Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Евразийство Н.С. Трубецкого и П.Н. Савицкого: этатизм и персонализм
Научные статьи
17.03.14 12:23

вернуться

Евразийство Н.С. Трубецкого и П.Н. Савицкого: этатизм и персонализм



Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4

В представлениях Н.С. Трубецкого и П.Н. Савицкого об историческом процессе огромная роль отводится государству. При этом, на наш взгляд, существует глубинная связь между персонологией указанных евразийцев и их пониманием госу­дарства.

Союзы народов или «многонародные нации» (Н.С. Тру­бецкой), занимающие тот или иной географический мир и превращающие его в месторазвитие, надстраивая над гео­графией пласт культуры, по евразийцам есть симфонические личности.

Н.С. Трубецкой раскрывает это понятие в предисло­вии к сборнику статей «К проблеме русского самопознания» (1927 г.): «...Наряду с частночеловеческими личностями суще­ствуют личности многочеловеческие - как частнонародные, так и многонародные». Подобными симфоническими лично­стями являются народы, а также их союзы, связанные геогра­фическим соседством и перекличками в языках и культурах, превращающие их в «особый мир» (так, например, симфони­ческой личностью является Россия - Евразия). Личность есть цельность и поэтому она не сводима к простой сумме индиви­дов, входящих в данный народ или особый мир.

По Н.С. Трубецкому, личность имеет духовный уровень, возвышающийся над материальной эмпирией: «Личность имеет и дух, и плоть, и выявляется... в духовной. и в плотской сферах»2. Плоть личности - социальное тело, которое предпо­лагает связь с географической территорией, хотя и не совпа­дает с этой территорией.

Симфонической личности человечества по Н.С. Тру­бецкому не существует, и личности «многонародных наций» есть наиболее высокие в иерархии относительных личностей (выше их только личность Бога). Государство, охватывающее весь данный географический мир, или империя есть результат творчества такой личности и в этом смысле оно стоит в одном ряду с национальной литературой, архитектурой, живописью, самобытным экономическим кладом и т. д.

Государство выражает особенности той или иной мно­гонародной личности, но само оно личностью не является. В творчестве, создании самобытной культуры, условием чего является самопознание народа, по Трубецкому, состоит смысл жизни и народов (равно как и отдельных людей).

Государство, по евразийцам, существует, помимо того чтобы поддерживать порядок среди населения и защищать его от внешних опасностей, для того, чтоб удерживать терри­торию (курсив наш - Р.В.). Н.С. Трубецкой определял государ­ство как «географически-волевое» начало: «Социологически государство есть территория, все жители которой подчиня­ются определенным законам и повелениям, исходящим из одного волевого центра, т.е. правительства. Государство есть т.ск. категория "географически-волевая". Кроме того, понятие государства непременно и существенно связано с по­нятием волевого насилия». Не будем забывать, что для евра­зийцев территория - не просто земля, камни, песок, водные ресурсы, полезные ископаемые и т. д. Территория - это вторая составляющая месторазвития, первая составляющая которо­го - культура.

Используя метафору Ф. де Соссюра, которой он демон­стрировал отношение означающего и означаемого в знаке, культура и территория подобны двум сторонам одного листа бумаги. С утерей территории и культура начинает страдать, и вырождаться, ведь наряду с политически-административ- ной колонизацией, существует и культурная колонизация (П.Н. Савицкий).

По мере создания империи империообразующий на­род включает новые ландшафты, населяющие их народы и их культуры в свою историческую память, «пропускает их через себя» и вырабатывает образ этой территории, отождествляе­мый с образом Родины. Но дело не только в этом, территория, как утверждал П.Н. Савицкий, организована неким интелли­гибельным принципом, структурой, которая является эйдо- сом в платоновском смысле.

Тот же эйдос организует и культуру народов, населяю­щих данную территорию, и потому составляющих единую многонародную нацию. Одно это позволяет говорить о спаян­ности культуры и территории и о том, что если нет соответ­ствия между тем и другим (структура культуры не повторяет структуру территории ввиду того, что государство сузилось и утеряло часть территорий), то наступает и кризис культуры.

st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}


Философия права



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика