Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Некоторые проблемы в понимании категории уголовно-исполнительного права
Научные статьи
14.02.14 13:14


Некоторые проблемы в понимании категории уголовно-исполнительного права

     

На протяжении последних десятилетий нередко как сре­ди представителей СМИ, власти и простых обывателей бытует мнение, что уголовно-исполнительная и пенитенциарная си­стема государства ни чем не отличаются друг от друга. Поэто­му иногда в средствах массовой информации колония назы­вается тюрьмой, а система, призванная исполнять наказание, называется пенитенциарной. Получается так, что обобщаются два понятия «пенитенциарная» и «уголовно-исполнительная» система, обобщаются учреждения различных видов и режи­мов исполнений наказания.

данная статья призвана помочь гражданам четко пред­ставлять себе, что представляет собой уголовно-исполнитель­ная система и ее составляющие компоненты с соответствую­щими векторами работы в виде определенных направлений.

Все эти понятия являются составной частью уголов­но-исполнительной системы государства и определенными категориями права, но содержат в себе разные и иногда до­полняющие друг друга элементы и значения. Как указывал А.С. Смыкалин: «Основополагающие понятия любой науки составляет категориальный аппарат [...]. Правильность по­нимания теории или гипотезы определяется академическим, энциклопедическим содержание категоричного аппарата исследования».

Уголовно-исполнительная система в первую очередь ори­ентирована на исполнение наказания правонарушителя опре­деленного судом за действия, попадающие в разряд уголовно наказуемых деяний. Этот вывод прослеживается из самого на­звания системы, а правовые нормы этой отрасли права своим содержанием подтверждает этот вывод. Задачи и цели Уго­ловно-исполнительного кодекса определены в п. 1-2 ст.1 УИК РФ, и это четко определяет направление функционирования всех элементов системы, в которые включаются учреждения исполнения наказания: колонии и тюрьмы. Каждая ста­тья отправляет гражданина открывшего УИК РФ к основной функции уголовно-исполнительной системы - «Исполнению наказания» как основному вектору всей системы. Из этого мы можем предположить, что законодатель в первую очередь заботился об исполнении наказания как таковом, о защите общества и пресечении рецидива под угрозой неотвратимого наказания. Наказание правонарушителя - основная цель уго­ловно-исполнительной системы, т.е. кара является основным направлением. Кара правонарушителя появилась в момент образования человеческого общества, и с развитием государ­ства она только усиливалась в своем исполнении, и местом ис­полнения этой кары была тюрьма.

Тюрьма как учреждение является частью уголовно-испол­нительной системы, а лишение гражданина свободы путём за­ключения его в тюрьму является видом уголовного наказания, которое может быть наложено судом в соответствии с нормой права за совершение преступления. Тюрьмой также часто на­зывают учреждение, где подозреваемые и обвиняемые в совер­шении преступлений содержатся под стражей до суда. Ввиду этого часто в разговорной русской речи под тюрьмой пони­мается любое учреждение для исполнения уголовных наказа­ний или для предварительного заключения (исправительная колония, следственный изолятор, изолятор временного содер­жания и др.).

Самое интересное, что под словом «тюрьма» скрывает­ся множество понятий, которые раскрываются в различных энциклопедических словарях и теориях. Но в самом общем смысле под ним понимается изолированное от внешнего мира и охраняемое стражей сооружение для принудительно­го содержания лиц, подлежащих заключению по приговорам судов или по распоряжению административной власти в соот­ветствии с нормами права. Начиная с периода средних веков и до средины XIX в. учреждения тюремного вида изменялись в зависимости от своей функции и приобрели следующий вид:

1)   Тюрьма обычная, для отбытия наказания за менее тяжкие преступления и за проступки с малым сроком заключения;

2)   Тюремные арестантские отделения при полиции; 3) Смири­тельные дома (Zuchthauser); 4) Каторжные тюрьмы; 5) Тюрь­ма предварительного заключения; 6) Пересыльные тюрьмы; 7) Военные тюрьмы; 8) Тюрьма для несовершеннолетних; 9) Тюрьма для увечных, больных и с расстройством психики (Invaliden-Gefangnisse); 10) Тюрьма переходная (intermediate prisons в ирландской системе); 11) Политическая тюрьма; 12) Тюрьма для военнопленных (английские концентрацион­ные лагеря для буров в Южной Африке); 13) Долговая тюрьма для несостоятельных должников; 14) Тюрьмы мужские и жен­ские. В таком общем виде раскрывается содержание данной категории в энциклопедии Брокгауза и Эфрона.

Примерно такое же содержание дается для этой катего­рии в «Толковом словаре» В. Даля. Приведем выдержки из этого словаря, по поводу этого слова: «Тюрьма-острог, темни­ца, место заключенья преступников или подсудимых, узни- ков...Тюрьма в крепости, каземат... Тюрьма, что могила». В этом источнике этимологическое понимание слова «тюрьма» включает в себя определения «высокое здание крепость или часть его, в виде башни на подрубе или погребе, каземате и т.д. или срубе, скрытом в земле». Именно в таком виде пред­стала перед исследователями тюрьма IX в., найденная архео­логами в Новгороде. По скромному убранству сруба, а глав­ное по тому, что в его центре находилась яма для нечистот, археологи сделали вывод: «Сооружение не иначе, как поруб, а проще говоря, - древняя тюрьма». Тюрьмы оборудовались в замках и ратушах, монастырях, заводах и т.д.

Начиная со времен Московского государства и до царство­вания Екатерины II власти даже не предпринимали попыток что-либо менять в организации тюрьмы. Она рассматривалась в качестве меры пресечения, тюремное заключение было ви­дом уголовного наказания. Реализация кары как таковой была основной функцией тюрьмы, а само учреждение было оруди­ем власти, и не всегда государственной.

Известный российский ученый М.Н. Гернет считал тю­ремную политику важной частью уголовной политики в целом, которая в свою очередь неразрывно связана со всей общей политикой государства в направлении реализации наказания. В каждом поселке, городе, государстве возника­ла своя тюремная система со своим режимом содержания, и сразу же находились исследователи, которые пытались из­учить эти учреждения. Исследуя появившийся феномен, они предлагали свои модели организации тюремного наказания. Так появилась наука, изучающая феномен тюрьмы - «тюрь- моведение». Эта наука выстраивала систему специальных знаний о наилучшей организации способа исполнения нака­зания в виде лишения свободы. Возникшая система знаний способствовала тому, что тюремное заключение в сравнении с иными известными способами наказания обладает наиболее широким спектром методов, способствующих исправлению, а режимная организация тюремного дела позволяет перевести в ранг исправившихся большую часть осужденных. Именно этот факт рассматривал в своей работе известный английский исследователь проблем наказания Лайонел Фокс. Он указывал на тот факт, что впервые функции исправления осужденного были введены в тюрьмах, где этому способствовал режим, обеспечивающий изоляцию от вредного влияния других за­ключенных.

Детальное исследование систем тюремного заключения как практической стороны тюрьмоведения приводит к выводу о том, что заключение в исправительное учреждение с одно­временной изоляцией правонарушителя от общества «как в более суровой, так и в более мягкой форме сделалось центром существующих карательных систем, и до сих пор удерживает это положение». То есть делался вывод, что тюрьма являет­ся идеальным учреждением реализации наказания. Данный вывод объясняется высоким карательным (репрессивным) эф­фектом тюремного заключения, способного лишать человека одного из его главных благ - физической (а нередко и духов­ной) свободы, а также возможностью в рамках лишения свобо­ды применять широкую гамму средств и методов воздействия на преступника.

Многие исследователи считали, что тюремное заключе­ние может само по себе иметь функции перевоспитания. Так, исследователь М.Н. Галкин указывал на срочную продолжи­тельность тюремного заключения как на инструмент перевос­питания. Он утверждал, что данное наказание «может быть применяемо с самою разнообразною продолжительностью и строгостью, смотря по преступности и развитию каждого, и которое имеет еще то преимущество, что дает наибольшую возможность исправить преступника». Н.Д. Сергеевский также отмечал преимущество тюремного заключения перед всеми другими видами наказаний и видов исправительных учреждений, в силу того что тюремное заключение со своей «постепенностью» и «делимостью», «устранением излишних мучений» и «хорошим влиянием на преступника» со сторо­ны администрации может помочь избежать рецидива право­нарушений в будущем. По мнению ученого, наказание в виде тюремного заключения вполне соответствует положению лич­ности гражданина в современном государстве и современной общественной нравственности, поэтому оно заслонило собою и смертную казнь, и наказания телесные, и наказания, направ­ляющиеся на честь, и наконец, все другие формы лишения свободы.

Лучше же все сказал о предназначении тюрьмы това­рищ обер-прокурор уголовного кассационного департамента Правительствующего Сената И.В. Мещанинов: «Тюрьма по самой цели своего учреждения не может быть предприятием коммерческим, доходною статьею; цель ее иная, более высо­кая - помещение преступных граждан в возможность правиль­ным образом вести будущую свободную жизнь; исправленный преступник составляет ценное приобретение для общества, стоящее, само по себе, известных расходов. Посему государ­ство должно в известных случаях поступаться своими дохода­ми от работ, памятуя эту святую и великую задачу тюрьмы».

Получалось, что тюрьмоведение как наука с развитием знаний дополнялась различными подсистемами знания и на­правлениями. Так, в конце XIX в. появилась пенитенциарная наука, которая дополнилась специальным научным знанием о перевоспитании в виде пенологии.

Поэтому тюрьмоведение непреложно выступило уни­версальной площадкой для научных исследований «наказа­ния как средства для борьбы с преступлением в его внешнем, фактическом применении и его внутреннем, выводимом из фактов, действий». В этой связи известный исследователь И.Я. Фойницкий справедливо указывал на тюрьмоведение как на особую отрасль политико-юридических наук. Однако им дается слишком пространное определение рассматриваемой категории, а именно - отрасль, «основывающаяся на данных опытах и стремящаяся к философско-практическому (пози­тивному) разрешению карательной проблемы. Содержанием своим она имеет определение институтов, способных оказать полезное для общежития воздействие на заключенных путем тщательного изучения особенностей преступного населения и действительного влияния на него практикуемых мер. С этой целью в России и не только при ней создавались попечитель­ские общества, советы, комиссии, которые участвовали в про­цессе перевоспитания и дальнейшей ресоциализации. Коми­теты Общества снабжали арестантов пищей, одеждой, бельем, обувью, книгами, устраивали при тюрьмах больницы, церкви, оплачивали работу священников, организовывали обучение малолетних, создавали мастерские для обучения арестантов. Общество добилось, чтобы заключенных регулярно водили в баню, а также выделения кормовых денег на детей арестантов, содержавшихся вместе с родителями. При поддержке членов Общества при тюрьмах организовывались огороды. Благодаря членам «Общества попечительного о тюрьмах» уголовно-ис­полнительная система стала более открытой и обрела обще­ственную значимость.

тюремная деятельность стала ветвью деятельности по на­родному призрению и народному воспитанию, получающей свои особенности в связи с особенностями преступного класса, к которому она применяется; и естественно поэтому, что успех её обуславливается твердой постановкой дела народного об­разования и общественного презрения.

Из сказанного можно сделать вывод, что в результате раз­вития карательной деятельности государств на религиозно­философской, социально-экономической и правовой основе создавались разнообразные теории сочетания наказания и ис­правления. Это приводило к формированию специфической отрасли знания - пенологи.

Пенология - это учение о правовом регулировании ис­полнения наказания, при котором правонарушитель во время отбытия наказания подвергается социально-психологическо­му воздействию, что, в конечном счете, позволяет адаптиро­вать заключенного к будущей свободной жизни. В этой связи требовалась система учреждений исполнения наказания, в ко­торых при определенном режимном воздействии могла реа­лизоваться программа ресоциализации. такой системой стала совокупность пенитенциарных учреждений с определенной психологической направленностью. Как указывал С.В. По- знышев, пенитенциарная система - это система «социальных клиник» со специальным режимом содержания заключенных, основанным на раскаянии.

Под пенитенциарным воздействием понимается про­цесс исправления, то есть факт исправления на основе пол­ного раскаяния и возвращения в социум гражданина, ранее совершившего правонарушение. При этом у гражданина вы­рабатывается понимание того, что за правонарушением сле­дует наказание со стороны государства, и оно неотвратимо. Чем серьезнее правонарушение, тем суровее наказание. При исполнении наказания в учреждении формируются умение жить без правонарушений. На начальном этапе пенитенци­арного воздействия, как считали исследователи, осужденных необходимо содержать в тюрьмах, где есть одиночные изоли­рованные помещения - камеры, пребывание в которых долж­но способствовать раскаянию. В этих учреждениях должен быть особый режим содержания. Осужденных необходимо в большой степени изолировать друг от друга, чтобы исклю­чить взаимное влияние, т.е. лишить возможности передавать преступный опыт. Все свободное время заключенных должно быть занято обучением и воспитательными мероприятиями, имеющими четкую социальную направленность. Эти меро­приятия должны включать возобновление родственных связей и помощь со стороны родственников в процессе перевоспита­ния. За период отбывания наказания у осужденного при по­мощи пенитенциарных мер формируются навыки трудовой деятельности, востребованной в социуме, что позволяет ему найти свое место в обществе после освобождения. А родствен­ные связи призваны закреплять полученный результат. При выходе на свободу пенитенциарное воздействие не прекраща­ется: специальные органы помогают гражданину после отбы­тия наказания в виде лишения свободы устроиться на работу, получить жилье, восстановить отношения с родственниками и т.д.

Обобщая, можно сказать, что под пенитенциарной систе­мой понимается совокупность мер государственного воздей­ствия и мер по организации и функционированию исправи­тельных учреждений, при которых гражданин, подвергнутый этому воздействию, при выходе на свободу получает возмож­ность жить в обществе, не прибегая к правонарушению не только из-за боязни наказания, но из-за определенной подго­товки к общежитию. При этом деятельность учреждений сфо­кусирована на точном и неуклонном исполнении наказания ради ограждения общества от преступников, ориентирована на перевоспитание на основе комплекса мер, направленных на снижение риска преступников для общества после их ос­вобождения и приучение оступившихся граждан жить в об­ществе согласно законам. Таким образом, основная цель это­го воздействия - перевоспитание преступника при помощи соответствующих методов и способов, которые направлены на возвращение в общество гражданина после отбытия нака­зания. Именно об этом пишет С.В. Познышев в своей работе «Основы пенитенциарной науки», в которой четко описывает все компоненты пенитенциарной системы.

В целом пенитенциарная система представляет собой набор средств и методов воздействия на осужденных с целью их исправления, с сопутствующей научно-теоретической над­стройкой, базирующейся на норме закона. Пенитенциарная система обеспечивает соблюдение этих норм правонарушите­лем, подвергшемся психолого-социальному влиянию со сто­роны работников системы, которые воздействуют на осужден­ного, готовя его к жизни в обществе без последующей тяги к совершению преступлении.

За годы развития этого направления выработался целый перечень основных требований к должному функционирова­нию пенитенциарной системы или, как указывает Мишель Фуко, «семь универсальных максим хорошего «пенитенциар­ного состояния»:

    реформирование поведения заключенного преступни­ка (исправление);

    распределение заключенных в зависимости от право­вой характеристики совершенного деяния;

    изменение характера исправительного воздействия в зависимости от достигнутых результатов в преобразовании поведения преступника;

мвоспитание осужденных путем религиозного и педаго­гического воздействия, общего и профессионального обуче­ния;

    труд осужденных должен выступать главным средством реформирования и постепенной социализации преступника;

    контроль тюремного режима со стороны специального персонала;

    содействие заключенным вплоть до их полной ресоци­ализации.

Современная «пенитенциарная система» - это совокуп­ность работы: учреждений исполнения наказания, социаль­но-психологической, правовой, учебной деятельности, на­правленных на осужденного, содержащегося в специальном учреждении исполнения наказания и ориентированных на процесс перевоспитания с последующей ресоциализацией. Самым главным учреждением пенитенциарной системы вы­ступает тюрьма с ее строгим режимом и изоляцией, которая обеспечивает процесс перевоспитания на начальном этапе реализации наказания. В процесс перевоспитания включа­ются такие элементы, как воспитательная работа, повышение уровня образования, трудовое обучение и закрепление соци­альных связей. Все вышеуказанное способствует раскаянию и исправлению. В связи с этим можно дать более четкое опре­деление пенитенциарной системы как многоаспектной ин­теграции различных компонентов, сложившихся в практике пенитенциарной деятельности, при которой осуществляется принудительное помещение граждан, преступивших закон, в исправительное учреждение. При этом к ним должны приме­няться меры перевоспитания, направленные на них специаль­ными органами в соответствии с законодательством, ориенти­рованным на процесс ресоциализации.

В заключение можно сказать, что в своих высказываниях мы должны руководствоваться следующим алгоритмом раз­вития уголовно-исполнительной системы. Первым учреж­дением исполнения наказания была тюрьма, и в силу этого обстоятельства вновь возникшую систему стали называть тюремной, так как других учреждений в этой системе на на­чальном этапе не было. И исследователи, изучая этот фено­мен, определили новую отрасль научных знаний, как тюрьмоведение. В процессе развития этих знаний и практики в науке появились определенные направления. Так, в процессе развития зародились: пенология как учение о наказании, и пенитенциарная наука, которая рассматривала организацию процесса исправления заключенных в тюрьмах, колониях и т.д. В недрах учения о наказании зародилась и другая отрасль знания - криминология, как учение о преступлении и нака­зании. В целом же система исполнения наказания оставалась и остается основой уголовно-исполнительной отраслью права, а карательное, пенологическое, пенитенциарное направления являются только направлениями работы в этой отрасли. При этом эти направления могут рассматриваться в качестве само­достаточных систем.

Уголовное право, уголовно-исполнительное право

Бухгалтерский учет должен быть правильным, в этом случае предприятие будет приносить доход. Постоянное обучение бухгалтеров в наше время неизбежно. Даже небольшие компании нуждаются в таких специалистах, почитать больше вся подробная информация на сайте http://lyt.com.ua


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика