К вопросу о мнимой тождественности статусов ТНК и НПО в международном праве |
Научные статьи |
13.02.14 09:50 |
вернутьсяК вопросу о мнимой тождественности статусов ТНК и НПО в международном правеВозникновение международных неправительственных организаций (далее - НПО) тесно связано с развитием многостороннего межгосударственного сотрудничества. Ныне эти организации стали важным элементом международных отношений, значение которого продолжает возрастать. НПО являются альтернативой правительствам в решении многих проблем. «По сути - эти организации частные, однако по целям - публичные». Ниже мы постараемся показать, что сказанное ни прямо, ни косвенно не имеет отношения к ТНК (далее - транснациональные корпорации), являющимся хозяйствующими субъектами, деятельность которых урегулирована нормами международного частного права. Возрастание роли неправительственных организаций происходит на стадии вступления человечества в пору постепенного «размывания» суверенитета государств, в пору развития международных отношений в том направлении, когда «государства осознанно утрачивают монополию единственных субъектов таких отношений». НПО активно сотрудничают с государствами, межправительственными организациями различного уровня, включая Организацию Объединенных Наций и ее специализированные учреждения. «Масштабы оперативного сотрудничества названных субъектов с НПО фактически выходят за рамки мобилизации средств и исполнения программ, охватывая такие мероприятия, как научные исследования и обмен информацией, диалог по вопросам политики и информационно-пропагандистская деятельность». Практика подтверждает, что, когда за дело берутся правительства и НПО совместно, успех в решении проблем обеспечен. В этом деле большое значение имеет также общественный вес самих НПО. Число авторитетных НПО увеличивается день ото дня. По данным Союза международных ассоциаций (Брюссель), около 15 тыс. НПО действуют не менее чем в трех странах и финансируются более чем из одной страны. Все большее число НПО задействовано в работе межправительственных конференций. Например, в Конференции ООН по окружающей среде, проходившей в Рио-де-Жанейро в 1992 г., участвовало свыше 1400 НПО, из которых лишь несколько имели консультативный статус ЭКОСОС. Постепенно НПО начинают играть все более заметную роль в ООН и других межправительственных организациях. Вопрос взаимоотношений системы ООН и НПО настолько актуален, что ни один доклад генеральных секретарей ООН не обходит его стороной. Не стал исключением и годовой доклад Генерального секретаря ООН Кофи Аннана об итогах работы Организации за 2000 г. Из 345 пунктов, составляющих этот доклад, девять пунктов непосредственно затрагивают деятельность МНПО. Пункт 43 доклада, в частности, гласит: «Опыт показывает, что успех Организации Объединенных Наций в деле предотвращения конфликтов определяется тесным сотрудничеством с государствами-членами и широким кругом других субъектов, включая региональные организации, неправительственные организации и т.д. После совещания высокого уровня, проходившего в июне 1998 г., мы разработали программу координации действий в области предотвращения конфликтов с региональными организациями и стремились развивать свои контакты с самыми различными неправительственными организациями.. .». В пункте 108 доклада упоминается о беспрецедентных возможностях НПО довести свое мнение до сведения госу- дарств-участников на Конференции участников договора о нераспространении ядерного оружия 2000 г. И на Оттавской конференции по противопехотным минам, и на Конференции по стрелковому оружию в 2001 г. такая активность НПО была отмечена. В пункте 132 доклада речь идет о гуманитарной помощи и защите более 48 млн детей и женщин со стороны ЮНИСЕФ совместно со своими партнерами по ООН и НПО в таких странах, как Сьерра-Леоне, демократическая Республика Конго, Ангола, Косово, Восточный тимор, Албания. В пункте 138 доклада говорится об активном участии НПО в программе Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) по пропаганде руководящих указаний по вопросам охраны репродуктивного здоровья в ситуациях, связанных с беженцами. А в пункте 147 отмечается активная роль НПО в оказании помощи со стороны Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) вынужденным переселенцам и беженцам из Чечни. другие пункты доклада Генерального секретаря ООН касаются таких важных проблем, как борьба со СПИдом, обеспечение продуктами и иной гуманитарной помощью населения стран, нуждающихся в такой помощи из-за природных катаклизмов или межэтнических конфликтов. В целом призыв Генерального секретаря ООН о том, что «мы должны научиться лучше сотрудничать между собой, с другими учреждениями ООН, с правительствами и неправительственными организациями мы цитировали с единственной целью - показать роль НПО в решении современных проблем мирового масштаба и обратить внимание на то, что в данном документе, как и во всех других, касающихся деятельности НПО, не упоминаются ТНК, которых иные авторы хотят уравнять по статусу с НПО. Можно и далее приводить ссылки на массу международно-правовых документов, свидетельствующих о том, что НПО сегодня органично вплелись в ткань международных отношений, в том числе - и урегулированных нормами публичного права. Число их неизменно увеличивается. Тем более странными выглядят попытки, предпринимаемые в последнее время отдельными авторами, включая и наших соотечественников, связать общественное движение, в том числе неправительственные организации, с возрастающей политической и экономической активностью транснациональных корпораций - мощных международных хозяйственных комплексов. «Искусственно выпячивая известное внешнее сходство тНК и НПО как структурных образований, действующих в международной сфере, и намеренно абстрагируясь от их принципиальных различий, некоторые страны стали продвигать тезис о тождественности их природы как международных объединений, о возможности причисления ТНК к группе НПО. Однако попытки такого отождествления представляются с точки зрения Устава ООН неправомерными и способными нанести ущерб нормоустанавливающей и регулирующей роли государств и межгосударственных объединений в развитии международных отношений и ввергнуть мировое сообщество в состояние хаоса, неразберихи, неопределенности и непредсказуемости», — справедливо подчеркивал видный отечественный публицист, автор фундаментального исследования «ООН, другие международные организации и их роль в XXI веке» В.Н. Федоров. Озабоченность цитируемого автора возникла не на ровном месте... Даже неюристам ясно, что ТНК и НПО - антиподы. У них совершенно разные (скорее - прямо противоположные) цели, состав, функции, идеология. Трудно поспорить с тем, что не НПО развязывают по всему миру кровавые конфликты. Не НПО вторгаются в пределы суверенных государств. Не НПО убивают легитимных руководителей и устанавливают в захваченной стране угодные им порядки. Это делают ТНК, располагающие ныне собственными вооруженными силами. Именно в недрах ТНК зародились частные наемные армии. Организованная провокация с террористическими актами 11 сентября послужила поводом для начала глобальной войны и прикрытия ее истинных мотивов. Известный журналист - консерватор Макс Бут в своей статье, помещенной в Weekly Standard, пишет: «Частные военные компании появились как главные игроки в войнах постсентябрьского периода». Если вначале частные армии задумывались их организаторами как средство защиты инфраструктуры ТНК, то сегодня, почуяв силу и безнаказанность, они готовы исполнить любой приказ хозяев по захвату и удержанию природных ресурсов (зачастую - через подрыв государственности). Причем, в отличие от регулярных вооруженных сил, для реализации этих планов частным армиям ТНК вовсе не требуется разрешения официальных властей (национальных или международных). Все исполняется в режиме тайных и неофициальных действий, для которых не требуется никаких санкций, предусмотренных при легитимном использовании вооруженных сил. Чем больше войн - тем выше прибыль ТНК. Частные армии, используемые мощнейшими корпорациями, не афишируют своей деятельности. Напротив, они ее тщательно скрывают. Но непреложной истиной является факт их активного участия в локальных кровопролитных конфликтах последнего времени: в Ираке, Ливии, Сирии и др. В силу тайного характера и асимметричности своих операций, частные армии ТНК являются самыми опасными субъектами ведения современных войн против суверенных государств. Провоцирование нестабильности и разжигание конфликтов, а также активное участие в них - вот истинные цели ТНК и их армий - «стервятников глобализации». Ныне они активно добиваются легитимности (узаконения) своего статуса на международной арене - им непременно хочется быть субъектами международного публичного права. Рамки международного частного права им уже кажутся слишком тесными. Международные неправительственные организации (МНПО) менее могущественны, чем пытающиеся уравняться с ними в правах ТНК. Зато действуют они (МНПО) в правовом поле, внося посильный вклад в достижение целей, закрепленных в Уставе ООН. В частности, они оказывают все возрастающее влияние и на деятельность самой ООН и других межгосударственных учреждений. Это влияние проявляется в различных формах. Назовем некоторые из них: 1. Информационная. МНПО регулярно направляют общую и частную информацию государствам и межправительственным организациям (и их органам) о своей деятельности. Они также распространяют информацию, полученную от межправительственных организаций. Особо важную роль играют МНПО в распространении информации о состоянии дел в области охраны прав человека. 2. Консультативная. МНПО дают советы и консультации межправительственных организациям по их просьбе и на основании международных соглашений, заключенных с ними. Подобные консультации МНПО дают также организациям, частным лицам и группам лиц по их просьбе. 3. Правотворческая. МНПО традиционно участвуют в правотворческом процессе, влияя на позицию государств при разработке проектов многосторонних договоров (конвенций). Уже на Конференции в Сан-Франциско, при выработке и принятии Устава ООН, только у делегации США было 42 неправительственных организации в качестве консультантов, а 160 американских НПО получили статус наблюдателей. Не без их активного участия в Устав ООН была включена статья 71, регламентирующая взаимоотношения Организации с НПО. Некоторые НПО специально занимаются неофициальной кодификацией международного права как, например, Гаагский институт международного права. Неоценимую роль в кодификации международного права играет Международный Комитет Красного Креста (МККК), при активном участии которого разработаны Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и дополнительные протоколы к ним. 4. Контрольная. Все больше возрастает роль МНПО в обеспечении соблюдения норм права и соответствующего контроля. В качестве примера можно отметить деятельность МККК, основная задача которого состоит в наблюдении за выполнением норм международного гуманитарного права. Ряд МНПО, действующих в области охраны прав человека и демократии, например, Международная амнистия, Международная федерация прав человека, Международная комиссия юристов, контролирует соблюдение международных стандартов по правам человека. Подобные же функции выполняют МНПО в области охраны окружающей среды, например, Международный Зеленый Крест. 5. Следственная. МНПО неоднократно создавали специальные следственные комиссии. Так, по инициативе Международной ассоциации юристов-демократов были созданы: Международная комиссия по расследованию преступлений США в Индокитае (в 1970 г.), Международная комиссия по расследованию преступлений Израиля на оккупированных арабских территориях и др. В последние годы ряд МНПО, например, Международная амнистия, создавал специальные следственные комиссии для расследования положения с правами человека в Чили, Раунде, Гаити и др. 6. Пацифистская. В мире действует несколько десятков международных пацифистских организаций. Деятельность одной из них - Всемирного Совета Мира - требует особого упоминания. В самый разгар холодной войны, когда мир балансировал на грани ядерного апокалипсиса и выживания, призывы и воззвания этого форума всколыхнули антивоенное движение многомиллионных масс по всей планете. Они были услышаны политиками и во многом повлияли на заключение в последующем судьбоносных документов XX века: договоров о нераспространении ядерного оружия, о запрещении испытаний его в трех средах, о переходе государств противостоящих политических систем к политике мирного сосуществования. Не упустим (среди многих прочих) и исключительно важную для всего человечества роль другой неправительственной организации - Международного олимпийского комитета, который успешно осуществляет руководство всемирным спортом. Устраивая состязания спортсменов на национальном, региональном, планетарном уровнях, Комитет безусловно служит делу мира во всем мире, объединяя под девизом Олимпийского движения всех людей доброй воли. Отметим при этом, что основной документ МОК - Олимпийская хартия на наших глазах превращается в императивную норму международного права. Положения Хартии вошли в конституции многих стран мира, в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Все государства мира неукоснительно, со всем тщанием следуют предписаниям Олимпийской хартии, не заключают международных соглашений, противоречащих принципам, заложенным в ней. И достигается это не грубой силой, с каковой действуют силовые структуры ТНК, а исключительно благодаря высочайшему моральному авторитету этой неправительственной организации. Перейдем теперь к существу вопроса, вынесенного в название настоящей работы, - о тождественности или нетож- дественности (в рамках международного публичного права) данных негосударственных объединений: ТНК и МНПО. Отметим сразу: отождествлять рассматриваемые институции могут либо несведущие, либо заинтересованные люди. То есть ошибка может быть допущена по недомыслию или намеренно. В рассматриваемом случае - скорее намеренно. Но для специалиста в области международного публичного права здесь не может быть никакой неясности. Крохотная МНПО, руководство которой состоит из нескольких человек, с годовым бюджетом, равным размеру минимальной пенсии среднестатистического европейца, чувствует себя в системе международного права куда более комфортно, чем мощнейшая ТНК, имеющая представительства, филиалы, дочерние фирмы во многих странах мира, с многомиллиардным оборотом, сопоставимым с бюджетом ООН и всех ее специализированных учреждений вместе взятых, но действующая тем не менее в рамках международного частного права. Главное различие между этими несопоставимыми в плане финансово-экономических (и иных, как мы отмечали выше) возможностей международными институциями состоит в том, что в деятельности первой их категории наличествует (имплицитно присущее их статусу) качество - публичность, чего изначально, перманентно и по определению лишены хозяйствующие субъекты, каким бы арсеналом средств и экономической мощью они ни обладали. С другой стороны, у МНПО совершенно отсутствует то, что является «нервом всей деятельности», целью и смыслом существования второй категории рассматриваемых институций - извлечение прибыли и сверхприбыли участниками предпринимательской деятельности. Вот почему вся жизнь МНПО, вне зависимости от их численного состава, политического веса и значимости протекает в международном публичном праве, а не в международном частном, которое особыми методами регулирует специфические отношения своих субъектов, в первую очередь и главным образом - имущественные. Не упустим из виду и следующего обстоятельства, говоря об отсутствии какой бы то ни было идентичности между ТНК и НПО. О ТНК, их международном статусе и взаимоотношениях с ними не сказано ни слова ни в Уставе ООН, ни в иных международных многосторонних договорах (конвенциях), ни в каком бы то ни было международном документе публичноправового характера. Что же касается МНПО, то с самого начала своей деятельности ООН уделяла самое пристальное внимание и их правовому статусу, и взаимоотношениям с ними. До Устава ООН, 71 статья которого касается взаимоотношений Организации с НПО, Лига Наций включила в свой Статут статью 25, регламентирующую связь Лиги с неправительственными организациями. Тысячи, десятки тысяч (целая армия) НПО, будучи субъектами международного права, активно сотрудничают сегодня с его основными субъектами: государствами, нациями, межправительственными организациями. Сами государства (в рамках наднациональной организации) приняли Конвенцию «О международной правосубъектности неправительственных организаций». Транснациональным корпорациям в обозримом будущем такое отношение не грозит. Поэтому их лучше оставить там, где они находятся, - за пределами международного публичного права, к которому они не имеют решительно никакого отношения. Следующие материалы:
Предыдущие материалы:
|