Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Научный и политический аспекты обучения русскому языку как иностранному
Научные статьи
15.01.14 13:03
Мы предлагаем курсы английского языка для людей всех возрастов и с любым уровнем знаний. Наша школа обучает английскому языку детей, подростков, молодых людей и взрослых. Курсы английского языка на Троещине вся подробная информация на сайте http://edelweiss-lessons.com

Научный и политический аспекты обучения русскому языку как иностранному



К средствам методического обеспечения успешного учебного процесса относятся, прежде всего, учебно-методи­ческие пособия и учебные терминологические словари на материале изучаемых предметов. Например, нами созданы терминологические словари для студентов горно-нефтяного и механического факультетов по таким дисциплинам, как «Бу­рение нефтяных и газовых скважин», «Теоретическая механи­ка», «Геология и геофизика» и др. 

Учебно-методические пособия по специальности состав­лены применительно к учебным планам по конкретному на­правлению подготовки специалистов или бакалавров с учётом деятельности как преподавателя, так и студента в их взаимо­действии. В рамках деятельности преподавателя различают: 1) передачу знаний в форме лекции или сообщения на прак­тическом занятии; 2) контроль процесса восприятия; 3) про­верку усвоения информации; 4) при необходимости, повтор­ное объяснение материала.

Задачи обучающегося можно сформулировать так: а) он воспринимает (или письменно фиксирует) информацию, передаваемую преподавателем; б) присваивает полученные знания (или самостоятельно черпает их из книг или лекций); в) закрепляет приобретённые знания (сообщает учебной груп­пе или преподавателю; г) воспринимает сообщения других лиц (или замечания преподавателя). Любое взаимодействие задаётся самой организацией учебного материала, поэтому оно адекватно должно быть отражено в учебном пособии, основу которого составляет аутентичный текст, сопровождае­мый предтекстовыми и послетекстовыми упражнениями.

Пути решения задач обучения студентов-иностранцев русскому языку разнообразны, но цель у них одна - обеспе­чить овладение языком в объёме, необходимом для коммуни­кации как в учебно-научной, так и в профессиональной сфе­рах деятельности в период производственных практики и в дальнейшем по окончании вуза. Как известно, преподавание русского языка как иностранного очень многоаспектно, оно не ограничивается одной только учебно-научной сферой обще­ния. Другим коммуникативно актуальным аспектом (назовём его политическим аспектом) является язык общественно-по­литической сферы, который необходим иностранному студен­ту для чтения материалов периодической печати, слушания радио, просмотра телевизионных передач, обсуждения акту­альных вопросов административно-правовых и международ­ных отношений.

Политический аспект преподавания русского языка как иностранного, или так называемый политический дискурс, пока остаётся малоизученным и далеко не полно описанным по всем параметрам. Причина такой ситуации, видимо, объяс­няется новыми процессами в российской политической жиз­ни и, как следствие, в политической речи. Исследования в этом направлении проводятся в основном учёными-языковедами и представителями в области риторики и ораторского искусства, которые изучают особенности официально-делового и публи­цистического стилей речи. Основными признаками полити­ческого языка называют информативность, идеологичность, экспрессивность, манипулятивность и т.д. Некоторые из этих признаков можно было бы отнести к так называемому безэк- вивалентному пласту русской лексики, который представляет собой самый сложный лексический материал для иностран­ной аудитории. Трудность усвоения лексики данной группы объясняется отсутствием необходимых фоновых знаний у иностранных студентов. Объём таких знаний безграничен, и в рамках, отведённых на язык часов, невозможно восполнить этот пробел. Выход из этой ситуации можно найти в сотруд­ничестве преподавателей русского языка с преподавателями кафедр общественно-политических и естественных наук (назо­вём их преподавателями-предметниками), читающими такие дисциплины как философия, политология, теория и практи­ка коммуникаций, основы законодательства, право, механика, физика и т.д., т.е. в преемственности дисциплин в вузе.

Учебно-методические пособия для иностранных студен­тов, составленные в соавторстве с преподавателями указанных дисциплин, являются основным средством, способствующим овладению языком политического дискурса. Основу учебно­методического комплекса составляют профессиональные и языковые компетенции, которыми должен владеть будущий выпускник вуза. Преподаватель-предметник подбирает ау­тентичный текст с учётом его роли в освоении программы по данной дисциплине, актуальности и идеологичности его темы, адекватности его содержания современным условиям политической жизни общества. Преподаватель русского язы­ка определяет жанр учебного текста и продолжает работу над структурированием каждого поурочного блока. В текстах по­литического характера должны отражаться условия коммуни­кации, учитываться возможности восприятия его содержания студентом. Если объём фоновых знаний студента не позволяет воспринимать национально-культурные параметры исходно­го текста, то необходимы соответствующие комментарии к тексту. При подборе предтекстовых и послетекстовых упраж­нений на материале политического текста преподаватель рус­ского языка должен исходить из тематического, жанрового, временного и субъектного планов.

В алгоритме работы над упражнениями первым шагом является лексика, которая описывается как специфический словообразовательный феномен в силу особых словообразо­вательных аффиксов (прихватизация от слов «приватизация» и «хватать»). Особое внимание уделяется лексико-фразеоло­гическим средствам, которые отличаются экспрессивностью и большой эмоциональностью (снести хрущёвки; долой лже- демократию). Послетекстовые упражнения составляются в соответствии с требованиями соотнесённости содержания политического текста определённым коммуникативным ситу­ациям - психологическому, историческому, политическому, идеологическому, социально-культурному и бытовому кон­тексту, а также коммуникативно-прагматическим установкам времени.

Как политический, так и другие аспекты обучения рус­скому языку как иностранному таят в себе огромные возмож­ности для совершенствования лингвистических основ его пре­подавания в направлении изучения характеристик научного, официально-делового, публицистического, в том числе (поли­тического) и разговорно-бытового стилей речи языка.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика