Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правоохранительная деятельность как разновидность юридической деятельности: проблемы теоретического обоснования
Научные статьи
17.03.14 11:17
Оглавление
Правоохранительная деятельность как разновидность юридической деятельности: проблемы теоретического обоснования
правоохранительная деятельность
правоохранительные органы
Все страницы

Правоохранительная деятельность как разновидность юридической деятельности: проблемы теоретического обоснования


Однако при ознакомлении с литературой, рассматриваю­щей деятельность правоохранительных органов, обнаружива­ется другой подход. А точнее - отсутствие единого подхода к ее пониманию. Например, В.М. Сырых считает, что благодаря правоохранительной деятельности представляется возмож­ным решить следующие задачи:

1)   обеспечить неукоснительное соблюдение порядка соз­дания организаций, учреждений, ограничив возможности для появления разного рода лжеорганизаций, ориентированных по преимуществу на совершение противоправных деяний;

2)   не допустить в сферу хозяйственной, социально-куль­турной и иной деятельности организации и учреждения, не способные надлежащим образом осуществлять взятые на себя коммерческие, образовательные, медицинские и иные услуги;

3)   удостоверить факт совершения сделки или иного юри­дически значимого действия с тем, чтобы придать ему дока­зательственную силу в случае возникновения правового кон­фликта между сторонами;

4)   создать правовой режим, затрудняющий возможность совершения противоправных деяний и обеспечивающий их оперативное выявление, путем проведения эпизодических или систематических проверок исполнения требований зако­нов, иных нормативных правовых актов.

Успешное решение названных задач обеспечивается весь­ма широким кругом органов и организаций. Практически правоохранительную деятельность в той или иной мере осу­ществляют все органы государства, в том числе и законода­тельные (представительные) органы...».

Д.В. Пожарский, характеризуя правоохранительную дея­тельность Российской Федерации, предлагает для ее характе­ристики использовать понятие «охранительная функция госу­дарства» и предлагает в ее внутренней структуре выделить следующие компоненты:

-      подфункция охраны конституционного (государ­ственного) строя;

-      подфункция охраны (обороны) государства и его граждан;

-      подфункция охраны и защиты прав и свобод лич­ности;

-      подфункция охраны собственности;

-      подфункция охраны культуры и духовности об­щества;

-                  подфункция охраны природы.

В.Н. Галузо предлагает ввести новую отрасль юридиче­ской науки - «теорию правоохраны» - для изучения право­охранительных органов. В своем исследовании он берет за ос­нову определение правоохраны как урегулированной правом деятельности управомоченных государственных органов по принудительному обеспечению правового порядка на осно­ве соблюдения баланса интересов личности, общества и госу­дарства. На основании этого определения он классифицирует правоохранительные органы, также относя к ним большую группу органов, содействующих правоохранительным, ус­ловно поименованных «правоприменительными органами». Это налоговые и иные финансовые органы; судебно-эксперт­ные учреждения; нотариальные органы; органы записи актов гражданского состояния, а также группа негосударственных организаций - органы судейского сообщества; третейские суды; товарищеские суды; адвокатура; частный нотариат; част­ные детективные и охранные службы; негосударственные судебно - экспертные учреждения.

Ситуация запутывается и связи с тем обстоятельством, что указанная теоретическая характеристика правоприменитель­ной деятельности и ее видов не касается такой разновидности юридической деятельности, как правозащитная деятельность, существование которой в последнее время не вызывает сомнений, а ее значение для формирования правового государства все больше возрастает. В научной литературе понятия право­вой охраны и правовой защиты (правоохранительной и пра­возащитной деятельности) нередко рассматриваются как си­нонимичные, взаимозаменяющие друг друга. Все это делает необходимым специальное рассмотрение этой проблемы.

Деятельность государства и его органов и учреждений охватывает различные сферы жизни современного общества. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики, осуществление внешней по­литики, создание условий для развития культуры, науки и об­разования, поддержание обороноспособности и охрана госу­дарственной безопасности страны, а также выполнение других важных функций - таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.

В отечественном правоведении общепринятым положе­нием (аксиомой) по-прежнему остается постулат о единстве, взаимосвязи и взаимодействии права и государства. Соглас­но с ним делается вывод, что само существование государства во многом предопределено необходимостью создания права, обеспечения его осуществления. В этом можно усмотреть дань материалистическим представлениям о праве и государстве. Общеизвестны слова Ф. Энгельса о том, что на весьма ранней ступени развития общества возникает «.. .потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты произ­водства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражавшееся в обычае, становится затем законом. Вместе с законом необходи­мы и органы, которым поручается его соблюдение, - публич­ная власть, государство». Соответственно, этим и обусловлено наличие правотворческой и правоприменительной деятель­ности. Генетически это юридическая деятельность первичного порядка. Коль скоро правовое опосредование общественной жизни необходимо для осуществления государственных задач, то правотворчество и правоприменение, предназначенные для общего (нормативного) и индивидуального регулирова­ния важнейших общественных отношений, становятся неиз­бежным следствием правового способа бытия человеческого общества.

Но в связи с возникновением и самовоспроизводством самого правового феномена обоснованно ставится вопрос и о необходимости осуществления государством целого комплек­са дополнительных мероприятий по охране его от нарушений и посягательств. Эффективное функционирование правовой системы общества неизбежно требует каждодневного монито­ринга ее состояния, на основе которого должны применяться меры своевременного реагирования на любые угрозы ее нор­мальному существованию (в том числе и превентивного харак­тера). Одно из центральных мест в деятельности государства занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов государственных и него­сударственных организаций, трудовых коллективов и обще­ственных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями.

Это становится одним из постоянных направлений дея­тельности разнообразных органов государственной власти, т. е. функцией государства. Так, неслучайно, характеризуя функ­ции государства, исследователи-теоретики права и государ­ства выделяют и правоохранительную функцию, объединяю­щую деятельность по охране всех форм собственности, прав и свобод граждан, правопорядка, борьбе с преступностью и обороне страны; они также отмечают, что правоохрана имеет целью недопущение отклонения от установленного правопо­рядка, а также восстановление его при помощи принудитель­ных средств.

Являясь неотъемлемой частью деятельности государства, каждая функция объективно нуждается в обеспечении соот­ветствующим органом (системой органов) государственной власти. А.Б. Венгеров довольно точно подметил, что «государ­ственный орган следует создавать под ту или иную функцию, а не наоборот - создавать орган, потом находить ему занятие, функцию». Соответственно, логично поставить вопрос о том, что наличие в развитом механизме государства обособленной группы органов, решающих эти задачи, свидетельствует о са­мостоятельности правоохранительной функции.

Для подавляющего большинства органов государствен­ной власти диапазон их деятельности не замыкается, есте­ственно, на решении названных, хотя и весьма важных, но все же конкретно ограниченных задач - задач непосредственной охраны законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. У них на первом плане другие задачи - решение текущих и перспективных экономических вопросов, вопросов культуры, науки, образования, обороноспособности и государственной безопасности, внешней политики, эко­номического сотрудничества с другими странами и т. д. Не­которые функции по охране законности и правопорядка они выполняют как бы попутно, наряду с осуществлением своих основных задач.

Специально обеспечением законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с пре­ступлениями и иными правонарушениями занимается гораз­до более узкий круг органов государственной власти. Это те органы, которые существуют только или главным образом для выполнения такой роли. Их уже давно принято имено­вать органами охраны общественного порядка (нередко их называют и органами охраны правопорядка), т. е. органами, которые призваны охранять обусловленный экономическими, социальными, нравственными, культурными, исторически­ми и иными факторами, Конституцией РФ, другими законо­дательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России.

Весьма близко к понятию органов охраны общественного порядка (правопорядка) примыкает понятие правоохрани­тельные органы. Понятия эти весьма схожи, но не идентичны. Круг конкретных органов, к которым они относятся, не со­впадает. Не все органы охраны общественного порядка (пра­вопорядка) можно считать правоохранительными. Равным образом среди правоохранительных есть такие, которые не занимаются и не должны заниматься охраной общественного порядка или правопорядка в широком смысле этого слова.

Чтобы четко усвоить суть критериев, которыми следова­ло бы руководствоваться при отнесении тех или иных государ­ственных органов к числу правоохранительных, весьма важно уяснить признаки деятельности, получившей в определенной мере условное и признаваемое не всеми, но уже ставшее при­вычным для многих наименование «правоохранительная дея­тельность».

В общей теории государства и права превалирует мне­ние о том, что правоохранительная функция реализуется на практике именно через правоохранительную деятельность. Данный термин и обозначаемое им понятие являются сравни­тельно молодыми. Они введены в юридический обиход всего лишь в конце 50-х - начале 60-х гг. Отчасти этим и можно было бы объяснить тот факт, что понятие «правоохранительная де­ятельность» еще не состоялось. Вокруг него идут активные споры, высказываются разные суждения, а вместе с этим - и разные мнения о том, какие органы надо считать правоохра­нительными. В действующем законодательстве по данному поводу четких указаний нет.

В контексте наших рассуждений она генетически следу­ет за правотворчеством и правоприменением, образуя как бы юридическую деятельность вторичного порядка. Если право не будет постоянно воссоздаваться в ходе общего (норматив­ного) и индивидуально-правового регулирования, то деятель­ность по его (права) охране теряет всякий смысл. Поэтому правоохранительная деятельность, будучи тесно связанной с правотворчеством и правоприменением, не должна рассма­триваться как разновидность правоприменительной. И хотя она в основном направлена на обеспечение правореализации, однако по своему содержанию и формам осуществления, по результатам, объекту и предмету воздействия, наконец, по субъектам она отличается от правоприменения, о чем более подробно будет сказано дальше.

Характерно, что понятие правоохранительной деятель­ности считается как бы само собой разумеющимся. Многие авторы, использующие его в своих работах, не считают нуж­ным дать его определение, а просто перечисляют те меропри­ятия, которые могут составить содержание этой деятельно­сти, перечень которых оказывается то шире, то уже. Так, С.С. Алексеев рассматривает правоохранительную деятельность как деятельность государственных органов, включающую в себя исследование обстоятельств деяний, в которых обнару­живаются признаки правонарушений, принятие специаль­ных юридических мер воздействия против правонарушений (правовая ответственность), а также претворение в жизнь этих мер воздействия.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика