Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Особенности конституционно-правового статуса парламентов стран СНГ
Научные статьи
13.02.14 16:46
вернуться

Особенности конституционно-правового статуса парламентов стран СНГ

В любом демократическом государстве жизнедеятельность общества обеспечивается совокупностью государственных ор­ганов, именуемой государственным механизмом. Функциони­рование государственного аппарата в странах — участницах СНГ, как и в любом другом государстве, обеспечивается кон­кретными государственными органами, принадлежащими к определенной ветви власти. Главные, принципиальные осно­вы формирования и деятельности государственного аппарата закрепляются в конституциях этих государств, а также в спе­циальных законах, регламентирующих правовой статус выс­ших и центральных органов государственной власти.

К принципиальным основам построения и деятельности государственного аппарата в странах СНГ относятся консти­туционные положения, в которых провозглашается разделе­ние властей как один из основополагающих принципов осу­ществления государственной власти. Этот основополагающий принцип заложен в организацию и деятельность высших ор­ганов государства.

Конституции стран СНГ закрепили понятие парламента как высшего представительного и законодательного органа государственной власти. тем самым были заложены консти­туционные основы для развития парламентаризма на постсо­ветском пространстве. данный правовой институт постоянно развивается и совершенствуется, меняется его нормативная ос­нова. Поэтому исследование парламентаризма в современный период представляет научный и практический интерес.

Парламентаризм как один из наиболее демократических институтов представительства и защиты интересов как каж­дой отдельной личности, так и всего общества в целом полу­чил свое практическое и законодательное утверждение в союз­ных республиках Союза ССР только после его распада.

Новые высшие органы законодательной власти, отражая национальные особенности каждой конкретной страны, на практике представляют различные общественные слои и объ­единения граждан, социальные и национальные группы насе­ления этих стран. Парламентами стран СНГ являются: Милли Меджлис в Азербайджанской Республике; Национальное Со­брание Республики Армения; Национальное Собрание Респу­блики Беларусь; Парламент Республики Казахстан; Законода­тельное собрание Жогорку Кенеш Кыргызской Республики; Парламент Республики Молдова; Маджлиси Оли Республики таджикистан; Меджлис туркменистана; Олий Мажлис Респу­блики Узбекистан; Верховная Рада Украины.

По своей структуре высшие представительные органы законодательной власти стран СНГ являются в большинстве государств однопалатными. Исключение составляют Респу­блика Беларусь, Республика Казахстан, Республика таджикистан и Республика Узбе­кистан. В этих государствах парламенты двухпалатные. так, в Республике Беларусь Национальное собрание состоит из Палаты предста­вителей и Сената. Палата представителей избирается на основе всеобщего, рав­ного, свободного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Сенат является палатой террито­риального представитель­ства и состоит из предста­вителей областей и города Минска (по девять от каж­дого). По шесть сенаторов от каждой области и города Минска «избираются тай­ным голосованием на засе­даниях депутатов местных советов депутатов базового уровня областей и Минска» (ст. 91 Конституции). Одна треть членов Сената назначается Прези­дентом Республики Беларусь. Конституция закрепляет также положение о том, что лица, ранее занимавшие должность Президента, являются сенаторами пожизненно, если только они не откажутся от этого.

Парламент Республики Казахстан состоит из Сената и Мажилиса. Сенат образуют депутаты, избираемые по два че­ловека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан на совместном заседании депутатов всех представительных органов соответственно об­ласти, города республиканского значения и столицы. 15 депу­татов Сената назначаются Президентом Республики Казахстан с учетом необходимости обеспечения представительства в Се­нате национально-культурных и иных значимых интересов общества. Мажилис избирается по одномандатным террито­риальным избирательным округам с примерно равной чис­ленностью населения (ст. 50 Конституции).

Парламент Республики таджикистан — Маджлиси Оли состоит из двух Маджлисов — Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон. Маджлиси намояндагон избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тай­ном голосовании.

Три четвертых части членов Маджлиси милли избира­ется косвенным путем тайным голосованием на совместных собраниях народных депутатов Горно-Бадахшанской автоном­ной области и ее городов и районов, областей и их городов и районов, города душанбе и его районов, городов и районов республиканского подчинения (совместно). В Маджлиси мили Горно-Бадахшанская автономная область, области, город душанбе, города и районы республиканского подчинения име­ют равное количество представителей.

Одну четвертую часть членов Маджлиси милли назна­чает Президент Республики таджикистан. Маджлиси милли действует на созывной основе. Каждый бывший Президент Республики таджикистан является членом Маджлиси мил­ли пожизненно, если он не откажется от использования этого права.

Парламент Республики Узбекистан Олий Мажлис с дека­бря 2004 г. в результате конституционной реформы состоит из двух палат: Сената Олий Мажлиса (верхняя палата) и Законо­дательной палаты Олий Мажлиса (нижняя палата).

Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Уз­бекистан состоит из ста пятидесяти депутатов, избираемых в соответствии с законом. Сто тридцать пять депутатов Законо­дательной палаты избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по территориальным одномандатным избирательным округам на многопартийной основе. Пятнадцать депутатов Законода­тельной палаты избираются от Экологического движения Уз­бекистана.

Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан является палатой территориального представительства и состоит из членов Сената (сенаторов). Члены Сената Олий Мажлиса Ре­спублики Узбекистан избираются в равном количестве — по шесть человек — от Республики Каракалпакстан, областей и города ташкента путем тайного голосования на соответ­ствующих совместных заседаниях депутатов Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, представительных органов го­сударственной власти областей, районов и городов из числа этих депутатов. Шестнадцать членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан назначаются Президентом Респу­блики Узбекистан из числа наиболее авторитетных граждан с большим практическим опытом и особыми заслугами перед государством.

Компетенция палат бикамеральных парламентов в упо­мянутых странах СНГ сходна в своей основе. Однако следует отметить некоторые особенности в распределении компе­тенции между палатами Парламента Республики Казахстан. Здесь имеет место исключительная компетенция каждой из палат, т. е. Сената и Мажилиса; совместная компетенция па­лат, которая реализуется на их совместных заседаниях; компе­тенция палат, которая реализуется на их раздельных заседани­ях путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате. так, к исключительной компе­тенции Сената Конституцией отнесены вопросы: по представ­лению Президента Республики избрание и освобождение от должности председателя Верховного Суда, председателей кол­легий и судей Верховного Суда, принятие их присяги; дача со­гласия на назначение Президентом Республики Генерального прокурора и председателя Комитета национальной безопас­ности; лишение неприкосновенности Генерального проку­рора, председателя и судей Верховного Суда; досрочное пре­кращение полномочий местных представительных органов в соответствии с законодательством Республики; делегирование двух депутатов в состав Высшего судебного совета Республики Казахстан; рассмотрение возбужденного Мажилисом вопроса об отрешении от должности Президента Республики и выне­сение его результатов на рассмотрение совместного заседания палат. Законодательные полномочия палат, в числе прочих вопросов, отнесены к компетенции, реализуемой на раздель­ных заседаниях палат.

Сенат Национального собрания Республики Беларусь не наделен правом принимать законы. В основном в его компе­тенцию входят полномочия по одобрению кандидатур, пред­ставленных Президентом на замещение некоторых высших государственных должностей. Сенат также осуществляет кон­троль за деятельностью местных советов. так, Сенат обладает правом на дачу согласия на назначение Президентом пред­седателя и членов Верховного Суда, Генерального прокуро­ра, председателя и членов Правления Национального банка, председателя Государственного контрольного комитета, из­бирает шесть судей Конституционного Суда, а также шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выбо­рам и проведению республиканских референдумов, отменяет решения местных советов, рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении измены или иного тяжкого преступления, принимает реше­ние о его расследовании и двумя третями голосов принимает решение о его смещении с должности и т. д. (ст. 98 Конститу­ции).

Компетенция Маджлиси милли Республики таджики­стан характеризуется полномочиями в области образования, упразднения и изменения административно-территориально­го деления. Значительное внимание уделяется полномочиям по формированию органов государственной власти, в том чис­ле процедуре получения Президентом согласия для избрания и отзыва, а также лишения неприкосновенности председате­лей, их заместителей и судей Конституционного, Верховного и Высшего экономического судов, даче согласия на назначение Генерального прокурора и его заместителей. также Маджли- си милли осуществляет полномочия совместно с Маджлиси намояндагон в области кадровых вопросов, связанных с назна­чением Премьер-министра и членов Правительства, в области решения вопроса о неприкосновенности Президента Респу­блики таджикистан, об использовании вооруженных сил за пределами Республики таджикистан.

Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон на совмест­ном заседании могут досрочно самораспуститься при под­держке не менее двух третей членов Маджлиси милли и депу­татов Маджлиси намояндагон. Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон не могут быть распущены в период действия чрезвычайного и военного положений.

Компетенция однопалатных парламентов в странах — участницах СНГ в своей основе приблизительно схожа. так, не говоря уж о законодательных полномочиях, многие одно­палатные парламенты стран СНГ наделены полномочиями по: назначению референдумов; утверждению основных на­правлений внутренней и внешней политики; ратификации и денонсации международных договоров; утверждению го­сударственного бюджета; вопросам амнистии; учреждению государственных наград и почетных званий; утверждению указов Президента о военном и чрезвычайном положениях в стране и т. д.

Избираются нижние палаты парламентов и однопалат­ные парламенты в странах СНГ на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. депутаты однопа­латных парламентов, а также верхних и нижних палат парла­ментов стран СНГ работают на постоянной профессиональной основе и, как правило, наделены свободным мандатом, кото­рый дает им право и возможность быть независимыми в своих решениях во время работы в парламенте и представлять инте­ресы всего народа. В большинстве стран СНГ конституции за­прещают совмещение депутатских полномочий с любой опла­чиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и другой творческой деятельности. В конституциях отдельных стран нет прямого запрета на совмещение депутатских пол­номочий, есть только отсылка к соответствующему закону о статусе депутата парламента (например, ст. 78 Конституции Украины)1. Исключение составляет Республика Беларусь, где Конституция допускает совмещение депутатских полномочий с членством в Правительстве (ст. 92 Конституции).

Говоря о конституционно-правовом статусе, следует от­метить, что парламенты стран СНГ не только выполняют представительные и законодательные функции, но и высту­пают в качестве баланса, противовеса исполнительной власти и промежуточного звена между исполнительной и судебной властью, обеспечивающего независимость суда, осуществляют внешнеполитическую деятельность. Парламенты стран СНГ, выполняя свои традиционные функции, участвуют в между­народной деятельности и вместе с главами государств, прави­тельствами, дипломатическими и консульскими службами являются внешнеполитическими органами. Они влияют на внешнюю политику государства через бюджет и механизмы законотворчества, принимают законы, регламентирующие внешние отношения. Парламенты ратифицируют заключен­ные государствами международные договоры, которые только после этого приобретают статус законов. Парламенты более привержены интеграции, чем исполнительные структуры. Нет ни одного межгосударственного договора СНГ, который был бы вынесен на ратификацию и не ратифицирован законо­дателями какого-либо из государств — участников Содруже­ства. В этом плане парламентарии всегда выступали в качестве силы, побуждающей интеграцию. На заседаниях Межпарла­ментской Ассамблеи СНГ постоянно рассматривались вопро­сы синхронизации процедур ратификации межгосударствен­ных соглашений, содействия им.

Можно также отметить, что им, прежде всего, удалось сформировать в рамках СНГ единое правовое пространство, и сегодня по степени гармонизации законодательств стран СНГ они не отстают от уровня Европейского Союза. Это означает, что правовая система не тормозит, а наоборот — способству­ет самым глубоким формам интеграции между членами Со­дружества, причем, как теми, которые являются участниками ЕврАзЭс, так и теми, что входят в ГУАМ.

Кроме того, в процессе интеграции большую роль играет Межпарламентская Ассамблея, которая развивается, скажем так, и вглубь, и вширь. Прежде всего, нужно повышать каче­ство, «глубину» законотворческой работы. Также очень важ­ным направлением считаем деятельность Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и избирательных прав граждан. Именно в укреплении демократии заложен мощный резерв динамичного развития государств, их сближения во всех сферах экономики, полити­ки, культуры и общественной жизни.

И, как показывает опыт развития парламентских систем в странах СНГ, это процесс не конечный, а постоянно продол­жающийся. Совершенствование практики функционирова­ния парламентаризма как системы представительства народа в виде избираемого собрания, которая обладает определен­ными правами и полномочиями при принятии решений в рамках конкретной системы власти или государственного строя, — это необходимый атрибут его жизнеспособности. И главной причиной этого является то, что институты власти должны постоянно подстраиваться под инновационные вызо­вы непрерывно развивающихся реалий современности, иначе они станут тормозом развития общественных отношений.


Право стран СНГ



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика