Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Защита прав коренных народов в рамках Африканской региональной системы защиты прав человека
Научные статьи
13.02.14 10:10
Оглавление
Защита прав коренных народов в рамках Африканской региональной системы защиты прав человека
Международное право
Все страницы

Защита прав коренных народов в рамках Африканской региональной системы защиты прав человека

Принятая в 1981 г., Хартия вступила в силу лишь в 1986 г. Однако можно с уверенностью утверждать, что документ стал серьёзной новацией в международной защите прав человека, впервые на столь высоком юридически-обязывающем уровне закрепив права так называемого третьего поколения - коллек­тивные права. Где, как ни в Африке, должен был появиться до­кумент подобного рода? На континенте, современный полити­ческий вид которого появился в совместной борьбе народов с колониализмом. Хартия существенно отличается от аналогич­ных договоров регионального характера, принятых в рамках Совета Европы и Организации американских государств, ото­бражая политические реалии, традиции и ценности африкан­ского общества.

Тем не менее, при всей прогрессивности Хартии, её со­ставители сохранили концепцию неопределённости терми­на «народы», чтобы «не завязнуть в трудных и длительных дискуссиях»5. Несмотря на это, по мнению профессора Р. Ки- вануки, «учитывая те обстоятельства, которые существовали на момент обсуждения и принятия документа, термин "народы" в Хартии включает одно или несколько из следующих значений:

а) все лица в пределах границ территориальных образова­ний, ещё не достигших политической независимости;

Африканская система защиты прав человека начала своё становление с момента распада колониальной системы, го­сподствовавшей на континенте вплоть до 1960-х годов. Уже на начальном этапе деколонизации наряду с проблемами наци­онально-освободительных движений народов Африки можно было услышать о проблемах, связанных с нарушением прав и свобод человека в Африке. В целях консолидации усилий по преодолению охватившего континент кризиса была создана Организация африканского единства (ОАЕ). В процессе осу­ществления своей деятельности ОАЕ, сменившаяся в 2002 г. Африканским Союзом (АС), прошла долгий и трудный путь от помощи в освобождении ранее колонизированных стран Аф­рики до крупной международной региональной организации, занимающейся широким спектром вопросов, в том числе пра­вами человека. Сегодня членами АС являются 54 государства.

В сфере же защиты прав человека наиболее значимым со­бытием стало принятие 26 июня 1981 г. Африканской хартии прав человека и народов (далее - Африканская Хартия, Хар­тия), которая в настоящий момент ратифицирована всеми го­сударствами — членами АС. Она установила особую систему, на которой зиждутся все последующие идеи континента в сфе­ре защиты прав человека, в том числе прав коренных народов. Кроме того, Хартия предусмотрела создание независимого контрольного органа - Африканской комиссии по правам че­ловека и народов (далее - Комиссия или АКПЧН), состоящего из 11 экспертов, работающих в личном качестве. Не являясь уставным органом АС, Комиссия тем не менее очень тесно с ним связана: все эксперты избираются Ассамблеей глав госу­дарств и правительств АС; бюджет АКПЧН утверждается АС в консультации с ней; и, что наиболее важно, Комиссия не имеет независимой власти для реализации своих решений.

б) все группы лиц, объединённых определёнными общи­ми характеристиками, которые живут в пределах географиче­ских границ образований указанных в п. «а», или образований, добившихся независимости (например, меньшинства в рамках какой-либо политической системы);

в) народ как синоним государства (в широком смысле); и

г)  все лица в рамках государства».

Сегодня же термин «народ» трактуется АКПЧН в самом широком его смысле, учитывая при этом особенности каждо­го конкретного рассматриваемого случая. При этом термин народ напрямую связан со спецификой защиты коренных народов. И действительно, несмотря на принятие междуна­родным сообществом на универсальном уровне ряда докумен­тов в сфере защиты прав коренных народов (Конвенции МОТ № 107 и № 169, Декларация ООН по правам коренных народов 2007 г. и др.), проблемы с нарушением их прав всё равно сохра­няются. Одной из главных причин является не столько отсут­ствие единого юридически обязательного понятия «коренной народ», сколько проблемы в толковании уже существующих вариаций.

Особенно остро данная проблема проявляется в Африке, где в результате процесса деколонизации 60-х гг. XX столетия образовались новые независимые государства, большинство населения которых по основному критерию - «доколониаль­ные жители» - относится к коренному. Удаляясь от дебатов по этому вопросу, который в контексте африканского континента не имеет ровным счётом никакого значения, АКПЧН демон­стрирует решимость принять прагматичный подход, сосредо­точившись прежде всего на критериях маргинализации, само­идентификации и важности земель в культурном плане при определении какой-либо группы африканского населения в качестве коренного народа.

Вместе с тем с момента принятия Хартии права народов стали предметом особого внимания африканских государств, ведь Хартия пошла значительно дальше, чем закрепление толь­ко лишь права на самоопределение, как это сделано в между­народных Пактах, закрепив также коллективные экологические права и право на развитие, что представляет особый интерес для коренных народов и «головную боль» для государств.

Отметим, что к коренным народам применимы не толь­ко права третьего поколения, но и индивидуальные права, перечисленные в документе. И в этом ключе особое внимание необходимо обратить на такие принципы, права и свободы, как недискриминация (ст. 2), равенство (ст. 3) и свобода при­нимать участие в культурной жизни своего сообщества (ст. 17).

Однако более специальными нормами, применимыми в отношении коренных народов, являются положения, отража­ющие коллективную природу прав народов, закреплённых в статьях 19-24 Хартии, использование которых в реальной жиз­ни хорошо просматривается в правоприменительной практи­ке АКПЧН.

Для гарантии закреплённых в Хартии прав и обязан­ностей документом предусмотрен специальный механизм контроля - АКПЧН. Основными функциями АКПЧН в со­ответствии со ст. 45 Хартии являются осуществление содей­ствия развитию прав человека и народов, их защита, а также, что немаловажно - толкование всех положений Хартии. Для осуществления своего мандата по содействию развитию прав человека и народов АКПЧН вправе осуществлять визиты в го­сударства — члены АС и принимать тематические либо посвященные конкретной стране резолюции. Кроме того, АКПЧН вправе создавать специальные процедуры, коими могут быть учреждение должности специального докладчика, создание специальной рабочей группы или комитетов, способствую­щих осуществлению функций АКПЧН в рамках её полномо­чий. При этом по каждой из процедур должен представляться ежегодный отчёт о проведенной деятельности.

Вместе с тем следует отметить, что полномочия АКПЧН по учреждению специальных процедур не закреплены в тексте самой Хартии, а стали доступны лишь с принятием Правил процедуры АКПЧН в феврале 1988 г. Подобное расширение полномочий, конечно же, способствует усилению правоза­щитных механизмов АС, оставляя тем не менее место для кри­тики со стороны ряда африканских государств и экспертов.

В 2000 г. АКПЧН учреждает Рабочую группу экспертов по правам коренного населения/сообществ (далее - Рабочая группа, Группа), следуя призыву представителей коренных народов Восточной, Центральной и Южной Африки, изло­женному в резолюции АКПЧН по результатам проведённой встречи в 1999 г. в Аруше (Танзания). Основной задачей Рабо­чей группы стало изучение концепций коренного населения/ сообществ в Африке. Кроме того, Рабочей группе поручалось провести изучение применения норм Африканской хартии к коренным народам на континенте, а также вопроса благосо­стояния коренного населения/сообществ.

 Результатом работы Группы по истечении первого ман­дата стал доклад, одобренный АКПЧН в 2003 г. В нём опи­сывались особые вызовы, с которыми сталкивается коренное население в Африке. Также в Докладе затрагивались некото­рые вопросы критериев идентификации того или иного со­общества в качестве коренного и приводился неисчерпываю­щий список групп, рассматриваемых (или которые должны рассматриваться) в качестве коренных (сан, туареги, пигмеи и др.). К примеру, в Российской Федерации есть Единый пере­чень коренных малочисленных народов.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика