Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Интеграция врачебного и юридического профессиональных сообществ как залог защищенности прав пациентов в национальных правовых системах стран – участниц ЕврАзЭС
Научные статьи
13.02.14 09:11
Оглавление
Интеграция врачебного и юридического профессиональных сообществ как залог защищенности прав пациентов в национальных правовых системах стран – участниц ЕврАзЭС
Евразийская интеграция
Все страницы

Интеграция врачебного и юридического профессиональных сообществ как залог защищенности прав пациентов в национальных правовых системах стран – участниц ЕврАзЭС

  

В XX веке международное сотрудничество в области здра­воохранения получило закрепление в ряде международных правовых актов. В результате был принят ряд документов, посвященных правам пациента и корреспондирующим им обязанностям медицинских работников. Среди них можно указать такие, как двенадцать принципов организации здра­воохранения для любой национальной системы здравоохра­нения (Нью-йорк 1963 г.), Этические принципы проведения биомедицинских исследований на людях (хельсинки 1964 г.), Рекомендации Совета Европы по правам больного и умираю­щего (1976 г.); Резолюция Ассамблеи Всемирной организации здравоохранения «О здоровье для всех» (1977 г.); хартия по правам больничных пациентов (1979 г.); Лиссабонская декла­рация о правах пациента (1981 г.); Амстердамская декларация Всемирной организации здравоохранения о политике в обла­сти обеспечения прав пациента в Европе (1994 г.).

В преамбуле Лиссабонской декларации о правах паци­ента, например, отмечается, что в последние годы отношения между врачами, пациентами и широкой общественностью претерпели значительные изменения. хотя врач должен дей­ствовать в интересах пациента сообразно своей совести, необ­ходимы также соответствующие гарантии автономии и спра­ведливого отношения к пациенту.

Но, с другой стороны, в международных документах за­крепляются положения, определяющие правовой статус ме­дицинского работника и требования к условиям его труда. Примером такого рода документов является декларация о независимости и профессиональной свободе врача (Калифор­ния, 1986 г.).

В консолидации усилий в области здравоохранения уча­ствуют и государства постсоветского пространства. 18 сентября 2003 г. в Ялте была принята Концепция сотрудничества госу­дарств - участников Содружества Независимых Государств в области охраны здоровья населения. Среди направлений со­трудничества названы такие, как проведение согласованной по­литики в области охраны здоровья населения; гармонизация нормативно-правовой базы в области охраны здоровья населе­ния; сотрудничество в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических кадров; организация и проведение международных конферен­ций, симпозиумов и семинаров по актуальным вопросам охра­ны здоровья населения государств - участников СНГ.

Формат интегративного взаимодействия бывших со­юзных республик разный.

Прежде всего, это межгосу­дарственные соглашения, определяющие направле­ния сотрудничества между этими странами. К ним, на­пример, относятся: Согла­шение о сотрудничестве в области охраны здоровья на­селения (Минск, 1992 г.); Со­глашение о сотрудничестве в решении проблем ВИЧ- инфекции (Москва, 1998 г.);

Соглашение об оказании ме­дицинской помощи гражда­нам государств - участников Содружества Независимых Государств (Москва, 1997 г.).

Ряд соглашений свя­зывают стороны в двухсто­роннем порядке: Соглаше­ние между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайд­жанской республики о со­трудничестве в области ме­дицины и здравоохранения (Баку, 1995 г.); Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 24.01.2006 «О по­рядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Бела­русь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здра­воохранения Российской Федерации» и др.

Несмотря на временные обострения межгосударственных отношений, правительствами стран - бывших союзных респу­блик осознается, что есть проблемы в охране жизни и здоровья граждан, которые в одиночку не решить. Результатом являют­ся соглашения, направленные на развитие сотрудничества в конкретной области здравоохранения.

Взаимодействие государств осуществляется также в рам­ках деятельности региональных международных организа­ций: СНГ, Евразийского экономического сообщества и других.

Находят свое решение и отдельные вопросы по обмену научным и практическим опытом в медицинской сфере.

Таким образом, развитие сотрудничества между государ­ствами на постсоветском пространстве идет в разных направ­лениях, но в целом охватывает наиболее проблемные области охраны жизни и здоровья граждан.

Проблемы, препятствующие более эффективному право­вому взаимодействию государств на постсоветском простран­стве в сфере здравоохранения, можно разделить на две кате­гории.

К первой относятся проблемы политического, экономи­ческого и социального характера.

Рассматривая взаимосвязь состояния экономики в ука­занных странах и регионального международного сотрудниче­ства, можно отметить следующее.

Развитие национального законодательства о здравоохра­нении тесно связано с состоянием экономики соответствую­щего государства. В нормативных правовых актах отражаются те виды медицинской деятельности, которые востребованы и возможны в экономических условиях конкретной страны. В целом законодательная база всех государств постсоветского пространства имеет сходные черты. Но сложившаяся эконо­мическая система, целевые установки правительств этих стран приводят к различиям в содержании нормативных правовых актов.

Государственная политика в области здравоохранения в части, например, организации самой системы; видов меди­цинских услуг как на возмездной, так и безвозмездной основе; определения направлений и программ для финансирования и т.п. зависит расставления приоритетов правительствами со­ответствующих стран. Достижение поставленной цели может быть опосредовано конкретными способами и методами, ко­торые могут не совпадать в различных странах. Это требует дополнительных усилий в координации совместных действий.

Существовавшие или возникшие в последние годы раз­личия в социально-экономическом положении стран постсо­ветского пространства, в наличии или отсутствии миграцион­ных потоков привели к появлению новых, ранее неизвестных в этом регионе болезней, или вспышке казалось бы искоренен­ных заболеваний.

С одной стороны, данные явления приводят к действию центростремительных сил, потому что для решения возник­ших проблем требуется объединение усилий ряда стран. С другой стороны, не для всех государств они будут актуальны, поэтому их разрешение будет целесообразно в рамках согла­шений только двух или нескольких стран.

Следует также учитывать, что не только состояние эконо­мики, стратегические направления деятельности государства, но и сложившиеся в последние 20 лет политические режимы на постсоветском пространстве влияют на перспективы со­трудничества.

Достигнутые договоренности в сфере здравоохранения получили закрепление в ряде соглашений: Соглашение о со­трудничестве в области охраны здоровья населения (Минск, 26 июня 1992 г.), Концепция сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в обла­сти охраны здоровья населения от 18 сентября 2003 г. и др. Проблема заключается в том, что данные соглашения имеют рамочный характер, т.е. декларативно заявляют об основных принципах, целях, задачах и направлениях взаимодействия государств - участников СНГ в решении проблем охраны здоровья населения, не уточняя формата сотрудничества. По сути, подписавшие подобного рода документы государства не принимают на себя конкретных обязательств по сотрудниче­ству в сфере здравоохранения.

Второй комплекс проблем базируется на соотношении международного, регионального международного и внутриго­сударственного (национального) права.

Согласно распространенной точке зрения примат между­народного права означает его главенствующую роль в сопо­ставлении с национальными системами. Вместе с тем нельзя не признать, что у каждого государства имеются свои нацио­нальные интересы, которые объективно могут быть конкурент­ными. Поэтому задача заключается в том, чтоб, не нарушая международного права, поставить его в основу гармонизации разных национальных интересов государств.

Сотрудничество между странами может иметь разные форматы, в том числе взаимодействие в рамках международ­ных организаций. Для повышения эффективности интегра­ции стран постсоветского пространства в целях охраны жиз­ни и здоровья граждан представляется недостаточным такой формат сотрудничества. На наш взгляд, следует в большей степени использовать возможности международных органи­заций для координации действий в области здравоохранения, тем более существование ряда комитетов иной направленно­сти позволяет решить проблемы комплексно.

Региональные международные связи необходимо выстра­ивать, ориентируясь прежде всего на общепризнанные прин­ципы международного права, закрепленные в Декларации о принципах международного права, касающихся дружествен­ных отношений и сотрудничества между государствами в со­ответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г.

Включение в сферу действия норм и принципов междуна­родного права не препятствует внесению своего понимания в реализацию этих принципов на территории отдельных стран.

Не умаляя положительной роли уже существующих ин­теграционных систем, государствам необходимо более рацио­нально подходить к решению насущных задач в сфере охраны жизни и здоровья граждан, определяя наиболее оптимальные варианты сотрудничества для достижения поставленных целей.

Если признать высшей ценностью жизнь и здоровье че­ловека, то очевидно, что достичь положительного эффекта в сфере охраны этих нематериальных благ возможно только со­вместными усилиями.

В рамках взаимодействия в сфере здравоохранения 29 но­ября 2013 г. на базе Российского центра науки и культуры в г. Минске и 05 декабря 2013 г. на базе Российского центра науки и культуры в г. Астане состоялись Международные научно­практические круглые столы «Профессиональная интеграция врачебного и юридического профессиональных сообществ как залог защищенности прав пациентов в национальных право­вых системах стран-участниц евразийской интеграции». 6 де­кабря 2013 г. на базе Российского центра науки и культуры в г. Астане состоялся научно-практический семинар «Актуаль­ные вопросы правового обеспечения сферы здравоохранения».


  Мы уже длительное время занимаемся изготовлением и продажей дипломов. Мы можем принять и выполнить Ваш заказ быстро, качественно: только поставьте перед нами четкую цель. Продажа дипломов в санкт петербурге вся подробная информация на сайте http://diplom-attestat-spb.ru





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика