как представляется, к постепенному «раз­мыванию» северокавказского элемента на Ближнем Востоке. Однако, как отметил представитель абхазской диаспоры, док­тор филологический наук Вячеслав Бигуа, «интересы абхазов и адыгов особо не расходятся. Совпадают многие традиции, есть общая история. Но если кто-то хочет отделиться и само­стоятельно жить - это тоже нормально», - заключил предста­витель диаспоры.

Вместе с тем уже сейчас, как отмечают турецкие поли­тологи, события на территории собственно Кавказа имеют прямые последствия для внутренней ситуации в Турции. Так, грузино-абхазский конфликт проявлялся в виде бурных дис­куссий на турецком телевидении и в растущей неприязни между абхазской и грузинской общинами в Турции, ранее аб­солютно не наблюдаемой.

В последнее время всё чаще на повестку дня выходит так называемый «черкесский вопрос», особенно в контексте под­готовки в зимней Олимпиаде в Сочи в 2014 г. Отметим, что первое появление «черкесского вопроса» в современной по­литической повестке дня относится к 2008-му году. Именно тогда, в ноябре, состоялся первый этап Чрезвычайного съезда черкесского народа. Делегатами съезда стали представители большинства крупных черкесских организаций. Стоит отме­тить, что решение о проведении Олимпиады в Сочи лишь раскалило страсти вокруг «черкесской проблемы» и вызвало бурную реакцию со стороны черкесских диаспор всего мира. Активисты черкесского движения заявили о необходимости учета этнического фактора в процессе подготовки к Олимпиа­де. Более того, необходимо уточнить, что усугубляет ситуацию исторический контекст: в 1864-ом году на месте современного поселка Красная Поляна Адлерского района Краснодарского края состоялся парад русских войск, который ознаменовал окончание Кавказской войны. В связи с этим многие черкес­ские организации в различных странах призывают к бойкоту Олимпиады «на костях».

Однако стоит отметить, что несмотря на обозначенные тенденции к дроблению черкесской (общекавказской) диа­споры, самостоятельные моноэтнические диаспоры проводят весьма активную деятельность. В частности, абхазская диаспо­ра во многом способствует развитию и расширению отно­шений, в первую очередь торгово-экономических, Абхазии с турцией и странами Ближнего Востока. то, что абхазская диа­спора может способствовать расширению и углублению вза­имодействия Абхазии с международным сообществом, стало понятно уже давно. Знаковым считается визит спикера Абхаз­ского парламента Владислава Ардзинба в турцию в 1991-ом году, когда он был принят рядом министров и главами неко­торых оппозиционных партий. Затем последовала грузино­абхазская война, и без преувеличения можно констатировать, что она всколыхнула северокавказскую диаспору во всем мире.

Сразу после начала военных действий из Турции и Сирии в Абхазию прибывали добровольцы северокавказского проис­хождения. В этот период турецкое правительство занимало официально прогрузинскую политику, однако отметим, что Турция всё же не препятствовала отправке в Абхазию добро­вольцев, сбору финансовых средств для помощи Абхазии и массовым акциям протеста, которые проводились во многих городах Турции. Кроме того, после окончания военных дей­ствий в Абхазии между ней и Турцией функционировало пря­мое пассажирское морское сообщение. Однако уже в 1996 г. по настоянию Грузии Турция закрыла этот важнейший канал сообщения между Абхазией и Турецкой Республикой. Вместе с тем стоит подчеркнуть, что грузовые перевозки между дву­мя странами не прекращались и осуществляются до сих пор. Также необходимо отметить, что после закрытия Ельциным российско-абхазской границы в 1994 г. и вплоть до конца 90-х годов торговля с Турцией составляла 80% от всех внешнеэко­номических сношений Абхазии.

В настоящее время значительное место в торговых отно­шениях Турции и Абхазии занимает сотрудничество, которое осуществляется по каналам диаспоры. В Абхазии функцио­нирует ряд предприятий, основанных на турецком капита­ле (этими предприятиями владеют потомки абхазских му- хаджиров). Среди них можно назвать ювелирный магазин «Tekbir» в Сухуме, гостиница «Ясемин» в столице Абхазии, в г.Ткварчели добычу каменного угля также освоили турец­кие фирмы. Так, в 2001-ом году турецкие фирмы «Тамсаш» и «Кара элмас» начали активную добычу угля в Абхазии, и таких примеров можно привести немало.

Абхазская диаспора в Турции ныне прекрасно органи­зована, отделения абхазских культурных обществ или клубов (дернеков) имеются во многих крупных городах Турции4. До недавнего времени она входила в федерацию северокавказ­ских культурных организаций, в рамках которой существова­ли тесные связи с другими северокавказскими диаспорами, прежде всего с обладающей значительными политическими и финансовыми ресурсами адыгской диаспорой. Таким обра­зом, можно говорить о позитивном влиянии абхазской диа­споры на развитие отношений экономического, гуманитар­ного и даже политического характера между их исторической родиной и государствами их проживания. Представляется, что в ближайшее время возможна интенсификация инвести­ций в экономику Абхазии со стороны абхазских диаспор, а также активизация контактов абхазского бизнеса с инонаци­ональными предприятиями, в чём не последнюю роль могут сыграть потомки абхазских мухаджиров.

В этой связи интересно заявление главы департамента по Южному Кавказу МИД Турции Нурдан Байрактар Голь- дер, сделанное в 2010 году на встрече в Сухуме с тогдашним премьер-министром Абхазии Сергеем Шамба о том, что Тур­ция намерена развивать торговые и гуманитарные отноше­ния с регионом. «Абхазская диаспора является мостом между нашими странами. Мы считаем, что нам очень повезло, аб­хазская диаспора очень активна в Турции, она может внести свой вклад в развитие наших отношений»5. И действительно, нужно отметить ту важную роль, которую играет заметно ак­тивизировавшая свои действия абхазская диаспора в Турции. Она энергично выступает за возобновление морского сообще­ния «Трабзон-Сухум» и продолжает выдвигать идею открытия воздушного и паромного сообщения с Абхазией. Известно, что на встрече с президентом Турции Абдуллой Гюлем в январе 2009 года члены Федерации Кавказских обществ (KAFFED), крупнейшей диаспоральной организация турции, поднима­ли вопрос об открытии морского и воздушного сообщения с Сухумом.

Кроме того, интересно, что количество соответствующих запросов в адрес турецкого парламента со стороны парла­ментариев от основной оппозиционной «Народно-республи­канской партии» (Cumhuriyet Halk Partisi) увеличилось после признания Абхазии Россией.

В настоящее время в отношениях диаспоры с историче­ской родиной появился новый важный компонент. Вооружен­ный конфликт в Сирии, где проживает достаточно большая черкесская диаспора, способствует выходу на повестку дня во­проса о репатриации потомков мухаджиров на историческую родину.

Вместе с тем из-за крайне нестабильной ситуации в ре­спублике и опасности появления межэтнического конфликта многие черкесы рассматривают возможность переезда в тур­цию, где, как известно, проживает значительная черкесская диаспора, кроме прочего между этими государствами дей­ствует упрощенный визовый режим.

Влиятельное черкесское лобби в турции обратилось к руководству своей страны, в результате чего правительство турции выразило обеспокоенность положением черкесов в Сирии и заявило о готовности принять черкесских бежен­цев. В данной связи показательны высказывания министра иностранных дел турции относительно положения черкесов в мятежной Сирии, прозвучавшие на встрече А. Давутоглу с группой представителей нескольких черкесских обществен­ных организаций, в том числе и сирийских в апреле этого года. В частности, А. давутоглу отметил: «Мы надеемся, что вы сможете вернуться в свои дома, когда в Сирии будут достиг­нуты мир и стабильность. Вы должны знать, что Турция - это ваш дом, а мы - ваша семья. Наш долг - помогать вам. Между нашими странами могут быть государственные границы, но между нашими сердцами нет никаких границ. Ваша боль - это наша боль.».

Между тем, черкесские активисты и организации обра­тились с письмом и к тогдашнему Президенту РФ Д.А. Мед­ведеву, а также к главам Кабардино-Балкарии, Адыгеи и Карачаево-Черкесии с просьбой рассмотреть вопрос о репа­триации черкесов из Сирии в черкесские республики на Кав­казе. В официальном ответе на это письмо, в частности, гово­рилось, что «по информации, полученной от официального представителя Черкесского благотворительного общества Си­рии в Республике Адыгея Андара Яхьи Алладина, ситуация с положением черкесской общины в Сирии в настоящее время не требует реагирования со стороны органов власти Россий­ской Федерации».

Если руководство России не видит оснований для реаги­рования на ситуацию вокруг черкесской общины в Сирии, то черкесы, в том числе и проживающие в России, выражают глубокую озабоченность сложившейся ситуацией в Сирии. В данной связи представляется, что, несмотря на позицию Рос­сии в сирийском конфликте и ее усилия, направленные на прекращение военных действий и начало переговорного про­цесса, бездействие в вопросе репатриации черкесского населе­ния Сирии порождает жесткую критику, а иногда и откровен­но антироссийские настроения среди российских черкесов.

Вместе с тем, интересно отметить, реакцию Абхазии на развивающийся политический кризис в Сирии. В ответ на события в Сирийской Арабской Республике МИД РА рас­пространило заявление, в котором отмечается, что «Мини­стерство иностранных дел Республики Абхазия выражает го­товность координировать в сотрудничестве с Государственным Комитетом по репатриации и другими государственными структурами усилия, направленные на содействие в репатри­ации тех представителей абхазской диаспоры в Сирии, кото­рые пожелают вернуться на историческую Родину». Подобное решение было принято с учётом политических обязательств РА. По Закону о Гражданстве РА, принятому в 1994 г., граж­данами Абхазии являются все лица абхазской национальности (абаза) независимо от их места проживания и наличия у них гражданства иностранного государства. Соответственно за­щита и покровительство РА распространяется и на представи­телей абхазской (абаза) диаспоры, в том числе и тех, у кого нет юридически оформленного гражданства Абхазии (паспорта гражданина РА). так, на данный момент в Абхазию из Сирии приехало 467 человек. Всего вернулось 143 семьи. 115 мужчин, 201 женщина, детей до 18-ти лет - 107 человек, 44 пенсионера.

В Абхазии приступили к реализации программы по ускоренной интеграции репатриантов в абхазское общество. К этому процессу привлечены главы администраций районов. Решаются вопросы трудоустройства и обеспечения репатри­антов жильем. так 45 мужчин из числа сирийских абхазов уже трудоустроены, в основном в строительных организациях, ме­дицинских учреждениях, в сфере обслуживания и услуг. Один из репатриантов работает в МИД Абхазии и занимается араб­ской версией официального сайта министерства.

Многим из прибывших уже предоставлено жилье в Су­хуме, в поселке Дранда Гулрыпшского района, в Гудаутском районе. И в данной связи примечательно, что министерство иностранных дел Абхазии, которое проводит колоссальную работу в данном направлении, находится в постоянном кон­такте с МИД России и другими компетентными органами Российской Федерации, оказывающими содействие в опера­тивном решении вопросов, связанных с репатриацией абхазов из Сирийской Арабской Республики. Несомненно, что между­народная обстановка, в том числе и события так называемой «арабской весны», существенно влияют не только на ситуацию на самом Ближнем Востоке, но и на регионы, находящиеся за пределами арабского мира.

В целом следует отметить, что за долгие годы сложились полноценные диаспоры, которые смогли не только организо­вать свою деятельность в странах проживания, но и наладить контакт с исторической родиной, кроме того, развивается взаи­модействие между черкесскими диаспорами в разных странах.

Безусловно, в настоящее время черкесский компонент приобретает новое значение. Сегодня интерес к этой теме проявляет не только турция, которая поспешила заявить о го­товности принять сирийских черкесов на своей территории, таким образом, обозначив свою лояльную позицию к Кавка­зу и черкесам в частности, но и западные страны. Целый ряд зарубежных экспертно-аналитических центров занят сбором информации о ситуации в регионе. Любопытно, что именно сейчас, один старейших университетов США - Государствен­ный университет Нью-Джерси-Ратджерс принялся за разра­ботку истории взаимоотношений России с черкесами. С этой целью при университете был создан Центр изучения фактов геноцида и разрешения конфликтных ситуаций. Кроме того, в марте с.г. в США, в издательстве Университета в Нью-Джерси вышла книга под названием «Геноцид черкесов».

Очевидно, что в сложившихся обстоятельствах интерес к зарубежным черкесам будет только возрастать. Однако, как представляется, в настоящее время так называемый «черкес­ский вопрос» зачастую используется в сугубо политических целях. Его политизация, безусловно, не способствует эффек­тивному и своевременному реагированию на те вызовы, кото­рые предлагает черкесам современная ситуация.


Право и политика



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика