Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правоохранительная деятельность как разновидность юридической деятельности: проблемы теоретического обоснования - правоохранительная деятельность
Научные статьи
17.03.14 11:17
Оглавление
Правоохранительная деятельность как разновидность юридической деятельности: проблемы теоретического обоснования
правоохранительная деятельность
правоохранительные органы
Все страницы




Другой автор - И.С. Самощенко - считал, что правоохра­нительная деятельность по характеру представляет собой ак­тивно властную деятельность по принуждению к исполнению требований норм права. В других работах данный автор допу­скал, что термин «охрана права от нарушений» может употре­бляться в более широком смысле, охватывающем обеспечение законности, т. е. предупреждение правонарушений и ликви­дацию их последствий. Позднее аналогичную позицию обо­сновывал Т.М. Шамба, различая соответственно правоохрани­тельную деятельность в узком и широком смысле.

Н.В. Витрук, разрабатывая общую теорию юридической ответственности, справедливо полагает, что меры юридиче­ской ответственности и предшествующие им иные меры госу­дарственно-правового принуждения действуют не автомати­чески, а в результате имеющей свои особенности сознательной специфической деятельности компетентных государственных органов и должностных лиц. Виды такой деятельности опре­деляются в литературе как обеспечение, охрана и защита. И хотя по вопросу их разграничения мнения исследователей расходятся, наиболее общим является понятие правоохрани­тельной деятельности.

В связи с тем, что на общетеоретической основе не об­наруживается единства мнений по исследуемому вопросу, в целях поиска наиболее целесообразного понимания правоох­ранительной деятельности следовало бы обратиться к специ­альной юридической литературе. Как известно, в отечествен­ном правоведении уже давно существует такой предмет, как «Правоохранительные органы Российской Федерации», в рам­ках которого традиционно освещается данная проблема. Од­нако и здесь наблюдаются разногласия. Во-первых, некоторые авторы раскрывают понятие правоохранительной деятель­ности в качестве таковой, которая осуществляется правоохра­нительными органами. И далее озадачиваются определением последних: «...правоохранительные органы - это специально созданные государством структуры, основной задачей кото­рых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с правонарушениями и их пред­упреждение.

Правоохранительные органы обеспечивают выполнение требований действующих правовых норм всеми субъектами социальных отношений с помощью специальных методов и средств, предусмотренных законом. Прежде всего, они наделя­ются правом применять меры государственного принуждения в целях обеспечения законности в порядке, предусмотренном законом. Помимо мер государственного принуждения, они вправе применять и иные меры властного воздействия: пред­упреждение правонарушений, правовоспитательные, органи­зационные и иные меры воздействия. Но всегда отличительной чертой в их деятельности является то, что они уполномочены на то государством, эта деятельность для них является основ­ной, они применяют меры государственного воздействия, ко­торые предусмотрены соответствующими законами и в уста­новленном законом процессуальном порядке, исполнение которых обязательно для соответствующих должностных лиц и граждан. В этом их существенное отличие от иных организа­ций, занимающихся правозащитной деятельностью, которая также имеет положительное воздействие и может координи­роваться с работой правоохранительных органов».

Другие, охарактеризовав существенные признаки право­охранительной деятельности, дают ее определение: «.право­охранительная деятельность - это деятельность государствен­ных и общественных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами и общественными формированиями, путем приме­нения мер юридической ответственности, в соответствии с за­коном и с соблюдением установленных процедур». В чем цен­ность такого определения? Оно по своей сути тавтологично. Получается, что правоохранительная деятельность - это та, ко­торая осуществляется с целью охраны права. Ничего не до­бавляет и упоминание о том, что она осуществляется особыми органами, в соответствии с законом, с соблюдением установ­ленных процедур. Какая разновидность юридической деятель­ности (правотворчество, контроль и надзор, правоприменение и т. д.) не обладает этими признаками? Не спасает дело и действительно полезное упоминание о том, что эта деятель­ность осуществляется путем применения мер юридической ответственности. Но сами авторы, понимая недостаточность этого указания, пытаются уже за рамками этого определения включить в содержание правоохранительной деятельности и деятельность по поддержанию порядка: патрулирование на улицах и в общественных местах, контроль за проведением массовых мероприятий (уличных шествий, митингов, пикети­рования), защиту политических, имущественных, социальных и других прав граждан, обеспечение законности функциони­рования государственных структур, хозяйственных органов и общественных формирований и т. д. Единственное, что не заслуживает включения в содержание правоохранительной деятельности, согласно цитируемым авторам, - это многие функции обеспечения национальной безопасности страны с присущими ей мерами по предотвращению политических, экономических военных угроз.

И, наконец, заслуживает внимания третье мнение, выра­женное С.Л. Лосем, который считает, что правы те авторы, ко­торые, наоборот, определяют «правоохранительные органы» через категорию «правоохранительная деятельность». Такой подход представляется ему вполне обоснованным. Органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, и если эта деятельность является у них основной, могут определять­ся как правоохранительные. Данным автором дается следую­щее определение: «.правоохранительная деятельность - это предусмотренная действующим законодательством государ­ственная или санкционированная государством деятельность, направленная на охрану и защиту прав граждан, юридиче­ских лиц и государства и обеспечение выполнения ими своих обязанностей, осуществляемая, как правило, в определенном процессуальном порядке специально уполномоченными на то лицами и связанная с применением законных мер государ­ственного принуждения».

В этом определении четко прослеживается подразделе­ние правоохранительной деятельности на две составляющих: «охрана» и «защита». И хотя в этом определении также не удается избежать тавтологии (не только в том, что правоохра­нительная деятельность направлена на охрану прав граждан, юридических лиц и государства, но и в том, что эти права и защищаются и охраняются), сама по себе постановка вопро­са о том, что это только та охрана и защита, которая связана с применением законных мер принуждения, позволяет нам в дальнейших рассуждениях попытаться все-таки как-то разгра­ничить правоохранительную деятельность в узком и широком смыслах, а также сопоставить правоохранительную деятель­ность с правозащитной.

В поисках определения правоохранительной деятель­ности остается рассмотреть позицию законодателя по этому поводу. Хотелось бы заметить, что не существует такового определения и в российском законодательстве, хотя в некото­рых законодательных актах сам термин «правоохранительная деятельность» упоминается. В условиях проведенной адми­нистративной реформы и реформы государственной службы эволюция правоохранительной деятельности должна была обрести особый характер. Тем не менее многие исследовате­ли утверждают, что в соответствующих официальных юриди­ческих документах правоохранительной деятельности не уде­ляется необходимого внимания: незавершенной, в целом, им представляется система используемых законодателем поня­тий - «субъекты правоохранительной деятельности», «право­охранительная функция», «регламентация правоохранитель­ной деятельности».

Проведенный ими анализ законодательных и иных пра­вовых актов позволяет констатировать, что в рамках реформы государственной службы правоохранительное направление получило наименование «правоохранительная служба». Вот этому понятию в федеральном законодательстве дано опреде­ление: «Правоохранительная служба - это вид федеральной государственной службы, представляющей собой профес­сиональную служебную деятельность граждан на должно­стях правоохранительной службы в государственных орга­нах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина».

Однако предусмотренного в цитируемом законодатель­ном акте федерального закона «О правоохранительной служ­бе», после введения в действие которого это понятие начнет действовать, до сих пор нет. Не существует и законодательного понятия «правоохранительный орган».





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика