Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Некоторые особенности обеспечения информационной безопасности детей в России и Великобритании
Научные статьи
14.02.14 13:23

Некоторые особенности обеспечения информационной безопасности детей в России и Великобритании

        

В последние годы наблюдается активное расширение воз­можностей телекоммуникационных систем, развитие соци­альных сетей в Интернете, многообразных форм онлайн-об­щения. При этом основными пользователями являются дети.

Больше всего несовершеннолетних пользователей систе­мы Интернет в Великобритании, - около 5 млн детей (98% всех детей). В России 10 млн детей в возрасте до 14 лет активно пользуются Интернетом, что составляет 18% интернет-ауди­тории нашей страны. Приведенные данные весьма условны, учитывая стремительное развитие телекоммуникации. Кроме того, наблюдается увеличение количества самых маленьких пользователей в возрасте до 7 лет. Например, в Великобрита­нии каждый третий ребенок в возрасте от 3 до 4 лет использует Интернет через персональный компьютер и ноутбук, 6% детей данного возраста заходят в Интернет через планшетный ком­пьютер и 3% - посредством телефона, 87% детей в возрасте от 5 до 7 лет знают, как пользоваться Интернетом и 30% всех бри­танских детей в возрасте от 7 до 11 лет имеют свой профиль в социальной сети Facebook.

В настоящее время ни один школьник при выполнении домашнего задания не обходится без Интернета. Дети регу­лярно используют почту и сайты, общаются в чатах, заводят новых друзей.

Родители, надеясь, что Интернет используется их чадами по назначению, не всегда проверяют и контролируют их.

Согласно исследованиям кафедры массовой информации и коммуникации Лондонской школы экономики и политиче­ских наук, 70% родителей общаются со своими детьми относи­тельно того, чем они занимаются в Интернете, 58% родителей находятся радом со своим ребенком, когда тот просматривает интернет страницы и 13% взрослых не владеют информацией относительно того, чем занимаются их дети в сети.

Это, несомненно, создает угрозу информационной без­опасности детей.

По данным той же Лондонской школы, 12% европейских детей в возрасте от 9 до 12 лет говорят о том, что они были чем- то обеспокоены или расстроены во время пользования Интер­нетом. При этом большинство из них никому не сообщили об этом. Интернет страницы с порнографическим содержанием просматривали 14% детей в возрасте от 9 до 16 лет, половина из них была обеспокоена увиденным. Интернет-сообщения не­приятного характера получало 6% детей и 15% детей получало сообщения сексуального характера.

Слова Павла Астахова подтверждают приведенные выше цифры - «более половины пользователей сети Интернет в воз­расте до 14 лет просматривают сайты с нежелательным содер­жанием. При этом 39% детей посещают порносайты».

В связи с этим проблема защиты здоровья и нравственно­сти детей в современных условиях развития медиасреды ста­новится все более актуальной.

В отличие от России, Великобритания раньше обратила внимание на проблему информационной безопасности детей. Так, законодательство, направленное на защиту детей от вред­ного воздействия, в том числе через СМИ, кино и видеозаписи, стало складываться уже в начале XX в. (Закон о кинематогра­фии (1937 г.), Закон о защите детей (1978 г.), Закон о видеоза­писи (1984 г.)). О необходимости введения программы, блоки­рующей интернет-сайты непристойного характера, британцы заговорили в двухтысячных годах. Кроме того, в Великобри­тании существует целый ряд профессиональных организаций, которые занимаются просвещением детей и их родителей по вопросам информационной безопасности: Управление по телекоммуникациям (OFCOM), Центр по борьбе с эксплуатаци­ей и защите детей в Интернете (CEOP), Ассоциация медиао­бразования Англии и Уэльса (MEA), Шотландская ассоциация медиаобразования (AMES) и другие.

По данной проблематике реализуются различные про­екты, например, межнациональный проект «дети Европы Онлайн» (EU KidsOnline), исследующий опыт работы детей в Интернете, а также вопросы риска и интернет-безопасности (координаторы проекта - C. Ливингстоун и Л. Хэддон, Лон­донская школа экономики и политологии). Статистические данные обоих проектов приведены выше.

В связи с этим в настоящей статье рассмотрим вопросы информационной безопасности детей в России и Великобри­тании.

Итак, что подразумевается под информационной без­опасностью?

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информацион­ная безопасность детей - это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением ин­формацией вреда их здоровью и (или) физическому, психиче­скому, духовному, нравственному развитию.

Выделяют следующие основные средства информацион­ного воздействия на личность:

-   СМИ (в том числе Интернет);

-   литература (художественная, публицистика, специаль­ная и т. п.);

-   искусство (особенно направления массовой культуры);

-   образование (все виды общего образования, специаль­ное, высшее, а также дополнительное, альтернативное);

-   воспитание (в системе всех видов образования, при уча­стии общественных организаций, система организации соци­альной работы и т. п.);

-   личное общение (в семье, в социуме).

Каждое из этих средств информационного воздействия может быть направлено как на благо, так и во вред личности ребенка.

В настоящей статье речь пойдет о телекоммуникацион­ной информационной безопасности детей.

Великобритания

В Великобритании действуют следующие законодатель­ные акты, направленные на защиту детей от вредного воздей­ствия СМИ:

-   Закон о видеозаписи 1984 г.;

-   Закон о кинематографии 1937 г.;

-   Закон о защите детей 1978 г..

Закон о видеозаписи 1984 г. выделяет следующие элемен­ты, которые могут нанести вред маленьким детям и подрост­кам при просмотре видеопродукции (статья 4 A):

                         преступное (криминальное) поведение актеров;

              использование актерами запрещенных законом нар­котиков;

                         жестокое поведение или происшествие;

                         ужасающее поведение или происшествие;

                         сексуальные действия людей.

Закон о кинематографии 1937 г. устанавливает запрет на демонстрацию видеоматериала с использованием сцен, свя­занных с жестоким обращением в отношении животных. Счи­тается, что такие видеосюжеты могут также затронуть психику детей.

Законом о защите детей 1978 г. запрещается осуществлять фото-, видеосъемку, транслировать детей в возрасте до 16 лет в «непристойном виде», распространять и показывать такое фото и видео, хранить в целях дальнейшего распространения и демонстрации, а также размещать в масс-медиа ресурсах.

Данный законодательный акт был принят как результат реакции британцев на распространение детской порногра­фии и рост сексуальной эксплуатации в США в 1977 г. Него­сударственная организация Whitehouse's National Viewers' and Listeners собрала более 1 600 000 подписей в поддержку при­нятия Закона о защите детей.

Под «непристойным» понимается фрагмент произведе­ния, прямо или косвенно направленный на развращение де­тей.

Так же как и в нашей стране, в Великобритании суще­ствует классификация кино- и видеофильмов в зависимости от возраста зрителей, которая должна учитываться при их демонстрации на телеканалах, кинотеатрах, распространении путем продажи или почтовой рассылки. Классификация была создана согласно Закону о видеозаписи 1984 г. и, как видим, раньше, чем в нашей стране.

также в Великобритании установлен «водораздел» между дневным и вечернем вещанием, - 21.00 часов вечера. До ука­занного времени запрещается транслировать телепередачи, на которые установлено ограничение Британским комитетом классификации фильмов (БККФ).

В последнее время в Великобритании миллионы родите­лей обеспокоены проблемой безопасности детей в Интернете.

Такая тенденция у британцев наблюдается с 2003 г., ког­да мужчина, увлекающийся порнографией в Интернете, убил школьного учителя Джейн Лонгхерст.

После этого последовала кампания по принятию зако­нов, касающихся порнографии в Интернете, а также введению Программы, направленной на полную блокировку сайтов, со­держащих изображение изнасилования, удушения, пыток и некрофилии.

В 2003 г. в Великобритании был принят Закон о престу­плениях сексуального характера7. В 2012 г. в развитие данного закона были приняты Правила, согласно которым лица, со­вершившие когда-либо преступления сексуального характе­ра, должны информировать полицию о своем перемещении (временном или постоянном), как по стране, так и за рубежом, а также о лицах, с которыми проживают; сообщать свои па­спортные данные и банковские реквизиты, любые изменения в них.

Еще одной реакцией британского Парламента на событие 2003 г. стало принятие в 2008 г. Закона об уголовном правосу­дии и иммиграции8, который внес изменения в действующее уголовное законодательство. Согласно данным поправкам, которые вступили в силу в январе 2009 г., уголовным престу­плением стало признаваться не только создание порнографи­ческих материалов с элементами жестокости, но и обладание (хранение) таковыми. Нарушение закона карается тюремным сроком до 3 лет.

Судьба Закона об уголовном правосудии и иммиграции 2008 г. была не проста. Потребовалось 5 лет на его принятие. Кроме того, он значительным образом отличается от первона­чального своего проекта.

Как было сказано выше, Правительство Великобрита­нии также предприняло попытку полностью блокировать интернет-сайты порнографического содержания, однако с этой задачей так и не смогло справиться, так как большинство подобных сайтов созданы не в Великобритании и на них не распространяется юрисдикция британского законодательства.

В мае 2012 г. премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон вернулся к теме блокировки сайтов и провел встре­чу с представителями интернет-провайдеров государства для обсуждения новых мер защиты детей от порнографии в Ин­тернете.

После этого была внедрена система блокировки сайтов «Чистая линия» («Cleanfeed»), которая к этому времени актив­но использовалась в Канаде и в настоящее время внедряется в Австралии.

«Cleanfeed» позволяет выявлять и блокировать страни­цы сети Интернет, которые используют неприличные фото и видео детей. Когда такие станицы обнаруживаются, система создает сообщение об ошибке «URL страница не найдена», вместо того чтобы открыть искомую страницу или страницу с предупреждением.

Относительно информационной грамотности и медиа­компетентности британцев хочется отметить следующее.

Современная британская стратегия обеспечения инфор­мационной безопасности детей и молодежи уже не сконцен­трирована на просвещении граждан в сфере информационной безопасности. Она направлена на повышение информацион­ной грамотности и медиакомпетентности граждан, под ко­торой понимают «способность использовать медиа в личных целях и без посторонней помощи, понимать и критически оценивать различные аспекты медиа как таковые и содержа­ние медиа, передавать (независимо от контекста), создавать и распространять медиатексты». Растущий интерес к медиао­бразованию подтверждается появлением в Великобритании средних школ с углубленным изучением медиа и искусства, а также развитием неформального медиаобразования.

Россия

В России в последнее несколько лет наблюдается бум в сфере информационной безопасности.

В 2010 г. в нашей стране принята Программа РФ «Инфор­мационное общество (2011-2020 годы)».

Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Фе­дерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за престу­пления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних» Уголовный кодекс РФ дополнен ст. 242.1 «Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних», предусматривающей наказание до 8 лет лишения свободы за изготовление, распространение и хранение детской порногра­фии.

В сентябре 2012 г. вступил в силу Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здо­ровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ.

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится следующая ин­формация:

1)    побуждающая детей к совершению действий, пред­ставляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2)    способная вызвать у детей желание употребить нарко­тические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержа­щую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его ос­нове, принять участие в азартных играх, заниматься проститу­цией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3)    обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или живот­ным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4)    отрицающая семейные ценности и формирующая не­уважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5)    оправдывающая противоправное поведение;

6)    содержащая нецензурную брань;

7)    содержащая информацию порнографического харак­тера.

Примечательной особенностью данного закона являет­ся то, что при его разработке учтена практика Европейского суда по правам человека, признающего, что государства впра­ве принимать законы, ограничивающие распространение ин­формации и идей, в том числе устанавливать контроль и клас­сификацию информационной продукции, а при нарушении закона - применять штрафные меры, конфискацию и другие санкции, вплоть до уголовных, когда это необходимо в инте­ресах защиты нравственности и благополучия детей, нуждаю­щихся в особой охране.

С ноября 2012 г. в России действует единый реестр до­менов и сайтов с противоправным контентом, который бло­кирует нежелательные интернет-ресурсы. За год функциони­рования данного реестра он доказал свою эффективность. Так, на настоящий момент 15 тыс. ресурсов попало в системный реестр запрещенной информации. При этом большая часть владельцев сняли опасный контент, но 4,5 % этих сайтов были заблокированы на уровне оператора.

С 5 апреля 2013 г. в России вступили в силу поправки к за­кону о СМИ, запрещающие нецензурную брань. За это время 36 СМИ получили предупреждения, в результате поток табу­ированной лексики был существенно снижен.

В феврале 2013 г. в рамках председательствования России в экспертной группе Совета государств Балтийского моря со­стоялась международная конференция «Информационная безопасность детей в современной медиасреде: опыт и про­блемы защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в государствах Балтийского моря».

Самым значимым событием последнего года стала раз­работка Роскомнадзором Концепции информационной безо­пасности детей. На настоящий момент она вынесена на обще­ственное обсуждение.

Концепция разработана на основе многостороннего ана­лиза законодательства стран мира (за исключением британ­ского) в области информационной безопасности детей, а так­же практики применения российского Федерального закона № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Документ призван сформу­лировать предложения по детализации законодательства в сфере защиты детей от вредоносной информации, конкрети­зировать сложные правовые понятия и процедуры правопри­менения. Авторы Концепции попытались ответить на вопрос, как и кто будет защищать детей о вредного контента, на что следует обратить особое внимание.

Примечательным в Концепции является то, что она рас­считана не только на детей, но и их родителей.

Теперь о конституционности введения указанных ограни­чений для масс-медиа, которая зачастую подвергаются сомне­ниям.

Согласно ст. 10 Конвенции о защите прав человека и ос­новных свобод от 4 ноября 1950 г.[18] ограничение телевизионных и кинематографических вещаний допустимо со стороны госу­дарства, если трансляция кино и видео может оказать негатив­ное воздействие на здоровье и нравственность.

Учитывая, что нормы международного права являются составной частью правовой системы России (ч. 4 ст. 15 Консти­туции РФ), установление вышеуказанных ограничений явля­ется конституционным.

Практика решений Европейского суда по правам челове­ка идет по такому же пути.

В соответствии с Конвенцией свобода выражения мнений и информации не является абсолютной. Государство может, имея веские основания, вмешиваться в осуществление этого права (независимо от средства информации, посредством ко­торого выражаются мнения, информация и идеи), но согласно условиям, изложенным в ч. 2 ст. 10.

Как ни печально, российские дети и их родители мало что знают об информационной безопасности, о своих правах на информацию, о том, как бороться с нарушениями в дан­ной сфере и куда обращаться. Печатных наглядных пособий в учебных заведениях, за исключением редких случаев, нет. Интернет-пособия не имеют разрешения Министерства об­разования РФ для внедрения их в учебный процесс. Работа в школах в данном направлении проводится слабо.

В 2006 г. Российский офис Microsoft выпустил брошюру «Безопасность детей в Интернете», предназначенную как для родителей, так и педагогов. В брошюре рассказывается о том, как сделать детскую работу и развлечения в Интернете без­опасными для самих детей и других интернет-пользователей. В 2011 г. Уполномоченный по правам ребенка в РФ выступил с инициативой проведения в школах уроков медиабезопасно­сти. Однако его идея получила слабую поддержку регионов. Прежде всего, это связано с тем, что преподаватели в учебных заведениях сами мало что знают об информационной безопас­ности, особенно в свете последних изменений 2012-2013 гг.

Подводя итоги настоящий статьи, на основе сравнитель­ного анализа информационной безопасности детей в России и Великобритании, учитывая положительный опыт британцев, хочется сделать следующие предложения нашей стране:

-     дополнить подпрограмму «Безопасность в информа­ционном обществе» Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» приоритетными направлениями, связанными с информа­ционной защитой детей. Одним из ключевых направлений должно быть повышение информационной грамотности и медиакомпетентности граждан;

-     заключить соглашение с зарубежными странами в це­лях совместного использования программы по блокировке сайтов «Content»;

-     на законодательном уровне решить вопрос с компью­терными играми, которые так же как и масс-медия могут ока­зать на детей отрицательное влияние;

-     вести специальные обозначения в программу телепере­дач в целях информирования телезрителей о возрастных огра­ничениях на просмотр телепередач;

-     на федеральном уровне принять программу, направ­ленную на просвещение детей по вопросам информационной безопасности, в том числе через школьные учреждения;

-     на федеральном и региональном уровнях разработать и утвердить пособия по информационной безопасности детей.

-     на федеральном региональном уровнях разработать об­учающие программы, направленные на просвещение препо­давателей школ в сфере информационной безопасности.


ювенальная юстиция

Контроль над полетом Летающей Феи Flying Fairy с помощью ладони. Легко запускается с подставки-зарядного устройства 5 минут полета на 25 минут зарядки. В ассортименте три разные Летающие Феи Flying Fairy. Вся подробная информация на сайте http://emarketsales.ru


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика