Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Современные тенденции регулирования трудовой миграции: опыт и приоритеты межгосударственных интеграционных объединений (ЕС, СНГ, ЕврАзЭС) - единое экономическое пространство
Научные статьи
21.04.14 10:55
Оглавление
Современные тенденции регулирования трудовой миграции: опыт и приоритеты межгосударственных интеграционных объединений (ЕС, СНГ, ЕврАзЭС)
национальное иммиграционное законодательство
единое экономическое пространство
Все страницы


Региональной международно-правовой основой для при­нятия типовых двусторонних договоров стали нормы Конвен­ции о приграничном сотрудничестве государств-участников СНГ 2008 г., подписанной Арменией, Беларусью, Казахста­ном, Киргизией, РФ и Таджикистаном и вступившей в силу в 2009 г. Ст. 7 этой Конвенции выделяет среди приоритетов развития приграничных регионов регулирование миграции населения; ст. 4 предполагает заключение сторонами типо­вых соглашений по вопросам организации приграничного со­трудничества. Ст. 8 Конвенции устанавливает, что стороны «в соответствии с национальным законодательством принимают меры, направленные на упрощение процедур пограничного, таможенного, иммиграционного (миграционного) и иных ви­дов контроля» в целях реализации указанной Конвенции.

Формирование единого миграционного пространства на двусторонней основе является составной частью Концепции социального развития Союзного государства на 2011-2015 гг., утвержденной Постановлением Высшего государственного Совета от 25 ноября 2011 г. № 7. В ней дано определение регу­лирования миграционных процессов как «комплекса админи­стративно-правовых и социально-экономических мер, обеспе­чивающих реализацию гарантированных государством прав мигрантов; создание условий для их перемещения в направле­ниях, отвечающих текущим и перспективным потребностям страны, а также способствующих улучшению демографиче­ской ситуации». Среди перспективных направлений сотруд­ничества двух стран стоит отметить создание единой системы миграционного контроля и выработку единой позиции по во­просам миграции (ч. 5.3 Концепции 2011 г.).

В феврале 2009 г. вступило в силу Соглашение между РФ и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав их граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории государств-участников, подпи­санное сторонами в 2006 г. Граждане РФ и Беларуси облада­ют правом пребывания в Союзном государстве без осущест­вления регистрационной процедуры в течение 30 дней (ст. 3 Соглашения) и правом получения разрешения на постоянное место жительство в упрощенном порядке, без предыдуще­го оформления временного пребывания, на основании своей принадлежности к его гражданству (ч. 1 ст. 4). Помимо это­го, в рамках двустороннего сотрудничества был принят пакет ведомственных международных договоров. К ним относится Соглашение между Правительствами РФ и Беларуси об ис­пользовании миграционной карты единого образца 2004 г. Указанный договор исключает граждан Союзного государства из общего понятия «иностранные граждане» и позволяет им не заполнять миграционную карту, передвигаясь в его преде­лах (ст. 2). Таким образом, предполагается, что меры иммигра­ционного контроля будут применяться сторонами по отноше­нию к внешней миграции на совместной и унифицированной правовой платформе (ч. 1 ст. 3, ст. 4 Соглашения). Протоко­лом о внесении дополнения в данное Соглашение от 25 ноября 2011 г. стороны договорились также о том, что иностранные граждане, временно или постоянно проживающие в Респу­блике Беларусь, при въезде в РФ предъявляют выданную им в Беларуси миграционную карту (п. 3 ст. 3 Соглашения).

В декабре 2008 г. было подписано Соглашение между МВД Республики Беларусь и ФМС России о сотрудничестве в области миграции. В августе 2012 г. в Минске прошло за­седание межведомственной рабочей группы по проведению единой миграционной политики Союзного государства, где обсуждался проект будущего Соглашения об обмене базами данных по лицам, в отношении которых действуют ограниче­ния на выезд.

Заслуживает отдельного внимания Соглашение о право­вом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, под­писанное Правительствами РФ, Республики Беларусь и Респу­блики Казахстан в 2010 г. в Санкт-Петербурге и вступившее в силу 1 января 2012 г. Указанный договор создает, по сути, режим наибольшего благоприятствования для трудящихся- мигрантов, являющихся гражданами сторон, и выводит их в особую, льготную категорию иностранных работников. Ст. 3 Соглашения 2010 г. определяет, что «деятельность, связанная с привлечением трудящихся-мигрантов, осуществляется ра­ботодателями государства трудоустройства без учета огра­ничений по защите национального рынка труда», и трудя- щимся-мигрантам не требуется получения разрешений на ее осуществление на территории участников. Ст. 5 дает возмож­ность временного пребывания мигрантов и членов их семей без регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в течение 30 суток с момента въезда и устанавливает общий срок этого пребывания как период действия трудового договора с работодателем. После истечения 90 суток с момента въезда трудящийся-мигрант обладает, в случае досрочного растор­жения контракта, в течение 15 дней правом заключить новый трудовой договор, в том числе, с иным работодателем (ст. 8 Со­глашения 2010 г.). При этом все периоды трудовой занятости должны быть подтверждены работодателем с помощью выда­чи соответствующей справки о специальности, сроке работы и заработной плате на безвозмездной основе (ст. 10). В ст. 16 особо оговаривается право трудящегося-мигранта на вступле­ние в профсоюзы, наравне с гражданами государства приема.

Остальной объем прав, свобод и обязанностей представ­лен достаточно узким перечнем и, в определенной части, иден­тичен содержанию Конвенции СНГ о правовом статусе трудя- щихся-мигрантов и членов их семей 2008 г. В этом есть своя логика, поскольку Соглашение 2010 г. применяется без ущер­ба для прав и свобод трудящихся-мигрантов, вытекающих из других международных договоров, в которых участвуют его стороны (ст. 19). Как известно, все три стороны Соглашения 2010 г. одновременно являются участниками Конвенции СНГ 2008 г.

Ст. 7 Соглашения 2010 г. определяет основные направле­ния сотрудничества РФ, Беларуси и Казахстана по его реализа­ции: согласование политики в сфере регулирования внешней трудовой миграции; содействие организованному набору тру- дящихся-мигрантов на территории сторон; предотвращение нелегального использования их труда; обмен информацией по вопросам правового статуса трудящихся-мигрантов и чле­нов их семей.

Несмотря на трехсторонний характер Соглашения 2010 г., ст. 22 делает его открытым для «присоединения к нему других государств, являющихся членами Таможенного союза в рам­ках Евразийского экономического сообщества, с согласия всех государств-участников Соглашения». Таким образом, только страны-участницы ЕврАзЭС имеют возможность присоеди­ниться к данному договору.

В законодательстве РФ, в частности, сохраняется система квотирования внешней трудовой миграции, как из ближне­го, так и из дальнего зарубежья. Квотирование по-прежнему представляется необходимым условием участия России в об­щем миграционном обмене постсоветского пространства. По данным ФМС России, в декабре 2012 г. на ее территории нахо­дились 2,5 млн. трудовых мигрантов из Узбекистана, 1 млн. - из Таджикистана, 600 тыс. - из Азербайджана, по 500 тыс. - из Казахстана, Киргизии и Молдовы и 200 тыс. - из КНР.

Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей 2010 г. отражает реальную ситуацию типовых миграций внутри региона. Сегодня здесь преобладают экономические миграции временного профиля с целью осущест­вления трудовой занятости в сфере строительства, торговли, услуг и домашнего хозяйства. Для миграций такого рода не­обходимо международно-правовое регулирование, предпо­лагающее минимальный уровень прав, свобод и обязанностей трудящихся-мигрантов, необходимый для их временной адап­тации.

Концепция согласованной социальной политики ЕврА­зЭС, утвержденная решением Межгосударственного Совета от 18 апреля 2007 г. № 335, включает и сферу миграции на­селения. В число ее приоритетов входит: усиление коорди­нации в области регулирования миграционных процессов; проведение согласованной государственной миграционной политики на основе соответствия интересам мигрантов и при­нимающего общества; обеспечение интеграции иммигрантов и формирование толерантности к ним (п. 2 ч. III Концепции). В ч. V Концепции среди ожидаемых результатов реализации единой социальной политики к миграции населения относит­ся «свободное перемещение граждан и функционирование единого рынка труда» и «использование общего образователь­ного пространства».

Приоритетные направления развития ЕврАзЭС на 2003­2006 гг. и последующий период, утвержденные решением Межгосударственного Совета от 9 февраля 2004 г. № 152, от­носят к мероприятиям в области миграционной политики:

-    обеспечение свободного перемещения граждан «на ос­нове простых, ясных и понятных всем мер контроля за мигра­цией населения»;

-    разработку принципов регулирования трудовой ми­грации и «повышения трудовой мобильности населения госу­дарств-членов Сообщества»;

-    формирование общего образовательного пространства, включая «равные условия для поступления в учебные заведе­ния, взаимное признание документов об образовании, ученых степенях и званиях».

Итак, приоритет миграционного регулирования ЕврА­зЭС лежит в области международно-правовой регламентации трудовой и образовательной (научной) миграции. Это регули­рование основано на преобладании таких межгосударствен­ных методов управления миграцией, которые одновременно обеспечивают добровольные перемещения, выгодные для экономического развития членов ЕврАзЭС, и позволяют под­держивать национальную безопасность и общественную ста­бильность.

Инициирующим международным органом в области ре­гулирования добровольной миграции сегодня выступает по­стоянно действующий Интеграционный Комитет ЕврАзЭС, в лице такого структурного подразделения Секретариата, как Департамент развития социально-гуманитарной сферы. Со­гласно решению Интеграционного Комитета «О функциях структурных подразделений Секретариата Интеграционного Комитета ЕврАзЭС» от 27 июля 2001 г., на него возложена подготовка предложений и проектов межгосударственных до­кументов по формированию общего рынка труда, регулирова­нию миграции рабочей силы в рамках ЕврАзЭС и проведению единой визовой политики. К подобным межгосударственным документам относятся: проекты региональных международ­ных договоров, основы законодательства, типовые проекты за­конодательных актов, рекомендации по сближению (унифи­кации или гармонизации) национального законодательства государств-членов и предложения по его совершенствованию.

Таким образом, государства постсоветского пространства стимулируют процессы добровольной миграции, сохраняя ряд действующих региональных договоров СНГ (в области приграничного сотрудничества, пограничной политики, пра­вового статуса трудящихся-мигрантов) и включая различные аспекты ее регулирования в сферу деятельности ЕЭП, ЕврА­зЭС и Союзного государства. Двусторонние договоры РФ и стран СНГ следуют общим региональным тенденциям такого регулирования, их предметом является развитие пригранич­ных форм миграции (маятниковые перемещения), социаль­ная стабильность в приграничных местностях, облегченный режим въезда и пребывания граждан СНГ, создание инфор­мационно-пограничных баз данных, порядок использования миграционных карт, координация соответствующих ведомств. По аналогии с ЕС, складывается «вторичное» право ЕврАзЭС в области миграции, источниками которого стали концепции, приоритетные направления развития и модельные законода­тельные акты. Инициативы заключения трехсторонних пар­тнерских соглашений, предлагающих новые модели управ­ления трудовой миграцией в рамках ЕЭП, принадлежат РФ, Казахстану и Беларуси.



Евразийская интеграция





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика