Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Наднациональный и национальный аспекты структурирования и содержательного определения мер нетарифного регулирования в Таможенном Союзе
Научные статьи
13.01.14 13:00
Оглавление
Наднациональный и национальный аспекты структурирования и содержательного определения мер нетарифного регулирования в Таможенном Союзе
ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Все страницы

Наднациональный и национальный аспекты структурирования и содержательного определения мер нетарифного регулирования в Таможенном Союзе

  

На сегодняшний день практически полностью реализо­ваны мероприятия по созданию нормативной правовой базы единой системы нетарифного регулирования Таможенного союза (далее - ТС).

Основным документом, устанавливающим виды мер не­тарифного регулирования, является Соглашение от 25.01.2008 «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» (далее - Соглашение 1).

К мерам нетарифного регулирования Соглашение 1 от­носит запрет экспорта, количественное ограничение экспор­та и (или) импорта; предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт; лицензирование в сфере внешней торговли; наблюдение за экспортом и (или) импортом това­ров.

Статья 3 Соглашения 1 «Количественные ограничения» устанавливает общий принцип осуществления внешнеторго­вого товарооборота с третьими странами без количественных ограничений. Случаи введения количественных ограничений являются исключительными. Перечень их определен в этой же статье и не предусматривает какого-либо расширения.

Такими случаями выступают, например, необходимость введения запретов и временных ограничений экспорта това­ров для предотвращения либо уменьшения критического не­достатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для вну­треннего рынка.

В соответствии с Соглашением от 09.06.2009 «О по­рядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в от­ношении третьих стран» (далее - Соглашение 2) перечень то­варов, являющихся существенно важными для внутрен­него рынка ТС, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограниче­ния или запреты экспорта определен решением Комис­сии Таможенного союза (далее - КТС) от 27.01.2010 № 168 «Об обеспечении функционирования единой системы нетарифно­го регулирования таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».

В данный перечень вошли мясо крупного рогатого скота, свинина, баранина, молоко и сливки, горох, пшеница, рожь, ячмень, рис, мука, масло подсолнечное, прокат плоский из железа и ряд других товаров.

Соглашением 1 охвачены также меры, которые согласно п. 1 ст. 1 Соглашения 2 не относятся к нетарифным (но регули­руются нетарифным законодательством ТС), а именно:

-     меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов государств - членов ТС, например, в целях соблюдения общественной мо­рали или правопорядка, охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и расте­ний, сохранения культурных ценностей, предотвращения ис­черпания невосполнимых природных ресурсов;

-     особые виды запретов и ограничений внешней торгов­ли товарами (меры, принимаемые в рамках участия государ­ства - члена ТС в международных санкциях в соответствии с Уставом ООН, меры, вводимые в целях защиты внешнего финансового положения и поддержания равновесия платеж­ного баланса).

Меры, вводимые исходя из национальных интересов го­сударств - членов ТС, и особые виды запретов и ограничений могут вводиться в том числе и в одностороннем порядке.

Примечательно, что виды таких мер во многом схожи с мерами нетарифного регулирования, например, запрет ввоза и (или) вывоза отдельных товаров, количественные ограниче­ния ввоза и (или) вывоза, предоставление исключительного права на ввоз и (или) вывоз, разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза. Отличительной чертой является в основном не­экономический мотив их введения.

В качестве примеров обращений государств - членов ТС к данным мерам можно привести:

-    запрет на вывоз необработанных шкур крупного рогато­го скота, применявшийся Республикой Беларусь (далее - РБ) в период с 20.06.2013 по 01.11.2013 (постановление Совета Мини­стров РБ от 14.06.2013 № 491);

-    запрет на вывоз легких дистиллятов и продуктов, ке­росина, газойлей и прочих нефтепродуктов, применяемый Республикой Казахстан (далее - РК) в период с 01.07.2013 по 31.12.2013 (постановление Правительства РК от 01.07.2013 № 652);

-    временное количественное ограничение на ввоз на тер­риторию РФ озоноразрушающих веществ, действующее в пе­риод с 01.07.2013 по 31.12.2013 (постановление Правительства РФ от 13.05.2013 № 408).

В период с 15.08.2010 г. по 30.06.2011 г. в РФ действовал запрет на вывоз отдельных видов сельскохозяйственной про­дукции: пшеницы, меслина, ржи, кукурузы и других товаров.

При этом усматриваются некоторые нормативные проти­воречия в порядке обращения к единым мерам нетарифного регулирования, требующие своего устранения. Так, отдельные перечисленные выше виды товаров (например, необработан­ные шкуры крупного рогатого скота) определены решением КТС от 27.01.2010 № 168 как существенно важные для внутрен­него рынка ТС в целях применения запрета экспорта или ко­личественных ограничений в рамках нетарифных мер.

Вместе с тем государством - членом ТС (РБ) запреты и ограничения на эти товары были введены в одностороннем порядке, что соответствует не мерам нетарифного регулиро­вания, а мерам, затрагивающим внешнюю торговлю товарами и вводимым исходя из национальных интересов государств - членов ТС.

Подобное отождествление мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, вводимых исходя из национальных инте­ресов государств - членов ТС, и нетарифных мер имеет место и в решении Коллегии Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) от 16.08.2012 № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» (далее - Реше­ние № 134), принятом во исполнение п. 3 ст. 1 Соглашения 2.

Решением № 134 утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами ТС в торговле с третьими стра­нами и Положения о применении ограничений (далее - Еди­ный перечень).

Однако в этом случае ст. 1 Соглашения 2 сделано специ­альное уточнение, обобщающее применяемое понятие «мер регулирования», которое охватывает единые меры нетариф­ного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торгов­лю товарами и вводимые исходя из национальных интересов государств - членов ТС, а также особые виды запретов и огра­ничений внешней торговли товарами.

Но и Единый перечень не ограничивается только товара­ми, в отношении которых применяются «меры регулирова­ния», поскольку содержит виды товаров, подлежащих лицен­зированию по иным основаниям, как то:

-    таможенно-тарифное квотирование (товары, ввозимые в ТС на основании тарифных квот; товары, вывозимые из РФ за пределы ТС, в отношении которых применяются ограниче­ния в соответствии с обязательствами, принятыми при присо­единении к ВТО);

-    применение специальной защитной меры в виде им­портного квотирования.

На основании ст. 1 Соглашения от 09.06.2009 «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами» дан­ный акт определяет порядок выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, включенных в Единый перечень. Соответственно, на перечисленные товары также распространяется порядок лицензирования, действующий в сфере нетарифных мер.

Что касается собственно лицензирования внешнеторго­вых операций, то данная мера имеет широкое применение, причем не только в самостоятельном качестве, но и сопрово­ждает иные меры регулирования: квотирование, предоставле­ние исключительного права, наблюдение.

Наблюдение как мера нетарифного регулирования в на­стоящее время не применяется. ЕЭК пока не принято реше­ний о введении наблюдения за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров, чем объясняется отсутствие таких товаров в Едином перечне. В остальном необходимая норма­тивная база подготовлена. Так, помимо отдельных статей в Со­глашениях 1, 2 Соглашением от 09.06.2009 «О правилах лицен­зирования в сфере внешней торговли товарами» определены условия и порядок выдачи разрешений на ввоз (вывоз) товара, в отношении которого установлено наблюдение за экспортом и (или) импортом, а также инструкция по оформлению тако­го разрешения.

В государствах - членах ТС также отсутствует практика применения наблюдения за экспортом и (или) импортом от­дельных видов товаров, хотя национальные законодательства предусматривают такую меру. Например, в РФ принято по­становление Правительства РФ от 09.06.2005 № 363 «Об ут­верждении Положения о наблюдении за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров».





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика