Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


О соотношении международного и внутригосударственного права в практической деятельности органов Советской дипломатии в первое десятилетие Советской власти
Научные статьи
14.02.14 12:44
Оглавление
О соотношении международного и внутригосударственного права в практической деятельности органов Советской дипломатии в первое десятилетие Советской власти
Историая государства и права
Все страницы
Этот путеводитель познакомит вас с Турцией и поможет подробными практическими советами специалистов. Путеводитель по Турции вся подробная информация на сайте http://comfortvoyage.ru


вернуться

О соотношении международного и внутригосударственного права в практической деятельности органов советской дипломатии в первое десятилетие советской власти


Советское государство, появившееся в результате револю­ционных событий в ноябре 1917 г., провозгласило себя право­преемником бывшей Российской империи. Правовым субъ­ектом в международно-правовом смысле, таким, каким была Российская империя, стала Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР). Один из пер­вых советских профессоров международного права, обосновы­вая это правопреемство, писал, что смена правительств - это частное, «домашнее дело» в государстве. «Россия стала другой, сократились её границы, существенно изменился внутренний политический и социальный её порядок: вместо империи - республика, вместо государства централизованного - феде­ративное, вместо правительства царя, помещиков и банки­ров - Рабоче-крестьянское правительство - власть Советов. Но государство Российское как субъект международных прав и обязанностей неизменно».

В результате провозглашения 30 декабря 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик функции субъекта международного права перешли к СССР. Правопреемникам важно было решить следующую главную задачу - стать субъ­ектом международного общения. Для этого требовалось впи­сать своё право в общую систему договорных и обычных норм и принципов, регулирующих отношения между государства­ми. Это было сделано уже в течение первого десятилетия су­ществования на пространстве бывшей Российской империи нового государства. Исторический опыт решения этой задачи приобретает особую актуальность в современных условиях, когда для обновленного российского государства на повестку дня вновь встал вопрос о соотношении международного и вну­тригосударственного права в условиях глобализации.

В современной отечественной правовой науке практиче­ски нет исследований, посвящённых истории развития отдель­ных отраслей международного права в Советской России. Ин­терес к её освещению был исчерпан, по сути, в 1960-1970-е гг., во время, когда были разработаны и изданы принятые между­народным сообществом кодифицированные акты-конвенции, прежде всего, в области дипломатического и консульского права. С этого времени специалисты в лучшем случае делали лишь отдельные экскурсы в историю, занимаясь исследовани­ем «основных тенденций развития современного дипломати­ческого и консульского права» и действующей системы норм дипломатического и консульского права как одной из форм поддержания и укрепления мирных отношений, мирного со­существования и сотрудничества».

Между тем необходимо признать, что советская власть, отказавшись от всех законов Российской империи, в надежде на создание новым социалистическим государством такой си­стемы нормативно-правовых актов, которая соответствовала бы новому общественному порядку и новой форме власти - диктатуре пролетариата - очень скоро вернулась к правовым институтам, выработанным человечеством в предшествующие столетия. Уже в начале 1920-х гг. первые советские правоведы стали расценивать аннулирование Собрания ранее действу­ющего законодательства - Свода Законов Российской импе­рии - как несостоятельную акцию, в результате которой долж­на была оказаться «опрокинутой громадная и разветвленная система правовых взаимоотношений одного из крупнейших в мире государств», каковым была дореволюционная Россия.

Необходимость признания нового российского государ­ства и установления дипломатических отношений с его пра­вительством начали осознавать к этому времени и правитель­ства европейских стран. Так, пришедшее к власти в Германии в июне 1920 г. новое правительство с Вальтером Сименсом во главе Министерства иностранных дел предложило Народно­му комиссару по иностранным делам РСФСР Г.В. Чичерину возобновить переговоры об установлении «нормальных от­ношений». 26 июня Сименс произнёс в Рейхстаге речь о гер­мано-советских отношениях, имевшую огромный резонанс. «Для меня, - заявил он, - Советская Россия, несмотря на свое новое внутреннее устройство, является великой европейской державой, с которой Германии придётся считаться. Что каса­ется большевистской власти, то она является властью нацио­нальной, как всякая другая. До тех пор, пока русский народ признает власть Советского правительства и подчиняется ей, она является для меня и фактом, и правом».

Дальнейшее развитие советской дипломатии подтверди­ло ставшую ныне азбучной истину, что все попытки отменить старые законы и ввести новую прочную систему революцион­ного права не являются продуктивными. Революция в России, как и другие, известные революции, в конце концов смири­лась с дореволюционным правом и восстановила многие его элементы путём их включения в новую правовую систему. Од­новременно была осуществлена и правотворческая функция советского государства, направленная на формирование ос­новных источников дипломатического и консульского права.

Важно подчеркнуть при этом, что признание важности международного права произошло в Советской России тогда, когда его самостоятельное существование как системы права продолжало оспариваться европейскими правоведами. В Гер­мании, в частности, существовала нигилистическая концеп­ция примата внутреннего права, отвечавшая интересам внеш­ней политики рейха, готовившегося к переделу мира. А. Цорн, например, рассматривал в 1903 г. международное право как внешнегосударственное право, нормы которого являются юридическими лишь в той мере, в какой они включены во вну­треннее право.

Никакие идеологические предпосылки не смогли заста­вить образовавшееся на пространстве бывшей Российской им­перии «государство рабочих и крестьян» отказаться от необхо­димости выстраивать свои взаимоотношения с окружающим миром, со странами, не приемлющими советского строя. для налаживания «мирного сожительства с другими народами» советское государство было вынуждено прибегнуть к услугам действующих норм международного права. Поэтому А.В. Са- банин, один из ведущих специалистов Советской России в области международного права, уже в 1922 г. утверждал сле­дующее: «Международное право есть, оно существует, и оно будет существовать до тех пор, пока в порядке социального перерождения человечества не исчезнет понятие государства, в современной его концепции, и не будет заменено свобод­ным и братским, распространившимся на всю нашу планету, союзом народов». В праве посольства с вытекающим из него правом консульских сношений А.В. Сабанин видел одно из ос­новных прав независимого, суверенного государства, из кото­рого вытекали все другие производные права, приобретённые государством в силу договора, обычая или всякого иного со­глашения, писаного или молчаливого, с другим государством.

Подобных принципов придерживался и другой выдаю­щийся российский (советский) учёный, профессор Е.А. Коро­вин, который считал невозможным отмахнуться от междуна­родного права его «простым отрицанием», «сдав росчерком пера весь комплекс международно-правовых норм современ­ности в архив буржуазных пережитков». «Необходимо пом­нить, - настаивал он, - что старая максима - «где общежитие, - там право», не только продукт юридической диалектики, но и социологический факт». И «поскольку советские республики находятся и обречены силою вещей известный период исто­рии находиться в кольце "империалистического окружения", где наравне с СССР существуют другие государственные образования, постольку взаимоотношения Советской России с ними будут неизбежно строиться на том или ином право­вом базисе «переходного времени». Вопрос весь лишь в его качестве».

Всё сказанное целиком подтверждает анализ законода­тельства в области дипломатического права и дипломатиче­ской практики советского государства в 1920-е гг.

Общепризнанно, что основными источниками современ­ного дипломатического права являются международный до­говор и международный обычай. Первым многосторонним договором дипломатического права, в котором участвовало 8 европейских государств, считается Венский протокол от 7 мар­та 1815 г. (Венский регламент) о классах дипломатических представителей, дополненный Аахенским протоколом 1818 г. Большую роль в развитии дипломатического права сыграла Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках 1928 г., подписанная 20-ю латиноамериканскими государствами и США. Она действует и в наше время. Эта Конвенция долгое время оставалась почти единственным международным дого­вором крупного значения, относящимся к области диплома­тического права. Но и она появилась тогда, когда Советская Россия практически сформировала законодательную и до­говорную основу своих взаимоотношений с окружающим её миром.

Важнейшим многосторонним соглашением по диплома­тическому праву в настоящее время является Венская конвен­ция о дипломатических сношениях 1961 г., в которой участву­ют более 150 государств. Она закрепила основные обычные нормы дипломатического права, а также ввела нормы с учётом сложившейся дипломатической практики. Такой же характер носит Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.

Но эти конвенции появились только во второй половине XX века. Первая его половина руководствовалась двусторонни­ми договорами, возможность заключения которых для опре­деления отдельных аспектов правового положения дипло­матических и консульских представительств и их персонала предусматривается и Венской Конвенцией 1961 г. Статья 47, пункт «Ь» её гласит: «Не считается дискриминацией, если по обычаю или соглашению государства предоставляют друг другу режим более благоприятный, чем тот, который требу­ется положением настоящей Конвенции». Именно такого рода аспекты разрабатывались в двусторонних международ­ных договорах РСФСР (СССР) со странами капиталистическо­го мира в исследованное время. Основным методом был уже тогда признан метод, известный ныне как метод «согласования воль» государств, с помощью которого можно было достичь необходимого компромисса.

В качестве источников дипломатического и консульско­го права общепризнанными являются также международные обычаи, т.е. правила поведения, признаваемые обязательны­ми в международных отношениях государствами (всеми или группой), в силу своего неоднократного и единообразного применения (неписаная форма, в большинстве случаев созда­ющаяся молчаливым согласием).

До принятия указанных многосторонних договоров ди­пломатическое право состояло почти исключительно из обыч­ных норм. В преамбуле Конвенции 1961 г. о дипломатических сношениях подтверждается, что «нормы международного обычного права будут продолжать регулировать вопросы, прямо не предусмотренные положением настоящей Конвен­ции».

В первые годы существования Советского государства были заложены основы организации и управления право­творческим процессом. Конституция РСФСР 1918 г. закрепила верховную власть в стране за Всероссийским съездом Советов и ВЦИК - высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР, издающим декреты и рас­поряжения. Управление делами на территории республики осуществлял СНК РСФСР (издание декретов, распоряжений, инструкций), принятие других мер, необходимых для пра­вильного и быстрого течения государственной жизни (ст. 12, 31, 33, 37, 38). Право издавать законодательные акты общегосу­дарственного значения (постановления), наряду с верховными органами СССР, сохранила за Всероссийским съездом Сове­тов, ВЦИК и СНК и Конституция РСФСР 1925 г. (ст. 19).

В течение первого десятилетия существования советской власти было организовано повседневное представительство государства за границей, осуществляемое посольствами и миссиями. В их функции входило поддержание нормальных отношений отечественного государства с соответствующим иностранным государством, изучение открытых источников информации о политической жизни в иностранном государ­стве и регулярное сообщение этой информации отечествен­ному правительству. Одной из важнейших задач являлась также защита прав и интересов отечественных учреждений и граждан в иностранном государстве. Исповедуя принцип взаимности в международных отношениях, новое российское государство создавало аналогичные условия для работы и по­вседневной жизни иностранных представительств и на своей территории.

За это же время была сформирована правовая база рос­сийской (советской) дипломатии. Она складывалась из трёх составных частей: а) регламентов дипломатической и консуль­ской службы РСФСР и СССР за границей; б) актов, определяв­ших положение иностранного дипломатического и консульского корпуса в России; в) двусторонних межгосударственных договоров и конвенций. Так, консульским делам посвящалась, как правило, хотя бы одна статья в договорах об установлении сношений и о торговле, заключённых республикой с другими странами. С рядом государств были заключены консульские конвенции.

Старейший источник посольского права - международ­ные обычаи - нашёл своё отражение во всех перечисленных источниках права, в двусторонних договорах советского го­сударства с другими странами, и в его внутреннем законода­тельстве. Можно утверждать, что акты публично-правового характера, принятые и изданные советским правительством для регламентации международных отношений и урегулиро­вания разнообразных связей РСФСР (СССР) с другими стра­нами, имели огромное значение не только «косвенного» (или «вспомогательного») источника международного права. Такие акты, носящие односторонний характер и представляющие «недвусмысленное волеизъявление государства с целью при­нять на себя международно-правовые обязательства», с точки зрения некоторых специалистов, являются самостоятельным и даже основным источником международного права.

Ведь это прежде всего их день! Праздник, который уже назвали в прессе Ленинградским Днём Победы. С Победой вас, дорогие защитники города-героя! Лениградский День Победы вся подробная информация на сайте http://za-otechestvo.ru





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика