Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Проблемы уголовного преследования и наказания морских пиратов - морские пираты
Научные статьи
13.03.14 12:04
Оглавление
Проблемы уголовного преследования и наказания морских пиратов
морские пираты
Все страницы

В Кении с 2006 г. прошло 14 процессов по делам 123 подо­зреваемых. Девять из этих процессов касаются подозреваемых, переданных Европейским Союзом; три процесса — подозре­ваемых, переданных США; два процесса — подозреваемых, пе­реданных Великобританией. Два процесса завершены: десять пиратов, переданных США, были приговорены к лишению свободы на восемь лет каждый, и восемь пиратов, переданных Великобританией, были приговорены к лишению свободы на 20 лет каждый.

Что же касается соглашений, заключенных с Кенией, не­которые комментаторы предположили, что их необходимо рассматривать в качестве сдерживающих мер, имея в виду неудовлетворительный послужной список в области прав че­ловека в Кении, неэффективность и отсутствие независимости судей, ее пенитенциарные условия и случаи пыток и плохого обращения при задержании.

На неформальном заседании министров обороны Евро­пейского Союза в Пальма-де-Майорка (24-25 февраля 2010 г.) была достигнута договоренность усовершенствовать примене­ние соглашений, существующих с Кенией и Сейшельскими Островами, и заключить аналогичные соглашения с другими странами региона, такими как Танзания, Маврикий и ЮАР.

Правительство Сейшельских Островов в 2012 г. выразило готовность разместить у себя региональный центр для судеб­ного преследования по делам о пиратстве и координации раз­ведданных под эгидой Индоокеанской комиссии. Центр будет накапливать специальные знания и опыт, необходимые для отслеживания каналов финансирования пиратов и подготов­ки дел для судебного преследования на Сейшельских Остро­вах или в другом месте.

На Сейшельских Островах действует система обычного права. Раздел 65 Уголовного кодекса, пересмотренного при содействии Управления ООН по наркотикам и преступно­сти (ЮНОДК) в марте 2010 г., охватывает преступление пи­ратства и отражает определение и положения о юрисдик­ции в отношении пиратских преступлений, изложенные в статьях 101-107 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которые следует читать вместе с ст. 58(2). Его положения по­зволяют осуществлять судебное преследование в связи с самы­ми различными преступлениями, включая покушение на них, подстрекательство к ним и сговор. Таким образом, по мнению Генерального прокурора Сейшельских Островов, закон позво­ляет проводить расследования и осуществлять судебное пре­следование в отношении иностранных граждан, участвующих в финансировании, планировании или организации актов пиратства. Такое судебное преследование зависит от выдачи подозреваемых Сейшельским Островам. Положения Уголов­но-процессуального кодекса Сейшельских Островов оказались пригодными в плане содействия судебному преследованию обвиняемых в пиратстве лиц и не нуждаются в поправках.

Верховный Суд Сейшельских Островов является высшим судом на Сейшельских Островах и судом первой инстанции, занимающимся серьезными уголовными делами, включая дела о пиратстве. Апелляции рассматриваются Апелляцион­ным судом Сейшельских Островов, однако на сегодняшний день апелляций по делам о пиратстве не поступало. Основ­ными проблемами для Сейшельских Островов являются ма­лая численность сотрудников и небольшой объем ресурсов ее судебной системы, а не какие-либо сложности в плане прове­дения судебных процессов в соответствии с международными стандартами.

Расследованием актов пиратства занимаются полиция и береговая охрана Сейшельских Островов. В стране в целом на­считывается 35 следователей, пятерым из которых поручено расследовать серьезные преступления, включая акты пиратства.

В состав Верховного Суда входят шесть судей, в том числе Главный судья, и при этом никто из них не занимается исклю­чительно делами, касающимися пиратства. В Верховном Суде почти за два года скопились как уголовные, так и гражданские дела, однако дела о пиратстве рассматриваются в приоритет­ном порядке.

Управление ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК) полагает, что с учетом малочисленности штата и ограниченности ресурсов судебной системы Сейшельских Островов для специального суда по делам о пиратстве потре­буются дополнительные судьи Верховного Суда, которых не­обходимо будет набирать на международной основе. Законы и судебная практика Сейшельских Островов позволяют судьям и адвокатам из других юрисдикций Содружества осуществлять судебную практику на Сейшельских Островах. Поэтому Секре­тариат Содружества выступает в роли естественного посредни­ка, и правительство уже обратилось к нему с просьбой начать процесс подбора необходимых кадров. Правительство страны хотело бы, чтобы направляемые Содружеством судьи рассма­тривали прежде всего, но не исключительно, дела о пиратстве.

На Сейшельских Островах есть одна тюрьма, в которой может быть размещено не более 420 заключенных. По оцен­кам ЮНОДК, в главном тюремном блоке в недостаточной мере обеспечена терапевтическая помощь и нет адекватных возможностей в плане реабилитации и профессиональной подготовки заключенных, а само здание не позволяет в полной мере обеспечить безопасность и охрану.

Сейшельские Острова смогут дополнительно принять весьма ограниченное число заключенных, отбывающих нака­зание за пиратство. Кроме того, правительство Сейшельских Островов считает, что для того, чтобы страна играла более действенную роль в обеспечении преследования за пиратство, необходимо создать механизм репатриации осужденных пи­ратов в Сомали.

На практике передача подозреваемых с военных кораблей властям Сейшельских Островов осуществляется напрямую. Условия такой передачи несколько различаются, но в целом они связаны с соответствующими правами и обязанностями ведущих патрулирование держав и Сейшельских Островов, обращением с подозреваемыми, преданием их суду и про­ведением судебного разбирательства в соответствии с между­народными стандартами в области прав человека, а также с требованием о том, чтобы ведущая морское патрулирование держава давала свое согласие до того, как подозреваемый бу­дет передан либо в целях судебного разбирательства, либо для отбывания наказания в тюрьме третьего государства.

ЮНОДК оказало властям Сейшельских Островов содей­ствие в подготовке проекта Руководящих принципов в отно­шении процедурных требований и требований, касающихся сбора доказательств в рамках дел о пиратстве. Эти Руководя­щие принципы являются основой для передачи военно-мор­скими силами доказательств полицейским силам Сейшель­ских Островов. Передача осуществляется напрямую, и при этом для приема доказательств направляется один полицей­ский, которому они передаются из рук в руки. Изначальные проблемы, связанные со сбором доказательств военно-мор­скими силами и их передачей государствам региона, осущест­вляющим преследование, в частности Кении и Сейшельским Островам, отныне устранены благодаря применению этих Ру­ководящих принципов.

Осуществляющие морское патрулирование государства возвращали подозреваемых в свои собственные страны для судебного преследования, когда в значительной степени были затронуты национальные интересы, например, если нападе­нию подвергались суда их стран или если их граждане были членами экипажей. Однако на практике большинство судеб­ных процессов проводится в вышеуказанных государствах региона. Возникают значительные проблемы материально­технического характера, когда осуществляющие морское па­трулирование государства возвращают подозреваемых для су­дебного преследования в их страны. Возникает озабоченность относительно правозащитных аспектов, касающихся послед­ствий длительного содержания в море под стражей, а также проблемы с обеспечением оперативного доступа к юридиче­ской консультативной помощи и судебного надзора в период пребывания в море. Существует озабоченность относительно возможности того, что подозреваемые будут ходатайство­вать о предоставлении убежища, если они будут доставлены на территорию осуществляющих морское патрулирование государств для целей судебного преследования. Наконец, не­которые осуществляющие морское патрулирование государ­ства считают, что, выделяя военные корабли, что сопряжено с крупными расходами, они в достаточной степени поддержи­вают международные усилия для борьбы с пиратством.

В ходе рассмотрения доклада Генерального секретаря ООН на заседании Совета Безопасности ООН 25 августа 2010 г. РФ выступила за создание международного трибунала для со­малийских пиратов, а Франция и Нигерия поддержали идею создания в среднесрочной перспективе сомалийского суда за пределами Сомали. Индия же и Дания выступили за создание специальных палат в судах государств региона. Представите­ли остальных государств высказали достаточно сдержанную позицию в отношении создания специального судебного ор­гана для преследования пиратов, ссылаясь на необходимость интенсификации поддержки Сомали и государств региона, которые соглашаются принимать задержанных лиц на своей территории.

После этого заседания работа по поиску путей решения правовых проблем, связанных с преследованием сомалийских пиратов, была продолжена, и 24 января 2011 г. Генеральный секретарь ООН направил в Совет Безопасности ООН доклад своего специального советника, в котором было сформулиро­вано предложение создать систему из трех специализирован­ных сомалийских судов для преследования пиратства:

один экстерриториальный суд - в Аруше (Танзания), ко­торый должен с течением времени переместиться в Могадишо (Сомали);

второй - в Сомалиленд;

третий - в Пунтленд. Предполагается, что эти суды будут национальными как по кадровому составу, так и по примени­мому праву.

Международное участие и поддержка при этом должны способствовать реформированию сомалийского права, соз­данию необходимой инфраструктуры, повышению квалифи­кации кадров, а также включать в себя оказание экспертной поддержки. Совет Безопасности ООН в своей Резолюции 1976 (2011) от 11 апреля 2011 г. поддержал предложение о создании специальных сомалийских судов.

Взятая за основу модель базируется на готовности и же­лании сомалийских властей сотрудничать с другими государ­ствами в области преследования пиратства. При этом вполне оправдано создание нескольких судов, включая один, распо­ложенный за пределами Сомали. Это позволяет не ставить ход судебных процессов в прямую зависимость от ситуации в данном государстве. Исходя из соображений безопасности, в более стабильные государства региона будет гораздо легче привлечь большее количество зарубежных экспертов. Кроме того, параллельное функционирование нескольких судов мо­жет ограничивать возможности манипулирования и попытки шантажа как со стороны регионов Сомалиленд или Пунтленд, так и со стороны федерального правительства. Акцент на на­циональном характере судов, которые планируется создавать с учетом международных стандартов защиты прав человека, и повышение квалификации сомалийских юристов должны оказать долгосрочный позитивный эффект на юридическую систему Сомали в целом.

В то же время внедрение модели, предложенной специ­альным советником Генерального секретаря ООН, связано и с некоторыми рисками. В первую очередь, успех функциониро­вания нового суда будет зависеть от желания сомалийских вла­стей сотрудничать с ООН. Это будет предопределять скорость и эффективность реформирования национального законода­тельства, готовность направлять сотрудников на повышение квалификации, а также их отношение к помощи зарубежных экспертов и советников. И даже несмотря на возможные из­менения в законодательстве, повышение профессионального уровня кадров, улучшение условий содержания лиц, находя­щихся под стражей или отбывающих наказание, нельзя гаран­тировать соблюдение международных стандартов прав челове­ка на практике. Поэтому потребуется постоянный мониторинг и контроль со стороны международных организаций.

При выборе механизма решения проблемы уголовного преследования морских пиратов следует оценивать достоин­ства и недостатки каждого варианта, исходя из следующих че­тырех критериев:

-          эффективность предлагаемого механизма, которая выражается в эффективном преследовании лиц, подозревае­мых в приготовлении или совершении акта пиратства и пой­манных в ходе морских или сухопутных операций в рамках полицейского расследования;

-          уважение норм международного права прав челове­ка, что предполагает, с одной стороны, в юрисдикционном от­ношении наличие решения независимого и беспристрастно­го суда, вынесенного в разумные сроки при должной защите прав обвиняемых, а в пенитенциарном отношении - наличие условий содержания, соответствующих международным стан­дартам, механизма ресоциализации и уголовного наказания, исключающего смертную казнь;

-          необходимость в таком решении, которое содейство­вало бы укреплению верховенства права в Сомали при уваже­нии территориальной целостности и суверенитета этой стра­ны;

-          эффективность механизма в плане затрат и сроков создания и функционирования.

Сомали должно вести реальную борьбу с пиратством в су­дебном порядке, которая не сводится к простому увеличению вместимости тюрем в Сомалиленд и Пунтленд.

Центр на Сейшельских Островах должен поддерживать непосредственный контакт с сомалийскими властями. Для наращивания потенциала и развития инфраструктуры Со­мали было бы важно сосредоточить создание судов на своей территории, но ситуация в области безопасности существенно осложняет эту перспективу.

Судебное преследование пиратов представляется чрезвы­чайно сложной задачей не только для Сомали и ее соседей, но и для международного сообщества в целом.

Во-первых, во многих странах имеют место серьезные пробелы в национальном законодательстве, связанном с про­блемой пиратства.

Во-вторых, проведение расследований, обмен информа­цией и поиск свидетелей, большинство из которых является моряками, регулярно меняющими корабли и судоходные компании, и проведение с ними работы на всем протяжении периода разбирательства представляются затруднительными.

В-третьих, одной из серьезных проблем, препятствующих обеспечению судебного преследования пиратов, стало не от­сутствие государств, которые были бы готовы обеспечить такое преследование, а нежелание государств обеспечивать отбытие долгосрочного тюремного заключения пиратами на их терри­тории.

И, в-четвертых, необходимо пресекать деятельность меж­дународных сетей финансирования морского пиратства.

Наконец, наряду с проблемами выбора механизма по уго­ловному преследованию пиратов необходимо уделять особое внимание обеспечению получения доказательств в судах. Для этого важно наладить эффективное сотрудничество со страхо­выми компаниями, судовладельцами и банковским сектором.

Международное право





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика