Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Миграционная политика через призму национальной безопасности федеративной государственности: страхи «по-российски»
Научные статьи
18.02.14 10:36

вернуться

Миграционная политика через призму национальной безопасности федеративной государственности: страхи «по-российски»


    

В условиях глобализации состояние национальной безо­пасности Российской Федерации актуализирует переосмысле­ние многих насущных проблем, связанных с её обеспечением. К их числу следует отнести миграционную политику государ­ства, которая воспринимается российской общественностью в последнее время особенно неоднозначно. Например, исследо­ватель Ю.С. топчиенко связывает рост численности мигрантов с негативными явлениями, указывая на рост преступности, наркомании, снижение культурного и образовательного уров­ня в стране, увеличение экстремизма и ксенофобии.

Если обратиться к социологическим данным, то выясняет­ся, что военные конфликты беспокоят россиян меньше, чем за­селение страны иностранными мигрантами. Этому свидетель­ствует социологическое исследование «Рейтинг национальных угроз - 2013», проведённое Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Согласно нему наиболее ре­альной угрозой для страны россияне сегодня считают заселе­ние России представителями других национальностей (35%)2. Трагические события в Бирюлёво, связанные с убийством Е. Щербакова, как раз демонстрируют озабоченность россиян, проводимой в стране миграционной политикой, что в свою очередь провоцирует активизацию антимиграционных на­строений и мигрантофобии в обществе.

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждён­ная Президентом Российской Федерации от 13 июня 2012 г.) не учитывает всех особенностей негативного восприятия ми­грантов россиянами. В связи с чем миграционная политика, проводимая в стране, может вызвать не только неодобрение граждан России, но вылиться в открытые неповиновения госу­дарственной власти.

В самой вышеупомянутой Концепции выделены основ­ные цели миграционной политики, к которым отнесены:

     обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения Российской Федерации;

    стабилизация и уве­личение численности посто­янного населения Россий­ской Федерации;

    содействие обеспече­нию потребности экономи­ки Российской Федерации в рабочей силе, модерниза­ции, инновационном разви­тии и повышении конкурен­тоспособности ее отраслей3.

Из этих положений становится очевидным, что миграци­онная политика оказывает прямое воздействие на обеспечение национальной безопасности России. Хотя проявляется и об­ратная связь - национальная политика воздействует на мигра­ционные процессы в стране. так, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года отмечено, что неконтролируемая миграция способствует усилению на­ционалистических настроений, политического и религиозно­го насильственного экстремизма, этносепаратизма и создает условия для возникновения конфликтов.

Вместе с тем стоит отметить на отсутствие в Стратегии национальной безопасности России раздела «Миграцион­ные угрозы и механизмы их предотвращения». В связи с этим целесообразна разработка комплекса мер для парирования миграционных угроз национальной безопасности. Решение проблем миграции в контексте обеспечения безопасности российской государственности подразумевает реализацию правовых и экономических механизмов государственной ми­грационной политики, которые минимизируют возможные негативные последствия, связанные с изменением этнокуль­турной идентичности российских граждан. В частности, необ­ходимы как правовые меры, связанные с паспортно-визовым контролем за иностранными гражданами, так и оптимизация Концепция государственной миграционной политики Россий­ской Федерации на период до 2025 г. от 13 июня 2012 года//Россий- ская газета № 5806 от 14 июня 2012 г.

3 законодательства, связанного с контролем за проживанием, трудовой деятельностью и поведением мигрантов на террито­рии Российской Федерации. Целесообразно создание право­вых и экономических условий для быстрой и эффективной интеграции мигрантов в российский социум, включая условия для культурно-просветительской деятельности. Необходимо создание политических, правовых, экономических механиз­мов для привлечения мигрантов преимущественно из близких в социокультурном отношении государств (Украина, Беларусь, Прибалтика, страны Восточной и Южной Европы); создание стимулов для репатриации соотечественников, находящихся в эмиграции или оказавшихся за пределами РФ после распада Советского Союза. Реализация данного комплекса мер будет способствовать повышению эффективности миграционной политики России и обеспечит должный уровень наполнения страны высококвалифицированными и близкими российским гражданам в социально-культурном отношении мигрантами при минимизации возможных миграционных угроз нацио­нальной безопасности Российской Федерации.

Современные тенденции развития миграционных про­цессов в отдельных регионах России формируют условия для развития целого ряда угроз её национальным интересам, по­следствия которых могут оказывать отрицательное влияние на обеспечение национальной безопасности государства:

    ослабление территориальной целостности государства;

    возможность гражданских войн, вызванных расколом стран;

    распад сложившейся системы международных отно­шений;

    распространение терроризма;

    распространение заболеваний;

    «утечка мозгов»;

    ослабления рычагов власти.

Современные политические элиты также неоднозначно реагируют на миграционные проблемы в стране. так, иссле­дователь М.А. Булгаков характеризует миграционные настро­ения российских политических партий: «Партия ЛДПР актив­ней среди других системных партий реагирует на проблему миграции. Жириновский умело использует националистиче­ские настроения масс, апеллируя в предвыборных лозунгах к русскому народу, в жесткой, негативной форме, порой с ис­пользованием ненормативной лексики отзываясь о всех ми­грантах, нерусских. Миграцию лидер ЛДПР отождествляет с нашествием, считая, что мигранты несут в себе угрозу суще­ствования русской нации. Но использование Жириновского антимигрантских, русофильских лозунгов приводит, как по­казывают результаты выборов, к снижению рейтинга партии. Представители КПРФ критикуют непоследовательную по­литику власти в отношении мигрантов, считают, что данный процесс до сих пор не удается поставить под контроль. Упре­кают коммунисты политическую элиту в отсутствии стрем­ления поддержать возвращение на родину русскоязычных мигрантов. Социал-демократы считают одним из источников конфликтов на национальной почве социальную неадаптиро- ванность мигрантов, их не включенность в социально-культур­ные отношения, незнание культуры и обычаев России. Закон­ные мигранты по желанию должны становиться гражданами России, незаконные - выдворяться из страны. Политика "Еди­ной России" во многом направлена не на решение проблем миграции, а на борьбу с ее последствиями. движения, создан­ные единороссами, заявляли о готовности "перевоспитывать" скинхедов. Прокремлевские движения вступают в прямую конкуренцию с ультраправыми националистическими груп­пами, легализуют этнически окрашенные антимигрантские настроения и дискриминационные практики. Власть пытает­ся контролировать националистические настроения, создавая прокремлевские националистические организации. К парла­ментским выборам 2003 года была создана партия "Родина". На федеральном и региональном уровне лидер "Родины" Дмитрий Рогозин призывал очистить страну от нелегальных мигрантов. Антимигрантские идеи привлекательны для вла­сти как эффективный способ мобилизации масс».

Негативное отношение к мигрантам в России стало при­чиной создания националистических партий нового типа по аналогии с западноевропейскими партиями прогресса. Новые акторы политического процесса провозглашают в качестве основных политических целей противодействие росту ми­грационных потоков и защиту интересов титульной нации. На смену антисемитской риторике националистов приходит риторика антимигрантская. Восприятие обществом мигранта как врага, чужака, а миграции как угрозы для существования русской нации находит свое отражение в программах наци­оналистических организаций. Лозунги, предлагаемые нацио­налистами, отражают общественные запросы, они просты и понятны. Происходит активизация националистических ор­ганизаций, растет поддержка со стороны населения, расши­ряется социальная база. Националисты активно участвуют в резонансных акциях, используют интернет для консолидации политических сил. Происходит усиление организаций, появ­ляются ячейки в регионах, растет численность членов. Все эти тенденции не остаются незамеченными властями.

Давно замечено, что негативное восприятие мигрантов значительно сильнее ощущается по месту прихода, чем по ме­сту выхода. Оно и понятно: ведь в полюсе прибытия субъекта­ми напряжения сети выступают люди, для которых сама воз­можность социального включения в новую среду начинается с помещения их этой средой в архетипическую оппозицию «мы-     они», «свои - чужие». Особенно сильным и негативистски окрашенным противопоставление «пришельцев» «коренным» бывает тогда, когда мигранты, действительно резко выделяясь своим внешним обликом и нормами поведения, отвергают модель адаптации, предполагающую мимикрию к среде, бы­строе растворение в ней.

Однако и опыт русских мигрантов из бывших республик СССР довольно убедительно показывает, что как минимум для малых социальных общностей факт их этнического срод­ства с приезжими не имеет решающего значения. В полюсе же выбытия мигранты - безусловно «свои», что автоматически уменьшает, а то и сводит на нет негативное отношение обще­ства к факту миграции. Только в некоторых специфических ситуациях такое отношение набирает силу - например, в тех случаях, когда выезжающие принадлежат к одному этниче­скому меньшинству или одной профессиональной группе. В первом случае падает этнический таксон меньшинства, во втором затрудняется нормальное функционирование соци­альной инфраструктуры; и то, и другое отрицательно сказы­вается или может сказаться на воспроизводстве общности. Впрочем, нередко это касается только общности, высылающей мигрантов. Другие общности, в особенности стремящиеся из­менить в свою пользу сложившуюся на данной территории этносоциальную стратификацию, могут, наоборот, привет­ствовать эмиграцию.

В полюсе прибытия миграция может обернуться угро­зами для индивидуальной и групповой безопасности при­нимающего населения - из-за обострения конкуренции на местных рынках труда и жилья, монополизации мигрантами некоторых секторов экономической активности, столкновения этнических и субэтнических стереотипов и норм поведения, социальной и культурной маргинализации части мигрантов, их криминализации. Принимающему обществу в целом ми­грация может подарить очаги социальной напряженности в местах повышенной концентрации мигрантов, локальные вспышки этнических конфликтов, рост ксенофобии, поли­тического радикализма и экстремизма, провоцируемый на­пряженностью и конфликтами. Добавим, что в конкретных условиях постсоветского пространства возвращение в Россию русских и русскоязычных граждан из других государств СНГ делает эти государства более гомогенными, сплачивает их хотя бы на этнокультурной основе; тем самым объективно укрепля­ются возможности для их отдаления от России или даже про­ведения целенаправленно антироссийской политики. Другое вероятное направление ухудшения межгосударственных от­ношений - претензии к России из-за мигрантофобии, адми­нистративных высылок мигрантов и других «утеснительных» мер. И все же миграция ни в коей мере не может считаться только источником угроз безопасности. Миграция потому и должна в первую очередь квалифицироваться как вызов, что побуждает к ответам не одного, а двух видов: и к защите без­опасности в ее прежнем статусе, и к ее перестройке, качествен­ному возвышению. Поначалу инерционное общественное со­знание видит только первый ответ; но рано или поздно оно понимает необходимость второго. И в том, что он все-таки из­бирается, как раз и сказывается позитивная субъектность ми­грантов. Избирательно, случайным образом она отражается уже на жизни индивидуальных контрагентов мигрантов; выше же индивидуального слоя она ощущается на всех уровнях без­опасности и на всех ее аспектах.

Итак, как мы уже сказали, посетители игорного заведения Вулкан смогут воспользоваться бесплатными игровыми автоматами, но точно также они могут и начать. Стоит еще пару слов сказать о процедуре регистрации, без которой невозможна игра на деньги в казино Vulcan. Вулкан игровые автоматы бесплатно без регистрации на http://www.club-volcano.com


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика