Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Проблемы уголовного преследования и наказания морских пиратов
Научные статьи
13.03.14 12:04
Оглавление
Проблемы уголовного преследования и наказания морских пиратов
морские пираты
Все страницы

Проблемы уголовного преследования и наказания морских пиратов

Несмотря на сотрудничество в водах Аденского залива военно-морских сил различных государств, применение пре­вентивных мер на самих судах, проблему пиратства не удается решить уже много лет. Это связано с тем, что решение нужно находить в применении комплекса мер. Только военными уси­лиями пиратство не побороть. В комплекс антипиратских мер должны входить:

   наведение порядка на суше;

   пресечение связи пиратов с базами на суше;

   выявление заинтересованных лиц и пресечение их дея­тельности (нейтрализация);

   пресечение финансовых связей, используемых для от­мывания денежных средств, полученных в качестве выкупа;

   выявление и ликвидация источников информации о движении судов, груза, находящегося на борту, оснащенности средствами защиты;

   неминуемое наступление уголовной ответственности;

   создание механизма репатриации осужденных пира­тов.

«Проблема усугубляется неурегулированностью многих правовых аспектов борьбы с современным морским разбоем и пиратством - от применения силы до уголовного преследо­вания и наказания.

В старые добрые времена, если верить приключенческим романам и классическим юридическим трактатам, все было проще. Военных моряков не заботил статус пиратов с точки зрения международного гуманитарного права - комбатан­ты они или гражданское население, находятся ли они под защитой Женевских конвенций и пактов о правах человека. Отнесение пиратов к hostis humanis generis - «врагам рода человеческого» - понималось буквально как санкция на огонь главным калибром. Пойманных пиратов вздергивали на рее или сбрасывали за борт без особых церемоний, и не заботясь о предоставлении им адвоката и возможности быть судимыми беспристрастным и справедливым судом».

В наши дни для основания установления ответственности с разделением между международным правом, с одной сторо­ны, и отдельными внутригосударственными законодательства­ми - с другой, в отношении состава преступления пиратства внутригосударственным законодательством уже давно закре­плено право осуществлять уголовное наказание пиратов.

Когда дело касается законодательства, оно запрещает или наказывает за определенные формы поведения; соответствен­но, это законодательство предусматривает также и меры нака­зания лиц, на которых это законодательство распространяется и которые его нарушают. Здесь имеются три элемента:

1.   Должен быть четко установлен состав преступления, т. е. должно быть установлено, какие человеческие поступки в отдельности должны быть запрещены и наказаны.

2.   Должны иметься санкции, т. е. должны быть установле­ны правила о том, каким образом каждый, кто совершил пре­ступные действия, несет за них ответственность.

3.   Необходимо позаботиться о том, чтобы злоумышлен­ник, уличенный в преступлении, действительно понес наказа­ние.

Таким образом, отдельные государства, если они хотят наказать пойманных пиратов, должны добиться того, чтобы их национальное законодательство в отношении состава пре­ступления «пиратство» располагало вышеуказанными тремя элементами. При исследовании законодательства отдельных государств видно, что в действительности большинство стран мира обладает схожими уголовными правовыми нормами в отношении пиратства.

Естественно, что у государств, не имеющих выхода к морю, отсутствовали правовые нормы в отношении пиратства (Афганистан, Австрия, Швейцария). Государства на практике сталкивались с большими трудностями при принятии соот­ветствующего законодательства, направленного против пират­ства. Это касается, прежде всего, казалось бы, беспроблемно­го первого элемента уголовного закона. Это - вопрос состава преступления лица, подлежащего наказанию, так как в связи с этим все время возникает проблема отношения этого вну­тригосударственного состава преступления к определенному международным правом понятию пиратства.

Существуют и другие проблемы как теоретического, так и прикладного характера: установление соотношения норм международного права и норм уголовно-процессуального за­конодательства государств; унификация их законодательства; необходимость дальнейшего совершенствования норм между­народного права, имеющих уголовно-процессуальные эле­менты.

В то же время необходимо отметить, что это лишь одна из сторон борьбы с пиратством, и она затрагивает случаи, ког­да факт пиратства уже произошел, своевременно выявлен, и у компетентных органов есть возможность пресечь это престу­пление, а лиц, виновных в его совершении, привлечь к уголов­ной ответственности. Так, например, положения Конвенции об открытом море 1958 г. и Конвенции ООН по морскому пра­ву 1982 г. предусматривают ситуацию, когда военный корабль или судно, уполномоченное на осуществление подобных дей­ствий, находятся в месте совершения акта пиратства, в состо­янии преследовать, остановить, а в случае, если оказывается сопротивление со стороны пиратов, захватить их судно, задер­жать его и арестовать находящихся на нем лиц для принятия в отношении них дальнейших мер. К сожалению, огромные площади морских пространств, недостаточные поисковые возможности кораблей и авиации обусловливают слишком малую вероятность возникновения подобного события. Сво­евременная помощь потерпевшим судам, даже если от них получено сообщение об акте пиратства, возможна лишь при осуществлении государствами систематических действий по защите морского судоходства с использованием как своих сил и средств на море, так и с привлечением сил и средств других государств.

Обязанность государств сотрудничать в пресечении пи­ратства, закрепленная в Конвенции 1982 г., призыв Между­народной морской организации (ИМО) к координации их усилий по предотвращению и пресечению таких явлений в настоящее время, по сути, декларативны. Государства офици­ально от этого не отказываются, но на практике, как правило, исходят из своих интересов и возможностей.

Одной из наиболее сложных юридических проблем яв­ляется несовершенство процедуры привлечения к ответствен­ности захваченных пиратов. Конвенция о борьбе с незакон­ными актами против безопасности морского судоходства от 1988 г. предусматривает право, а не обязанность государства устанавливать свою юрисдикцию в отношении актов пират­ства, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства. При этом судебные учреждения государства, захватившего пиратов, могут (но не обязаны) выносить поста­новления об их наказании и мерах в отношении используемых ими плавательных средств или имущества, не нарушая права третьих лиц. Поэтому вся ответственность за проведение след­ственных действий и организацию судебного преследования возлагается на государство, захватившее пиратов. Однако в случае применения ст. 105 Конвенции ООН по морскому пра­ву 1982 г. возникают проблемы как процессуального характера (установление личности, осуществление перевода на различ­ные языки в ходе проверки и следствия, сбор доказательств в целях получения правовой помощи от других государств), так и экономического (транспортировка подозреваемых, содер­жание задержанных и осужденных, возвращение их в государ­ство гражданства после отбытия наказания).

С учетом этого многие государства уклоняются от при­влечения пиратов к уголовной ответственности на своей тер­ритории (даже если это позволяет их законодательство) и стремятся передать их властям прибрежных стран, которые имеют соответствующие правовые возможности. В декабре 2009 г. датские военные отпустили на свободу тринадцать пи­ратов в связи с тем, что ни сомалийские власти, ни Кения, с которой был заключен соответствующий договор, не согла­сились принять их на своей территории для проведения су­дебного разбирательства из-за отсутствия возможности раз­местить задержанных. Отсутствие у государств региона такой возможности представляет собой серьезную проблему. Если к этому добавить длительные сроки лишения свободы, к кото­рым приговариваются обвиняемые в пиратстве (вплоть до пожизненного заключения), то становится понятным нежелание многих государств региона, которые в целом готовы к сотруд­ничеству, размещать у себя осужденных.

Приверженцы такого подхода ссылаются на нецелесоо­бразность транспортировки пиратов в далекие страны и на то, что они станут обузой после отбытия наказания и освобожде­ния - ведь куда-то их надо будет пристраивать, отправка же назад в Сомали даже не рассматривается.

Начиная с 2006 г. 20 государств мира либо занимаются сейчас, либо занимались судебными разбирательствами в от­ношении в общей сложности 1063 подозреваемых в пиратстве лиц.

Судебное преследование за акты пиратства в настоящее время осуществляется в десяти следующих государствах: Ис­пания, Йемен, Кения, Мальдивские Острова, Нидерланды, Сейшельские Острова, Сомали (в районах Сомалиленд и Пунтленд), Франция, ФРГ и США. Судебное преследование в государствах региона проводится либо после задержания и передачи осуществляющими морское патрулирование го­сударствами, либо после ареста сотрудниками правоохрани­тельных органов или военнослужащими государств, которые осуществляют судебное преследовании.

Несколько осуществляющих морское патрулирование государств и Европейский Союз договорились непосредствен­но с государствами региона о том, чтобы иметь возможность передавать подозреваемых и все соответствующие доказа­тельства государствам региона. Канада, Китай, Дания, Вели­кобритания, США, Европейский Союз заключили «соглаше­ния о передаче» с Кенией, а Великобритания и Европейский Союз — соглашения с Сейшельскими Островами. В соответ­ствии с этими соглашениями осуществляющие морское па­трулирование государства или организации арестовывают, содержат в море под стражей подозреваемых, и запрашива­ют разрешение на их передачу принимающему государству. Принимающее государство решает, следует ли согласиться на передачу, в том числе на основании предварительной оценки имеющихся доказательств. Эти соглашения также предус­матривают, что обращение с подозреваемыми должно соот­ветствовать международным стандартам в области прав че­ловека. В настоящее время другие осуществляющие морское патрулирование государства и организации также стремятся к заключению таких соглашений с государствами региона. Сохраняется острая потребность в нахождении новых госу­дарств, которые соглашались бы на передачу подозреваемых. Сейшельские Острова, которые располагают весьма ограни­ченным пенитенциарным потенциалом, обусловили свое со­гласие на принятие подозреваемых в пиратстве лиц тем, что они будут передаваться в Сомали для отбывания наказания.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика