Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Универсальность прав человека – важный фактор развития
Научные статьи
14.03.14 13:15

вернуться

Универсальность прав человека – важный фактор развития


/Право - это все то, что истинно и справедливо.

Виктор Гюго

1.  Введение

В наше время права человека носят универсальный ха­рактер. История развития человеческих отношений, обществ и государств как раз свидетельствует об универсальности этих прав. Конечно, в силу особенностей каждой страны, пришлось пройти долгий путь к признанию прав человека универсаль­ными. Где-то к этому пришли быстро, где-то еще сегодня это­го нужно стараться достичь.

Права человека во всем мире сближают страны и наро­ды, которые хотят жить в гармонии и согласии, независимо от пола, языка, расы, религии и других различий. В том и есть большой плюс прав человека, что они универсальны для всех людей, которые избрали демократический путь развития, где больше всего эти права защищаются и совершенствуются. Пра­ва человека универсальны, ибо если бы было наоборот, то тогда отпала бы необходимость их международно-правовой защиты, как на национальном, так и на международном уровне.

Специалист А. Юров замечает, что существует два под­хода к правам человека. Права человека - это: 1) убеждения, система ценностей, философская концепция (т. е. защита справедливости и человеческого достоинства); 2) четкие право­вые нормы и эффективно работающие механизмы: то, что в международной терминологии часто называют «международ­ное право прав человека» International Human Rights Law»).

2.                              Права человека и естественное право

В настоящее время демократический уровень и опыт, прежде всего, западных государств - яркое подтверждение тому, что без полноценной защиты прав человека невозмож­но развитие страны и общества в целом. «Нельзя представить современную жизнь без прав человека, потому что эти права, опираясь на принципы свободы, равноправия, справедливо­сти, носят универсальный характер».

Права человека, являясь частью мировой истории и куль­туры, дали мощный импульс для формирования многооб­разных человеческих взглядов и мировоззрений. Моральная, социальная, историческая, философская и, наконец, полити­ческая ценность прав человека выступают как плацдарм для дальнейшего развития стран в XXI веке. Человек (личность), общество, государство, - вот три кита, на которых сегодня дер­жатся и развиваются права человека.

Фархад Мехтиев убежден в том, что главный источник прав человека и есть сам человек. Можно добавить, что чело­век на протяжении всей истории своими мыслями, убеждени­ями, действиями сделал себя объектом внимания и уважения со стороны других людей, общества и государства. А в XXI в. он окончательно стал главным актором на поле правовых от­ношений как внутри, так и вне границ одного государства.

Права человека связаны со статусом человека в обществе. Поэтому с древних времен человек стремился быть свободным и иметь кров над головой, чтобы во всем было равноправие и справедливость и т. д. В этом отношении естественное право выступало как маяк среди мрака. Естественное право - это, в сущности, естественные, а потом уже правовые и политиче­ские идеи человечества.

Как известно, Древняя Греция и Древний Рим стали ро­диной идеи естественного права. Рабовладельческое общество только признавало «сильных», состояло из каст, другие страны и народы считались «слабыми и нецивилизованными», с по­мощью силы можно было управлять всем. Хотя это качество было и в азиатских странах, например, в Индии и Персии.

Со временем отношения в обществе, статус человека (гражданина и негражданина) стали меняться. Солон, Гесиод, Пифагор, Гераклит, Сократ, Платон, Протагор, Зенон, Анти­фонт, Алкидам, Аристотель и другие стали родоначальника­ми перемен в умах и сердцах. Идеи древнегреческих фило­софов были с большим воодушевлением восприняты в Риме. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, Цицерон и другие развивали идею естественного права.

Идеи естественного права и прав человека еще больше стали развиваться в Средние века, а потом и в XVIII-XIX вв. Ренессанс и эпоха Просвещения дали «второе дыхание» этим идеям. Учение о природе, божественное представление о мире стали меняться и развиваться. Вольтер, Монтескье, Ж.-Ж. Рус­со, Ф. Аквинский, Г. Гроций, Д. Локк, Т. Пейн, И. Кант, Гегель, И. Бентам, Д.С. Милль и многие другие сотворили чудо, если можно так выразиться, для реформирования отношений че­ловека с государством, в целом системы права и правовых отношений в обществе. Конечно, нельзя забывать о том, что революции и события, особенно во Франции и США, дали прогрессивным силам во всем мире возможность утверждать, что человек (личность) - прежде всего, и права человека - это важная область человеческой деятельности.

3. Идея стала явью или универсальность - неотъемлемое свойство прав человека

Естественное право, как общие представления о законах природы, справедливости, совести, порядке, стало людям казаться уже недостаточным. После многолетних войн, особенно после Первой и Второй мировых войн, многие государства поняли и приняли главную истину мировой истории - для того чтобы раз­виваться, нужен мир между государствами и народами.

Принципы и нормы международного права стали глав­ной основой этих взаимоотношений. Как важная область меж­дународного права, права человека в XX в. стали притягивать всех: и философов, и политиков, и обычных граждан. Челове­чество наконец-то осознало, что без уважения и защиты прав человека нет будущего нашей планеты.

Устав ООН от 1945 г. впервые заложил основу защиты прав человека на универсальном уровне: «С целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружеских отношений между нациями, основан­ных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов, Организация Объединенных Наций содействует: а. Повышению уровня жизни, полной занятости населения и ус­ловиям экономического и социального прогресса и развития; b. Разрешению международных проблем в области экономи­ческой, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и обра­зования; с. Всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (ст. 55 Устава ООН).

А Всеобщая декларация прав человека, принятая Органи­зацией Объединенных Наций в 1948 г., положила начало все­мирной защите прав человека не только на международной арене, но и, что очень важно, на национальном уровне. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны посту­пать в отношении друг друга в духе братства» (ст. 1 Всеобщей декларации прав человека).

Те страны, которые по разным причинам не хотели бы, чтобы другие государства вмешивались в их внутренние дела, не могли отказаться от идеи защиты прав человека как общей ценности человечества. После этого процесс приобрел необ­ратимый характер, были приняты другие важные документы в области прав человека, например: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и ос­новных свобод (1950 г.) и т. д.

Принцип универсальности прав человека означает, в том числе, что каждое государство должно соблюдать опре­деленные общепризнанные международно-правовые нормы в области прав человека не только в отношении собственных граждан, но и в отношении иностранных граждан, а также лиц без гражданства. Созвучна с этой мыслью Конституция Азер­байджанской Республики: «Каждый с момента рождения об­ладает неприкосновенными, незыблемыми и неотъемлемыми правами и свободами» (ст. 24 Конституции Азербайджанской Республики).

Права человека - всеобщая ценность, т. е. ценность, кото­рую люди заслужили сами своей борьбой против тирании, то­талитаризма и других проявлений подавления человека (лич­ности). Поэтому эта ценность не может существовать только для одной страны и народа. В основе прав человека лежит, как нам кажется, главное качество этого «чудо-явления» человече­ства - одинаковое отношение к потребностям человека (лично­сти), независимо от того, где он родился и живет. Вот почему права человека универсальны. Именно это свойство позволяет правам человека стоять выше всего остального.

По мнению профессора Л. Гусейнова, права человека носят естественный и универсальный характер, поэтому их защита не является сугубо внутригосударственным делом. И не случайно, как правильно пишет Л. Ульяшина, универсальность является одной из черт, относящихся к понятийно-образующим призна­кам МСПЧ (международных стандартов прав человека).

Универсальность прав человека позволяет защитить и ста­вить интересы человека (личности) выше, чем какие бы то ни было другие ценности. Универсальность выступает как гарант того, что права человека - это своего рода неписаная консти­туция человечества в XXI веке. Не может быть прав человека только для определенного государства. Это равносильно тому, чтоб сказать, что демократия имеет национальные очертания. Универсальность прав человека, наверное, главное достиже­ние человека для человека, личности для личности.

4.  Выводы

В XXI в. права человека стали особой областью права, и не только международного. Права человека потому и универ­сальны, что охватывают и внутреннюю, и внешнюю полити­ку государств. Сегодня мнение о стране складывается, прежде всего, по тому критерию, как и насколько в этой стране соблю­даются права человека.

Универсальность прав человека имеет особенности и вы­ражается в следующем:

-     права человека являются объектом внимания мировой общественности, международных организаций и стран в целом;

-           демократический строй является важной гарантией полной защиты прав человека;

-     в области прав человека действует три уровня механиз­мов защиты: национальные, европейские (региональные) и международные;

-     универсальность, как неотъемлемое качество прав чело­века, дает возможность людям во всем мире чувствовать себя в некоторой степени защищенными, по край мере, с помощью действующих механизмов права человека лучше претворяют­ся в жизнь;

-     в области прав человека еще многое надо сделать, но многие государства (правительства) понимают, что защита прав человека - это уже необратимый процесс;

-     как принцип, универсальность является движущейся силой развития прав человека в современном мире.

Сегодня Комитет ООН по правам человека, Европейский суд по правам человека, неправительственные организации, правозащитники, международные и европейские организации

-      одним словом, все работают ради одной цели: чтобы права человека навсегда стали всеобщим достоянием человечества.


Olimp - одна из немногих марок спортивного питания, которая может похвастать 16-ти летним опытом собственных разработок и самостоятельного производства. Спортивное питание Olimp вся подробная информация на сайте http://www.pro100gym.com.ua


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика