Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Типы регионального политического лидерства и трансформация механизмов элитарного рекрутинга
Научные статьи
17.03.14 11:29

вернуться

Типы регионального политического лидерства и трансформация механизмов элитарного рекрутинга

      

Российские элитологи сходятся во мнении, что совершен­но особым значением в структуре элиты, в том числе и на ре­гиональном уровне, обладает политический лидер. Насколько каналы и механизмы рекрутирования региональной полити­ческой элиты взаимосвязаны с типом политического лидер­ства и насколько может региональный лидер в силу своего понимания набора высших управленцев изменять механизмы рекрутирования?

В исследовательских практиках достаточно подробно разработана классификация типов политического лидерства. Н.Ю. Лапина под типом политического лидерства понимает набор идеологически оформленных политических средств, которые используются региональными руководителями в борьбе за власть и ее удержание, а также реальные ресурсы и пределы влияния индивидуального политического актора.

Исследователем выделяются три основных типа лиде­ров:       патерналистский,             патриархальный, модернистский.

Патерналистский тип характерен для «русских» аграрных и аграрно-промышленных регионов со сниженным инноваци­онным потенциалом. Политики такого типа подчеркивают свою близость к простым людям и понимание их проблем. Патриархальный тип лидерства сформировался в 1990-е годы в национальных республиках. По типу реализации власти и способам воздействия на население патриархальные лидеры близки патерналистам, но в национальных республиках лидер выступает как руководитель, отстаивающий энокультурные и национальные ценности того или иного народа. Модернист­ский тип лидерства сложился в промышленно развитых урба­низированных регионах с демократическим типом голосова­ния, поэтому для них характерно выдвижение и реализация инновационных проектов, отсюда ориентация на проведение реформ и отбор в команду профессионалов высокого уровня.

Для дальнейшего развития Российской Федерации на региональном уровне, по мнению Н.Ю. Лапиной, доминиру­ющим становится политический тип лидера-прагматика (эф­фективного менеджера). Его эффективность будет измеряться конкретными результатами деятельности: социально-полити­ческой стабильностью и показателями экономического разви­тия региона, наличием новых проектов и притоком инвести­ций. Ближе всего к этому типу лидерства модернистский тип.

С ней согласна определенная часть исследователей, ко­торые на основе аналитической модели элитогенеза, вклю­ченных в нее индикаторов (источников, сред, социокуль­турных срезов, карьерных алгоритмов), выделяют три «идеальных типа» становления высшего административно­управленческого персонала: два основных и один переходный. Основные типы - преимущественно лидерские, а переходный тип - преимущественно менеджерский, и именно последний тип, по мнению исследователей, интересен больше всего, так как остро сигнализирует о наметившихся переменах в созна­нии политической элиты.

Иную, во многом сходную, но более расширенную клас­сификацию типов политического лидерства в регионах дает С.Н. Барзилов. Он выделяет шесть типов власти на уровне ре­гионов: смешанный тип, авторитарный тип, лоббистский тип, популистский тип, партийно-харизматический тип, мобили­зационный тип. В этом списке, учитывая изменения, произо­шедшие на российском политическом пространстве, нас ин­тересует три типа - смешанный, авторитарный, лоббистский.

Смешанный тип, как переходный вариант, характерен для малоустойчивых местных политических режимов, не контролирующих местные экономические и финансовые ре­сурсы. У этого типа отсутствует развитая номенклатурно-кла­новая база, а глава региона одновременно является и главой исполнительной власти.

«Авторитарный тип, - по мнению С.Н. Барзилова, - ха­рактерен для сравнительно упрочившихся политических ре­жимов, когда губернатор как бы находится над законодатель­ной, исполнительной и судебной властями, являясь своего рода арбитром и сосредоточением интересов местных номен­клатурных кланов».

Лоббистский тип характерен для регионов, в которых присутствует противостояние различных кланов или терри­ториальных группировок административной номенклатуры и бюрократии. Лидер в подобной ситуации отражает интере­сы одной из противоборствующих сторон. Лоббистский тип встречается при смене регионального политического лидера, когда бывшая клановая группировка находится в конфронта­ции с новой группировкой.

Следует подчеркнуть, что модели, предложенные Н.Ю. Лапиной и С.Н. Барзиловым, при всех их теоретической проработанности в каждом конкретном случае нуждаются в определенной корректировке.

В ходе смены политического лидера часто бывает задей­ствован целый комплекс причин, наиболее важные из них приводят к тому, что меняется не только тип политического лидера, но и механизмы рекрутинга региональной элиты.

Одной из основных причин смены лидера можно назвать «вызовы времени», в конкретных современных российских ус­ловиях это необходимость запуска и отладки модернизаци- онных процессов. «Поиск модернизационных стратегий, - по мнению Лапиной, - заставляет региональных руководителей искать новые кадровые решения (назначение на ответствен­ные посты в администрациях топ-менеджеров), которые уси­ливают неоднородность управленческих команд и провоци­руют возрастание конфликта между «старыми» и «новыми» управленцами». Связано это с тем, что политическая модер­низация требует создания эффективных властных институтов и механизмов, формирования компетентной и эффективной бюрократии, что мало соответствует представлениям о власт­ных функциях сформировавшегося элитного слоя.

Несомненно также, что в процессе изучения трансформа­ции региональных элит необходимо учитывать взаимоотно­шения между центром и регионом, а также влияние первого на внутрирегиональную политику. Поэтому вторым немало­важным фактором изменения механизмов рекрутинга явля­ется стремление федеральной элиты не только поддерживать порядок и спокойствие в регионе, но и тенденция к установ­лению контроля над наиболее ценными экономическими ре­сурсами.

Анализ постсоветского развития Республики Башкорто­стан привел А. Хайбуллина к выводу, что она пошла в 1990-е гг. по пути «инструменталисткой модернизации», когда тра­диционное общество переносит на свою почву технические нововведения, выработанные «на стороне», с целью модерни­зировать свою систему жизнеобеспечения. Неудивительно, что характер модернизации Республики Башкортостан в эти годы определил и тип его элиты, которая была «демократи­ческой» по своему происхождению элиту, но без механизмов ее обновления. Власть формировалась по ценностным, этни­ческим и личностным принципам (клановый тип связи), но не по критерию профессионализма.

Отличительными чертами региональной политиче­ской элиты времен президентства М.Г. Рахимова, по мнению А. Хайбуллина, стали: 1) мифологическое сознание; 2) патерна­листское отношение к государству; 3) неспособность поставить общенациональные интересы выше личных; 4) стремление по­лучить и сохранить социальный статус номенклатурного типа; 5) аграрный тип происхождения.

Назначение нового главы Башкортостана было вызвано как потребностями модернизации и полного урегулирования взаимоотношений центра и региона, так и неудовлетворенно­стью кадровыми решениями прежнего руководства. Новый руководитель Р.З. Хамитов подверг политику своего предше­ственника и его команды резкой критике. По его мнению, в республике укоренились клановость, кумовство, коррупция и взяточничество.

Основными неформальными факторами формирова­ния элитного слоя при Р.З. Хамитове являются ослабление позиций лиц титульной нации, происхождение (увеличение доли выходцев из городской среды), до определенной степени учитывается оппозиционность предшествующему лидеру, но чаще всего Р.З. Хамитов говорит о профессионализме, судя по всему, понимаемом как способность осуществлять управлен­ческие функции.

Новый глава республики позиционирует себя сторон­ником прозрачной политики, демократичности и справед­ливости. В связи с этим он пытается внедрить открытый тип рекрутирования политических элит, для которого характерен отбор по личным и профессиональным качествам кандидата. С другой стороны, оппозиция постоянно упрекает его в «ка­дровой чехарде» и подборе лояльных лиц. «Идеальная» мо­дель формирования региональной политической элиты Ре­спублики Башкортостан, учитывая реальную политическую ситуацию, может заключаться в сбалансированном сочетании принципов клиентелизма (формирование личной команды) и профессионализма (сохранение части старой команды, при­глашение опытных управленцев).


Право и политика



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика