Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Об использовании правового опыта межгосударственной интеграции при создании Евразийского экономического союза
Научные статьи
13.03.14 11:10
Корпоративные тренинги направлены на улучшение профессиональных качеств работников, эмоциональное или идейное сплочение коллектива. Вся подробная информация на сайте http://www.triumph-academy.ru/services/training.html

Об использовании правового опыта межгосударственной интеграции при создании Евразийского экономического союза

  

В условиях глобализации наблюдается неразрывная связь национальных и интернациональных интересов. Коренные на­циональные интересы могут быть обеспечены лишь в контек­сте общих интересов государств, значение которых становится все более определяющим. Неслучайно межгосударственные интеграционные процессы приобретают сегодня особую зна­чимость. Эффективное государственное строительство невоз­можно без адекватной, разноуровневой правовой политики в сфере равноправного сотрудничества стран мирового сообще­ства. Достижения в рамках внутригосударственного реформи­рования теснейшим образом связаны с межгосударственной интеграцией. При решении задач планетарного масштаба глобализационные процессы должны иметь управляемый характер, чему призвана способствовать правовая политика в сфере объединения государств.

Главная проблема современной российской государ­ственности - проблема суверенитета. Сущность суверенитета сегодня не сводится лишь к свободе государства независимо осуществлять свою власть, но дополняется стремлением к полноценному сотрудничеству в рамках межгосударствен­ных объединений на благо человека и всего общества. Опти­мальным является сочетание суверенитета государств и новых форм межгосударственного общения с созданием наднацио­нальных структур.

Вопрос о суверенитете государств-членов неслучайно вызывает серьезные разногласия и усиливает центробежные тенденции в межгосударственных интеграционных процессах. Наглядным примером является опыт европейской интегра­ции в связи с проектом Конституции Европейского Союза. Го­сударства-члены усмотрели угрозу размывания государствен­ного суверенитета и национальной самобытности в процессе интеграции, что и привело к провалу Конституции. Основная причина этого состоит в отсутствии компромиссного решения по вопросам суверенитета.

В межгосударственном объединении с наднациональны­ми органами принцип субсидиарности призван охранять су­веренные интересы наций и их идентичность. Этот принцип является гарантией защиты национального суверенитета госу­дарств-членов от посягательств наднациональных органов. С другой стороны, он придает позитивную динамику интегра­ционному процессу, так как на определенных этапах интегра­ции служит укреплению наднациональных структур.

В интеграции стран на постсоветском пространстве веду­щая роль отводится именно России как естественному ядру объединительных процессов. Идеи о возможной интеграции бывших советских республик стали возникать практически сразу после развала СССР. Содружество Независимых Госу­дарств, выполнив достаточно важную историческую миссию, не создало условий для эффективного механизма правового регулирования отношений между странами постсоветско­го пространства. Союзное государство России и Белоруссии, продемонстрировав достаточно высокий уровень сближения стран, касается лишь двусторонних связей.

Формирование и функционирование межгосударствен­ных структур на постсоветском пространстве - процессы, име­ющие свои уникальные особенности и специфические черты. СНГ, Союзное государство России и Белоруссии, Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз, Единое эконо­мическое пространство и другие объединения представляют собой различные формы межгосударственного общения. Од­нако сегодня еще не найдена действенная модель взаимоотно­шений государств на постсоветском пространстве.

Будущее государств постсоветского пространства связано с процессом их дальнейшего единения, установлением проч­ных, взаимовыгодных многосторонних отношений. Важно определить приемлемую форму межгосударственного объ­единения с передачей ему определенных надгосударственных полномочий. Идея Евразийского союза представляется доста­точно оптимистичной и реализуемой, поскольку сегодня име­ют место как желание государств развиваться в рамках новой интеграционной структуры, так и воля их политических лидеров.

Владимир Путин предлагает «модель мощного надна­ционального объединения, способного стать одним из полю­сов современного мира и при этом играть роль эффективной "связки" между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеан­ским регионом». Предполагается, что Евразийский союз бу­дет строиться на универсальных интеграционных принципах как неотъемлемая часть Большой Европы, объединенной еди­ными ценностями свободы, демократии и рыночных законов.

«Тесная интеграция на новой ценностной, политической, эко­номической основе - это веление времени».

Российская Федерация будет способствовать углублению евразийской интеграции в рамках Таможенного союза и Еди­ного экономического пространства Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан и созданию к 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза, исходя из открытости этих процессов для присоединения других го­сударств, прежде всего членов Евразийского экономического сообщества и участников СНГ. Наша страна готова содейство­вать международному позиционированию новых интеграци­онных структур.

Введение принципа поэтапной, разноуровневой и раз­носкоростной интеграции на постсоветском пространстве обусловлено специфическими особенностями протекающих здесь процессов. Следует согласиться с мнением В.Ю. Лукья­новой, что региональная экономическая интеграция наиболее успешно развивается между государствами относительно со­поставимого уровня развития, тогда как объединение стран с различным уровнем экономического развития в рамках одно­го интеграционного образования делает межгосударственное объединение уязвимым для мировых экономических кризисов. «Наша задача - сделать Евразийский союз более устойчи­вым, не подвергать его рискам».

Евразийский экономический союз представляет уникаль­ный проект, который призван реализовать новые возможно­сти в интеграции на постсоветском пространстве. Он впитает многое от Европейского Союза, но не станет его аналогом. Это не есть попытка воссоздания СССР. В связи с интенсивным развитием интеграционных процессов ситуация в мире из­менилась, поэтому возврат к прошлому невозможен. Сложи­лось новое мировоззрение, отсюда нет и желания возрождать бывший Советский Союз. Это будет новая форма межгосудар­ственного объединения со свойственными ей специфически­ми чертами и особенностями.

Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза между Республикой Бе­ларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 6 октября 2007 г., Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г., создание Единого экономического пространства с 1 января 2012 г., а также подписание Договора о зоне свободной торговли в рамках СНГ способствовали ста­новлению реальной правовой основы для функционирования будущего Евразийского экономического союза.

Таможенный союз заложил правовой фундамент для создания условий в целях формирования общего экономи­ческого пространства и выхода государств-членов на миро­вой рынок. Эта задача в основном успешно решена. Можно с уверенностью констатировать, что Таможенный союз является достаточно действенным интеграционным образованием.

Особо следует подчеркнуть значение Единого экономиче­ского пространства. О.Ю. Бакаева отмечает, что цель создания ЕЭП превосходит приоритеты предыдущего этапа альянса, расширяет границы правовой политики, не ограничиваясь только таможенными вопросами. Это: формирование эффек­тивной транспортной инфраструктуры, благоприятного инве­стиционного климата; свободное движение товаров, капитала, рабочей силы и услуг на основе унифицированного законода­тельства; расширение рынков сбыта, обеспечение устойчивого и сбалансированного развития трех стран.

Вступление России в ВТО позволит стабилизировать российское законодательство, которое должно соответство­вать международным нормам. Основополагающей характе­ристикой обновленного российского законодательства долж­но стать оптимальное соотношение частных и публичных интересов.

Сознательное и целенаправленное правовое регулиро­вание государственного развития посредством творческого использования инструментария интеграционного права и пе­редового правового опыта межгосударственных структур ста­новится одним из важнейших способов обеспечения стабиль­ности государств, адаптации их к изменяющимся условиям и обеспечения жизнеспособности человечества.

Формирование основ эффективного правового обеспе­чения деятельности Евразийского экономического союза с применением положительного опыта существующих на пост­советском пространстве межгосударственных объединений и Европейского Союза связано, прежде всего, с четким опре­делением правового статуса и юридической природы новой межгосударственной модели. От этого зависит успех дальней­шей интеграции на постсоветском пространстве.

В процессе развития межгосударственных структур на постсоветском пространстве проявляются и некоторые осо­бенности модели Европейского Союза. При формировании Евразийского экономического союза следует учитывать опыт как межгосударственных объединений с участием Россий­ской Федерации, так и опыт Европейского Союза, который представляет большую практическую ценность. Европейский Союз - крупнейшее современное интеграционное объедине­ние, не имеющее аналогов в мире. Это новое и уникальное явление в современном мире, которое находится в процессе постоянных изменений.

Значимость опыта Европейского Союза и его активное использование в интеграционных процессах объясняется его влиянием как на международное, так и на конституционное право. В его рамках уже заложены общие тенденции развития современного права, позволяющие делать прогнозы в сфере объединения государств. Именно в ЕС более масштабно про­исходит процесс наднациональной конституционализации права. С одной стороны, имеет место усиление эффектив­ности права за счет его универсализации и гармонизации на большем пространстве, с другой - осуществляется разработка механизмов обеспечения единства и консенсуса посредством максимального учета разнообразия участников и использо­вания новых источников права или приспособления к новым условиям старых. Следует согласиться с мнением С.Ю. Каш- кина, что с появлением наднациональной правовой системы Европейского Союза прежнюю двухуровневую структуру сме­нила новая современная структура, включающая три уровня взаимоотношений: национального права государств, наднаци­онального интеграционного права и международного права.

Европейский Союз не только творчески переработал многие достижения права, но и использовал организацион­ное и идейное наследие СССР. Это отражено в новом для европейского права понятии «ценности ЕС». Виды норма­тивно-правовых актов ЕС также представляют интерес. На­пример, директива превратилась в универсальный инстру­мент европейской политико-правовой интеграции. Изучение права Европейского Союза дает возможность познакомиться с новейшими тенденциями, идеями и методами, представ­ляющими собой последние достижения мировой правовой мысли. Таким образом, есть основания говорить о достаточ­ной гибкости европейского права, что и делает его достой­ным для подражания, в том числе и в процессах евразийской интеграции.

Осуществление эффективной межгосударственной инте­грации в рамках будущего Евразийского союза обязательно предполагает создание организационно-правового механиз­ма гармонизации законодательства государств-членов. Опыт европейского межгосударственного объединения показывает, что именно законодательная деятельность органов ЕС на осно­ве гармонизации права привела к наиболее высокой степени интеграции. Благодаря процессам гармонизации в рамках ЕС удалось создать общий, а затем единый рынок.

Характерной чертой современного уровня межгосудар­ственной интеграции является использование и повышение роли такого средства согласования международного и наци­онального права, как унификация. Если унификация права предполагает создание единых правовых норм, одинаковых моделей поведения государств - членов межгосударственной структуры, то гармонизация, являясь одним из средств уни­фикации, способствует выработке схожих норм националь­ного права, обеспечению тем самым согласованности частей в системе, системы в целом и устранению существенных про­тиворечий. Ю.А. Волошин отмечает, что универсальная схема гармонизации национального права государств Европы не сложилась. Механизмы варьируются в разных государствах, функционируют с учетом особенностей политической и пра­вовой систем, специфики исторического развития каждого на­рода и статуса государства. Следовательно, и законодательная деятельность органов Евразийского экономического союза по­требует поиска соответствующих форм и методов гармониза­ции права.

Важнейшей проблемой правового обеспечения деятель­ности и функционирования Евразийского союза должно стать создание в его структуре наднационального парламента. Здесь важно учесть явно недостаточную эффективность простой фор­мы парламентского органа в практике СНГ и других региональ­ных организаций на постсоветском пространстве, а именно ор­гана межпарламентского сотрудничества. Его недостаток связан с рекомендательным характером принимаемых решений.

Евразийскому союзу требуется более «авторитетный» парламентский орган. Следует согласиться с мнением С.Е. На­рышкина и Т.Я. Хабриевой, что создание органа нового типа позволит придать необходимый импульс интеграционному процессу, особенно в части укрепления его правовой основы и повышения его легитимности, а также будет способствовать усилению демократических начал концепции организацион­но-правового механизма евразийской интеграции. Опыт ЕС показывает, что формирование наднационального парламент­ского органа не должно приводить к полному исключению национальных парламентов из процесса подготовки и при­нятия решений в интеграционной организации, поскольку государства-члены не утрачивают своего суверенитета, а на­циональные парламенты сохраняют право контроля внешней политики своих государств. В будущих учредительных актах Евразийского союза необходимо четко закрепить положение об отнесении парламента к числу основных органов Союза. Наряду с основной функцией - правотворчеством, необходи­мо выделить и его задачу выступать представительным орга­ном, выражающим интересы народов государств - членов Ев­разийского союза.

На современном этапе следует разработать основы эф­фективного правового обеспечения деятельности новой над­национальной структуры именно с применением положи­тельного опыта существующих на постсоветском пространстве межгосударственных объединений и организаций, а также Европейского Союза. Необходимо выявить эффективные средства правового обеспечения деятельности Евразийского Союза на основе продуманной правовой политики. Требуется научное осмысление правовой основы и четкое определение правовой природы новой межгосударственной модели, пра­вовое прогнозирование развития интеграционных процессов. Большое значение будут иметь рекомендации и предложения ученых, направленные на совершенствование организацион­но-правового механизма Евразийского союза. Важно также определение основных тенденций в сфере межгосударствен­ного объединения.

Вопрос об организационно-правовой форме новой мо­дели объединения на постсоветском пространстве, особенно с учетом трансформации форм его существования на различ­ных этапах интеграции, требует детального научного анализа, в том числе с позиций государственно-правового подхода.

Научное теоретическое изучение новой формы межго­сударственного объединения представляет особую важность, поскольку именно от формы межгосударственного объеди­нения зависит реализация его целей и задач. При этом не­обходимо учитывать, что форма межгосударственного объ­единения теснейшим образом связана с элементами формы государства.

Совершенно естественно, что процесс формирования Ев­разийского союза не будет и не может быть простым и бес­проблемным. Это будет путь с множеством препятствий, путь «интеграции интеграций» с широким использованием прове­ренных правовых моделей и методов интеграционного регули­рования, а также внедрением нового опыта на основе лучших достижений юридической науки. Только при таком подходе имеют место большие перспективы дальнейшего интеграци­онного развития в рамках этого нового межгосударственного объединения.


Евразийская интеграция



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика