Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Понятие и проблемы осуществления законотворческой инициативы в Российской Федерации
Научные статьи
14.01.14 10:46
Специалист – уролог нашего центра проводит диагностику и лечение широкого спектра урологических заболеваний, среди которых воспаления предстательной железы. Хороший уролог в Андроцентре вся подробная информация на сайте http://androcentr.kiev.ua

вернуться

Понятие и проблемы осуществления законотворческой инициативы в Российской Федерации


Законотворческая инициатива является одним из важных институтов демократического общества наряду с референду­мом и др. Это форма непосредственного осуществления на­родом своей власти посредством влияния на деятельность за­конодательного органа и определения основных направлений развития этой деятельности.

Законодательная инициатива - это право (в некоторых случаях обязанность) специально управомоченных субъектов на внесение как готового законопроекта, так и законодатель­ного предложения в орган законодательной власти, который обязан рассмотреть внесенный законопроект (законодатель­ное предложение) в установленном конституцией (уставом) порядке и принять по нему конкретное решение. Началом реализации права законодательной инициативы считается регистрация внесенного законопроекта (законодательного предложения) в органе законодательной власти, окончанием - включение законопроекта (законодательного предложения) в повестку дня очередного заседания органа законодательной власти.

Законотворческая инициатива - это форма непосред­ственного осуществления населением государственной власти посредством внесения проекта нового закона, отмены или из­менения ранее принятых законов с целью последующего при­нятия такого нормативного акта законодательным органом соответствующего уровня. Это разновидность коллективного обращения граждан. Однако в данном случае предметом яв­ляется принятие конкретного нормативного акта. Граждане подготавливают проект акта и собирают подписи за то, чтобы именно данный проект был рассмотрен уполномоченным ор­ганом власти.

Законотворческая инициатива представляет собой право определенной группы избирателей предложить проект зако­на, который подлежит обязательному рассмотрению парла­ментом. При этом парламент, как правило, может принять любое решение: согласиться с проектом, внести в него поправ­ки или отклонить его. Этим законотворческая инициатива от­личается как от референдума, решение которого имеет силу закона, так и от права на обращения в органы власти с пред­ложениями (петициями), которые предполагают ответ, но не требуют обязательного рассмотрения на уровне законодатель­ной власти.

В России законотворческая инициатива - это явление относительно новое, хотя по сути простые обращения (заяв­ления, жалобы) в органы государственной власти практикова­лись довольно давно и регулярно.

В Конституции РФ 1993 г. закреплено право граждан на обращения в органы власти (ст. 33), а упоминание законотвор­ческой инициативы как формы непосредственной демокра­тии отсутствует. В то же время, поскольку непосредственное осуществление власти народом является основой нашего кон­ституционного строя (ст. 3), есть возможность дополнительно раскрывать способы выражения этой власти в специальных законах. На федеральном уровне такие законы приняты в отношении референдумов. Законотворческая инициатива в федеральном законодательстве еще не получила правового закрепления. В этом отношении регионы России обогнали центр, поскольку во многих субъектах федерации народная инициатива уже стала правовой нормой. Эта форма прямой демократии установлена не менее чем в 20 субъектах РФ, что можно считать достаточно широким распространением ново­го для нашей страны института власти.

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суве­ренитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной вла­сти и органы местного самоуправления. Однако в российском законодательстве непосредственным выражением власти народа являются только референдум и свободные выборы. В тоже время практически без внимания остается такая форма народовластия, как законотворческая инициатива.

Отсутствие федерального регулирования законотворче­ской инициативы открыло для регионов свободу творчества, что привело к значительному разнообразию определений этой формы прямой демократии в разных субъектах феде­рации. Законотворческая инициатива называется также «на­родная законотворческая инициатива» (Иркутская область), «народная правотворческая инициатива» (Липецкая, Ярослав­ская, Калужская области), «народная инициатива (граждан)» (Томская область), «законодательная инициатива граждан» (Тамбовская, Липецкая, Волгоградская, Свердловская, Астра­ханская, Смоленская, Омская области). При этом в Уставе Волгоградской области существует также «гражданская ини­циатива», которая является формой обращения (заявления), поскольку не предполагает обязательного рассмотрения зако­нодательного предложения в парламенте.

Следует различать понятия «референдум» и «законот­ворческая инициатива», так как они являются двумя разными формами непосредственной демократии. Если на референ­думе результат волеизъявления народа имеет обязательную силу, то проект народной инициативы рассматривается пар­ламентом, который и принимает окончательное решение.

Легитимное количество граждан, имеющих право выдви­нуть ту или иную законодательную инициативу, определяет­ся либо процентным соотношением числа граждан, которые должны выступить в поддержку такой инициативы, к общему числу зарегистрированных избирателей, либо путем установ­ления абсолютного числа граждан, которые должны высту­пить в поддержку этой инициативы. По инициативе, вноси­мой гражданами, парламент может принять любое решение: принять законопроект, отклонить, принять с поправками.

Круг вопросов, по которым субъекты законодательной инициативы наделены правом вносить законопроекты в орган законодательной власти, может быть различным. Это может быть как право законодательной инициативы по любому во­просу, право законодательной инициативы по любым вопро­сам, кроме конституционного законодательства, или право законодательной инициативы по вопросам только конститу­ционного (уставного) законодательства. Согласно Конститу­ции РФ право законодательной инициативы принадлежит строго определенному кругу субъектов: Президенту Россий­ской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федера­ции, депутатам Государственной Думы, Правительству Рос­сийской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Конституционно­му Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Фе­дерации по вопросам их ведения. Как мы видим, в число этих субъектов не входят ни граждане, ни их объединения. Следо­вательно, в России на общегосударственном уровне народная правотворческая инициатива не предусмотрена. Однако феде­ральное законодательство санкционирует применение данно­го института на региональном и местном уровнях.

Федеральный закон «Об общих принципах организа­ции законодательных (представительных) и исполнитель­ных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривает возможность предоставления конституциями (уставами) субъектов РФ права законодатель­ной инициативы общественным организациям и гражданам, проживающим на территории субъекта. Однако в практике на сегодняшний день такую возможность использовали толь­ко некоторые субъекты РФ, включив это право в свои консти­туции (уставы), но не определив механизм его реализации. Еще меньше регионов пошли по пути детальной правовой регламентации и закрепления юридических гарантий дан­ного института посредством издания региональных законов.

Вызывает большой интерес классификация субъектов Российской Федерации по степени правового регулирова­ния института законодательной инициативы, предложенная С.С. Важновым. Ученый выделяет три группы:

1)     первую группу составляют субъекты Российской Фе­дерации, где право населения на внесение законопроектов закреплено в уставах (конституциях) субъектов Российской Федерации, в законах о региональных законодательных (пред­ставительных) органах, в регламентах их деятельности (Крас­ноярский край, Удмуртская Республика, Костромская область, Краснодарский край и др.);

2)     во вторую группу входят субъекты Российской Федера­ции, в которых приняты специальные законы о порядке ре­ализации населением законодательной инициативы (Калуж­ская, Калининградская, Ярославская области, г. Москва);

3)     третью группу составляют регионы, в законодатель­стве которых право правотворческой инициативы граждан не предусмотрено (Архангельская, Белгородская области).

В Российской Федерации нет опыта применения зако­нотворческой инициативы, однако в некоторых зарубежных странах данный институт предусмотрен, что позволяет лучше понять сущность института законодательной инициативы.

Следует отметить, что законотворческая инициатива предусмотрена конституциями или законами ряда зарубеж­ных стран. На общегосударственном уровне она действует в Австрии, Испании, Италии, Швейцарии, на Филиппинах. На региональном уровне - применяется в США, Швейцарии и не­которых других странах.

Право на участие в законотворческой инициативе име­ют лица, обладающие активным избирательным правом. Для внесения законопроекта требуется собрать определенное чис­ло подписей, подлинность которых проверяется уполномо­ченным органом. Необходимое число подписей в зарубежных странах различно. Устанавливается либо фиксированное их количество (например, 100 тыс. в Польше), либо процент от общей численности избирателей (например, 1% в Бразилии, 5% в Колумбии). Для сбора подписей обычно устанавливается максимальный срок, составляющий несколько месяцев.

Иногда, учреждая институт народной инициативы, кон­ституции требуют, чтобы в таком порядке представлялся гото­вый законопроект. Такое требование содержится в Конститу­ции Бразилии. Итальянская Конституция (ч. 2 ст. 71) требует, чтобы проект вносился в форме статей закона. Напротив, со­гласно ч. 2 ст. 139 швейцарской Конституции народная ини­циатива частичного ее пересмотра может быть заявлена изби­рателями как в форме разработанного проекта, так и в форме общей идеи; в последнем случае Федеральное собрание, если согласно с идеей, разрабатывает соответствующий проект, а если нет, то вопрос решается референдумом (ч. 4 указанной статьи).

Сегодня вовлечение граждан в процесс российского за­конотворчества обеспечивается в той или иной степени че­рез их участие в референдумах, всенародных обсуждениях законопроектов, через обращения в законодательные органы с предложениями, замечаниями и, наконец, через наказы де­путатам, для которых предложения граждан служат подчас отправным моментом в проявлении собственной законода­тельной инициативы. Каждая из перечисленных форм имеет безусловное значение для нормативной деятельности, однако лишь право вхождения в законодательный орган с собствен­ной инициативой издания акта дает возможность гражданам непосредственно реагировать на возникающую общественную потребность в нормативном регулировании. Правовая основа таких инициатив позволяет учитывать действительные нужды и интересы народа. Формируется установка личности на уча­стие в управлении делами страны, более полную реализацию собственных идей по вопросам развития российской государ­ственности. Кроме того, растет авторитет представительного органа в глазах общественности. У населения повышается до­верие к избранной власти, поскольку оно видит те результаты законодательной деятельности, на которые в данном случае, собственно, и рассчитывает.

Непосредственное осуществление власти многонацио­нальным народом России является основой конституционного строя Российской Федерации, что закреплено в ст. 3 Консти­туции РФ. Однако таких форм непосредственной демократии, как референдум и свободные выборы, недостаточно. Поэтому необходимо также закрепить еще один способ непосредствен­ного выражения власти народа - законотворческая инициати­ва. Для этого целесообразно будет принять федеральный за­кон о законотворческой инициативе.

Наличие такого закона позволит устранить имеющийся пробел в правовой регламентации данного института непо­средственной демократии, послужит цели пропаганды уча­стия граждан в законодательной деятельности, будет способ­ствовать повышению активности граждан России в решении волнующих их злободневных проблем посредством исполь­зования возможности влиять на характер и содержание при­нимаемых Федеральным Собранием Российской Федерации федеральных законов.

Институт законотворческой инициативы также предоста­вит возможность политическим партиям, не представленным в Федеральном Собрании Российской Федерации, предлагать законопроекты, выражающие более полный спектр полити­ческих и идеологических взглядов, существующих в обществе.

Создание федерального закона о законотворческой ини­циативе облегчит то, что подобный институт уже закреплен в Российской Федерации на региональном и на местном уров­нях. Кроме того, в мировой практике имеется богатый опыт применения законодательной инициативы граждан.

Исходя из всего изложенного, можно сделать вывод, что такой закон будет выполнять следующие важные для государ­ства задачи:

Повышение политической активности граждан;

Более эффективное решение проблем граждан;

Более полную реализацию гражданами своих политиче­ских прав, закрепленных в Конституции РФ;

Рост авторитета представительного органа власти в глазах общества;

Проявление демократии и власти народа.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть важность правового закрепления законотворческой инициативы и при­нятия соответствующего федерального закона, что открыло бы путь для дальнейшего движения Российского государства и общества по направлению к развитию институтов прямой демократии и построению гражданского общества.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика