Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовые основы создания и развития свободных экономичекских зон в Республике Узбекистан
Научные статьи
13.01.14 14:12
вернуться

Правовые основы создания и развития свободных экономичекских зон в Республике Узбекистан

Сегодня, в условиях структурных преобразований и ли­берализации экономики, возросла значимость решения про­блем регионального развития. Как отмечает Президент РУз И.А.Каримов, создание свободных зон представляет собой новый шаг в реализации политики по дальнейшей оптими­зации регионального развития и размещения высокоэффек­тивных производств, ориентированных на внешние рынки, внедрению современных систем логистики и транспортной инфраструктуры.

Опыт зарубежных стран показывает, что свободные эко­номические зоны, как территориальная экономическая под­система национальной экономики, способны повысить эф­фективность ее развития, так как привлекают необходимые инвестиции.

Свободные экономические зоны явились одним из спо­собов интеграции Узбекистана в систему мирохозяйственных связей на условиях, позволяющих конкурировать с иностран­ными государствами на внутреннем и внешнем рынках.

В данной статье мы ограничимся тем, что дадим собствен­ное определение свободным экономическим зонам. Свобод­ные экономические зоны - это обособленная географическая территория часть национального экономического простран­ства, с особым правовым режимом, системой льгот и стиму­лов, не применяемых в остальных частях страны. Государство в этих зонах сокращает масштабы своего вмешательства в эко­номические процессы.

Однако, создание и реализация СЭЗ могут быть осущест­влены только при наличии твердого фундамента, которым является нормативно-правовая база функционирования СЭЗ установленная государством. Таким образом, 25 апреля 1996­го года был принят закон РУз «О свободных экономических зонах», который стал основным нормативным документом прямого действия по созданию СЭЗ на территории респу­блики. Со времени принятия данного закона неоднократно предпринимались безуспешные попытки создания СЭ, та­ких как «Джизак» (1996 г.), специальная открытая экономическая зона по международному туризму «Самарканд» (1997 г.), Нукусская свободная производственно-экономическая зона (1998 г.). По мнению специалистов, их безуспешность объяс­няется как отсутствием эффективного механизма реализации Закона, несоответствием его концептуальных основ современ­ным требованиям (отсутствие прозрачности механизма соз­дания, функционирования и администрирования свободных экономических зон, а также органа государственной власти, уполномоченного осуществлять функции по формированию государственной политики в отношении свободных экономи­ческих зон), так и слабой развитостью транспортно-логисти­ческой системы страны, что вызывало значительные трудности с перемещением товаров и, соответственно, негативно влияло на привлекательность региона.

При формировании правовых основ деятельности СЭЗ особое внимание следует уделять видам СЭЗ. Ведь именно в зависимости от вида СЭЗ определяется направление её дея­тельности и, соответственно, нормативно-правовая база. В на­стоящее время в мире насчитывается более 4000 видов СЭЗ. При рассмотрении классификации экспортно-экономических зон некоторые авторы предпринимали попытки выделить их последовательные поколения. Обычно к СЭЗ первого поколе­ния относят зоны свободной торговли, к СЭЗ второго поколе­ния - экспортно-производственные зоны, к СЭЗ третьего по­коления - технико-внедренческие и сервисные зоны. Также необходимо учесть производство тротуарных плиток, ведь тротуарная плитка как материал для мощения пешеходных дорожек и площадок на даче или приусадебном участке. Тротуарная плитка АНВИ ГРУПП anvigroup.ua/trotuarnaya-plitka/, в зависимости от архитектурно-дизайнерского замысла, может быть строгой и праздничной, скромной и нарядной. Данной классификации придерживается и закон РУз «О свободных экономических зонах». В нем дано определение трем видам зон: зоны свободной торговли, свободные производственные зоны и свободные научно-технические зоны.

Зоны свободной торговли включают в себя консигнаци­онные склады, свободные таможенные зоны, а также зоны для обработки, упаковки, сортировки, хранения товаров. К торго­вым СЭЗ относятся территории, функции которых в основном сводятся к ввозу, хранению, сортировке, упаковке и перевалке товаров без их дополнительной обработки. Так как основными задачами специальных зон торговли является стимулирование и ускорение транспортировки зарубежных грузов, целесоо­бразно их расположение в аэропортах, в местах, которые мо­гут быть обустроены. Развитие подобных зон тесно связано с географическим местоположением. Однако, этот тип СЭЗ в чи­стом виде не получил широкого распространения, что привело к их трансформации в промышленно-производственные СЭЗ.

Промышленно-производственные СЭЗ сочетают в себе организацию производств, работающих как на внутренний ры­нок (импортозамещение), так и производящих продукцию для внешних потребителей (экспортная ориентация). Продукция, выпускаемая в промышленно-производственных СЭЗ, отлича­ется высокой конкурентоспособностью, главным образом из-за малых издержек производства, обусловленных полным осво­бождением от пошлин и налогов на ввозимые сырье и матери­алы и низкими расходами на оплату труда местных рабочих.

Географическое местоположение промышленных зон ко­нечно, менее определенно, чем для торговых зон, они меньше зависят от географических условий. Предпочтительно их рас­положение в направлении внутренних районов своей страны. Поле деятельности этих СЭЗ распространяется от границ го­сударства в направлении к крупным и средним городам, к рай­онам, которые богаты природными ресурсами и к сельским районам. Свободные производственные зоны включают в себя зоны экспортно-ориентированного производства, агрополи­сы, предпринимательские, индустриально-экономические и иные свободные зоны.

Как отмечает Президент РУз И.А.Каримов, особое место в реализации проектов по обеспечению модернизации произ­водственного потенциала страны занимают сегодня вновь соз­данные свободные индустриально-экономические зоны «На­вои» и «Ангрен», которые можно отнести к этому типу зон.

СИЭЗ Навои создана второго декабря 2008-го года указом Президента Узбекистана «О создании свободной индустриально­экономической зоны в Навоийской области» на базе междуна­родного аэропорта г. Навои. Главной целью было привлечение иностранных инвестиций и производство продукции способ­ной конкурировать, в перспективе, на мировом рынке. Двадцать седьмого января 2009-го года Кабинетом Министров РУз было принято «Положение о свободной индустриально-экономиче­ской зоне "Навои"», регулирующее правовые основы функцио­нирования зоны. Срок функционирования СИЭЗ «Навои» - 30 лет с возможностью последующего продления. В течение этого периода здесь будут действовать особый таможенный, валютный и налоговый режимы, упрощенный порядок въезда, пребывания и выезда, а также получения разрешения на осуществление тру­довой деятельности гражданами-нерезидентами Узбекистана. Предприятия в СИЭЗ «Навои» освобождены от уплаты земель­ного налога, налога на имущество, налога на прибыль, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа (для малых предприятий), а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд и Республиканский фонд школьного образования, при объеме внесенных прямых инвестиций:

-   от трех млн евро до десяти млн евро - сроком на семь лет;

-     от 10 млн евро до 30 млн евро - сроком на десять лет. В последующие пять лет ставки налога на прибыль и единого налогового платежа устанавливаются в размере на 50% ниже действующих ставок;

-     свыше 30 млн евро - сроком на 15 лет. В последующие десять лет ставки налога на прибыль и единого налогового платежа устанавливаются в размере на 50% ниже действую­щих ставок.

С момента создания СИЭЗ «Навои» построены и введе­ны в эксплуатацию 12 предприятий, которыми в 2012-ом году произведено продукции на сумму около 80 миллиардов су- мов. В стадии реализации находятся еще семь высокотехноло­гичных проектов таких, как организация производства акку­муляторных проводов, производство автомобильных газовых баллонов, совместное производство сотовых и стационарных телефонов, модемов и интернет-приставок.

Тщательно изучив деятельность СИЭЗ «Навои», мы пришли к выводу, что создание последнего стало одним из важнейших событий в экономике Узбекистана. И как бы скеп­тически вначале ни относились к созданию СИЭЗ «Навои», время показывает, что подобные проекты имеют смысл. Это послужило стимулом для создания новой СЭЗ в Узбекистане.

Учитывая накопленный опыт и перспективное значение использования производственного и ресурсного потенциала Ташкентской области, налаживания устойчивых экономи­ческих связей с предприятиями Ферганской долины, было принято решение о создании второй подобной зоны - специ­альной индустриальной зоны (СИЗ) «Ангрен». Указом Прези­дента срок функционирования специальной индустриальной зоны «Ангрен» установлен в 30 лет с возможностью его после­дующего продления. Предприятиям - участникам СИЗ «Ан­грен» предоставлена сроком от трех до семи лет, в зависимости от объема внесенных инвестиций (от 300 тыс. долларов США до трех млн долларов США — сроком на три года; свыше трех млн долларов США до десяти млн долларов США — сроком на пять лет; свыше десяти млн долларов США — сроком на семь лет), широкая система налоговых (налога на прибыль, налога на имущество юридических лиц, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа для малых предприятий, а также обязательных от­числений в Республиканский дорожный фонд) и таможенных льгот (платежей (кроме таможенных сборов) на оборудование, комплектующие изделия и материалы, не производимые в ре­спублике, завозимые на территорию СИЗ «Ангрен» в рамках реализации проектов, по перечням, утверждаемым Кабине­том Министров) и преференций, обеспечивается гарантиро­ванное подключение к инфраструктурным объектам и комму­никациям.

Уже сегодня на территории СИЗ «Ангрен» реализуются 8 инвестиционных проектов на сумму более 186-ти миллионов долларов. Среди них организация производства базовых ма­сел из отработанных нефтепродуктов, изготовления медных труб различных диаметров, смесителей для санитарно-техни­ческих изделий, запорной арматуры и комплектующих изде­лий, санитарной керамики, керамических плит, брикетного угля, строительство нового сахарного завода, создание ком­плекса по производству готовых кожаных изделий. Осущест­вляются проработка вопросов и подготовка необходимых до­кументов по реализации еще 22-х рентабельных проектов на общую сумму порядка 245-ти миллионов долларов.

В разработке пакета привилегий Правительство РУз при­менило индивидуальный подход к каждой СЭЗ, исходя из целого ряда социально-экономических факторов каждого ре­гиона. Иными словами, разработанный и успешно действую­щий пакет привилегий для резидентов СИЗ «Ангрен» отлича­ется от привилегий в СИЭЗ «Навои». Индивидуальный подход осуществляется не только в определении налоговых льгот, но также и в условиях и сроках предоставления этих льгот. Со­гласно Указу Президента страны УП-4436, в случае СИЗ «Ан­грен» нижняя планка необходимого объема инвестиций для получения предлагаемых льгот и преференций была уста­новлена ниже, чем в случае с СИЭЗ «Навои». Различие между СЭЗ по условиям получения льгот и по срокам их действия обусловлены преимуществами, которые имеются в СИЗ «Ан­грен» и служат дополнительными стимулами для зарубежных инвесторов. К их числу можно отнести следующее: г. Ангрен близко расположен к столице страны, где на данный момент находится основная часть зарубежных инвесторов (что говорит об их предпочтении вести деятельность в столице и столич­ной области); города Ангрен и Ахангаран изначально были созданы как индустриальные города и, следовательно, имеют немалое количество построенных за все эти годы, но ныне не задействованных производственных объектов, которые могут быть задействованы без вложения большого объема инвести­ций и максимально эффективно использованы в случае созда­ния большого количества предприятий малой и средней вели­чины. Наряду с вышеупомянутыми факторами также имеется фактор роста количества рабочей силы в городах Ангрен и Ахангаран. Ситуация роста количества трудового населения в столице также может быть частично решена созданием но­вых, современных и хорошо оплачиваемых рабочих мест за пределами г. Ташкента. С учетом этих факторов представля­ется целесообразным создание в СИЗ «Ангрен» в большей сте­пени трудоемких, чем капиталоемких производств. В отличие от СИЗ «Ангрен», выделенная территория для СИЭЗ «Навои» не имеет никаких построек. Также СИЭЗ была запланирова­на как территория для капиталоемких и наукоемких произ­водств. Это требует вложения более существенного объема ин­вестиций в создание единицы промышленного производства, чем в случае СИЗ «Ангрен».

Таким образом, принятый в апреле 2012-го года Указ Президента страны «О создании специальной индустриаль­ной зоны "Ангрен"» подтверждает, что в Узбекистане был осуществлен тщательно взвешенный подход не только в от­ношении подготовки экономики и выбора времени, места и направления каждой из СЭЗ, но и в определении наиболее эффективных видов и объемов инвестиций для каждого из регионов. Подобный подход является продуктом хорошо про­думанной экономической политики - неотъемлемой частью стратегии повышения конкурентоспособности национальной экономики, построенной на «узбекской модели» социально­экономического развития. Следовательно, принятие Указа Президента Республики Узбекистан «О создании специальной индустриальной зоны "Ангрен"» можно считать еще одним крупным шагом на пути повышения конкурентоспособности отечественной экономики.

Международной Конвенцией по упрощению и гармони­зации таможенных процедур, принятой в 1973-ом году, уста­новлены стандарты регулирования отношений по созданию свободных таможенных зон, которые служат ориентиром для законотворческой деятельности в различных странах. Соглас­но данной Конвенции, государство с учетом международных стандартов определяет в своем законодательстве требования к созданию СЭЗ, виды товаров, допускаемых в такие зоны, ха­рактер операций, которые можно осуществлять в отношении товаров. Международные нормы более высокого порядка от­ражены в Генеральном соглашении по тарифам и торговле от 1994-го года и соглашениях Всемирной торговой организации (ВТО). Основная задача этих норм - препятствовать принятию со стороны государств-участников ВТО мер, ведущих к недо­бросовестной конкуренции между государствами. Согласно закону «О свободных экономических зонах» РУз особый та­моженный режим в СЭЗ предполагает отмену или снижение таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров, отмену или смягчение нетарифных ограничений на экспорт и импорт, упрощенный порядок перемещения товаров через таможен­ную границу СЭЗ с их обязательным декларированием в уста­новленном порядке. Это подтверждает и ст. 27 Таможенного кодекса РУз. Также закон гласит, что особый таможенный режим не распространяется на транзит товаров через терри­торию свободной экономической зоны.

Предоставляемые льготы по освобождению от уплаты та­моженных платежей при импорте комплектующих изделий и узлов, используемых в производстве автомобилей, в рамках соглашений ВТО входят в список запрещенных экспортных субсидий, применение которых приводит к нарушению норм и правил справедливой торговли. Таким образом, необходи­мо принять во внимание, что применяемые в настоящее вре­мя меры по развитию отдельных секторов промышленности республики, в том числе молодых отраслей, противоречат правилам международных организаций. Тем не менее подоб­ные меры промышленной политики могли бы, не нарушая правила указанных организаций, применяться в рамках спе­циальных зон, так как СЭЗ рассматриваются как отдельные ав­тономные таможенные территории, где действует особый та­моженный режим, отличающийся от остальной территории страны. Кроме того, в указанных организациях, в частности в ВТО, субъектами соглашений признаются таможенные терри­тории, а не государства.

Хотелось бы отметить опыт США в области таможенного регулирования. Как известно, первые СЭЗ были созданы в виде зон внешней торговли в США на основе акта 1934 г. Целью их была активизация внешнеторговой деятельности посредством использования эффективных механизмов снижения таможен­ных издержек. При этом главным образом предполагалось со­кращение импортных тарифов на детали и компоненты для производства автомобилей. В зоны внешней торговли были превращены склады, доки, аэропорты. Предприятия, дей­ствующие в указанных зонах, выводились из-под таможенного контроля в США, если импортируемые в зону товары затем направлялись в третью страну. Таможенные издержки снижа­лись и тогда, когда в зоне осуществлялась «доводка» продук­ции фирм США для последующего экспорта. Если же товары из зоны шли в США, они в обязательном порядке проходили все таможенные процедуры, предусмотренные законодатель­ством страны.

Основываясь на проведенном анализе, мы предлагаем полностью освободить от уплаты таможенных пошлин сырье и комплектующие импортируемые в свободные экономиче­ские зоны, предназначенные для производства товаров для последующего экспорта в зарубежные страны. За счет данной привилегии, во-первых, в какой-то степени понизятся расхо­ды и время на производство товаров, во-вторых, товары будут производиться из материалов отвечающих международным стандартам качества (это должно стать обязательным требова­нием), что, несомненно, повлияет на качество производимых в экспорт товаров, увеличит конкурентоспособность товаров на мировом рынке. И, в результате, будет способствовать разви­тию экспорта страны.

Предлагается статью 12 закона РУз «О свободных эконо­мических зонах» дополнить следующим: «Импортируемые в свободные экономические зоны высококачественное сырье и комплектующие предназначенные для производства товаров для последующего экспорта в зарубежные страны полностью освобождаются от уплаты таможенных пошлин».

Статья 28 Таможенного Кодекса РУз регулирует общий порядок применения таможенных пошлин, налогов и мер экономической политики к товарам, помещаемым под режи­мы свободной таможенной зоны или свободного склада. «При помещении товаров, находящихся в режимах свободной та­моженной зоны или свободного склада, под режимы выпуска для свободного обращения или экспорта применяются тамо­женные пошлины, налоги и меры экономической политики в зависимости от происхождения товаров, если иное не пред­усмотрено законодательством». Как мы уже отметили, норма имеет общий регулирующий характер, что исходит из её ко- дифицированности. В связи с этим мы считаем, что в дополне­нии она не нуждается, так как имеется ссылка на законодатель­ство, в котором мы отражаем свои предложения. При этом главное, что путем закрепления льгот в законе «О свободных экономических зонах» мы избежим противоречия с междуна­родными нормами.

Если в промышленно-производственных СЭЗ создавалось в основном крупносерийное производство, то в технико-вне­дренческих СЭЗ осуществляется разработка принципиально новых технологий, материалов и товаров, организуется экспе­риментальное производство. В случае удачных экспериментов налаживается массовый выпуск продукции.

В Узбекистане они именуются свободными научно-тех­ническими зонами и организуются в форме функциональных зон высоких технологий, технопарков, региональных иннова­ционных центров-технополисов, для которых устанавливается специальный правовой режим, направленный на развитие на­учного и производственного потенциала. Специальные науч­но-технические зоны, создаваемые для развития производств, использующих высокие технологии, как правило, располага­ются при известных высших учебных заведениях или научно­исследовательских и информационных центрах. Такие виды СЭЗ требуют хорошего обустройства, здесь должно быть все что необходимо для работников высокоинтеллектуального творческого труда.

На сегодняшний день в Республике Узбекистан существу­ет определенная система научно-производственных организа­ций, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и т.д. Имеет место богатый интеллектуальный по­тенциал, уровень образованности населения находится на до­статочно высоком уровне. Кроме того, большое количество местных промышленных предприятий располагают всеми необходимыми производственными ресурсами для практи­ческого осуществления инновационных проектов. Однако, техническая, технологическая, информационная и управлен­ческая оснащенность промышленных отраслей Республики Узбекистан не всегда отвечает требованиям времени, усло­виям рыночной конкуренции. Это связано со следующими факторами: отсутствует коммерческая перспектива научных разработок и инновационных проектов; отсутствует организа­ционно-техническая и финансовая системы, обеспечивающие взаимосвязь науки и производства; инновации не разрабаты­ваются с учетом потребностей рынка, что лишает перспективы поддержки научных разработок со стороны частного сектора.

Также следует отметить, что для практической реализа­ции интеллектуального потенциала страны необходимо ре­шить целый ряд проблемных вопросов, в том числе создать принципиально новые институты, позволяющие обеспечить среду, стимулирующую инновации и осуществление их про­мышленного внедрения. При этом результаты научных иссле­дований и опытно-конструкторских разработок должны стать эффективным источником доходов для республики и в боль­шей степени отвечать потребностям рынка.

Таким образом, свободные научно-технические зоны представляют собой обособленные территории, где сосре­доточены научно-производственные и учебные центры, для которых устанавливается специальный правовой режим, на­правленный на развитие научного и производственного по­тенциала.

Мы пришли к выводу, что для становления в нашей ре­спублике научно-технических зон и для плодотворного их функционирования необходимо создать эффективный меха­низм вовлечения научно-технических разработок в производ­ственный процесс.

В заключение следует отметить, что путем преодоления выявленных недостатков, влияющих на дальнейшее развитие отдельных видов свободных экономических зон, и рассмотре­ния предлагаемых изменений и дополнений в Закон «О сво­бодных экономических зонах» мы обеспечим дальнейшее развитие и поддержку отраслей экономики Узбекистана. Это послужит повышению эффективности предпринимательской деятельности и привлечению инвестиций, технологий и ме­тодов современного менеджмента, а также созданию в стране новых высокоэффективных и конкурентоспособных произ­водств.


Право стран СНГ

www.dolce-casa.ru



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика