Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Сотрудничество Европейского Союза и Африканского Союза по вопросам миграции: три поколения соглашений
Научные статьи
21.04.14 14:53
Оглавление
Сотрудничество Европейского Союза и Африканского Союза по вопросам миграции: три поколения соглашений
Африканский Союз
Все страницы

Сотрудничество Европейского Союза и Африканского Союза по вопросам миграции: три поколения соглашений

Сотрудничество Европейского Союза с Африкой по вопросам миграции началось задолго до создания Африкан­ского Союза (2000-2002 гг.) и самого Европейского Союза (1992 г.). До учреждения Африканского Союза действовала Органи­зация африканского единства (ОАЕ), в центре деятельности ко­торой были политические вопросы - содействие африканским странам в освобождении от колониальной зависимости. В нача­ле 1980-х годов эта задача, будучи уже решена, уступила место другой, более важной и не решенной до сих пор - социально­экономическому развитию африканских стран2. В этом ключе страны-участницы ОАЕ приняли Лагосский план действий (1981 г.), договор Абуджа (1991 г.), Каирский план действий (1994 г.), - всего около десяти подобных документов.

Предшественницей Ломейских соглашений, соста­вивших основное наполнение первого поколения соглашений регионального евро-африканского сотрудничества, можно на­звать Конвенцию Яунде 1969 г. Это соглашение Европейского экономического сообщества с восемнадцатью государствами Африки предоставило последним ряд льгот и возможностей получения помощи, а впоследствии было заменено Ломейски­ми документами.

Первая из Ломейских конвенций по оказанию помо­щи развитию была заключена со странами Африки, бассей­на Карибского моря и Тихого океана (странами АКТ) в Ломе (Того) в 1975 г. Конвенции предоставляли бывшим колониям Великобритании, Дании, Бельгии и Франции права беспош­линного экспорта сельскохозяйственной продукции на рынок Европейского Сообщества, а также предусматривали оказание помощи развитию за счёт средств Европейского фонда раз­вития. Ломейские соглашения заключались на срок 5-10 лет, были четыре раза пересмо­трены и действовали вплоть до 1999 г.

Начало 90-х гг. было отмечено распадом СССР и, соответственно, перераспре­делением сфер политическо­го влияния на африканском континенте. На этот период приходится заключение третьей и четвертой Ломейских конвенций (1985 и 1989 гг.), которые, по сравнению с первыми двумя конвенциями, отразили расширение европейского влияния.

Что касается международной миграции, то она, ко­нечно, присутствовала и в период евро-африканского сотруд­ничества в рамках Ломейских соглашений, однако не составля­ла проблемы ни для европейских, ни для африканских стран. Миграция не входила в сферу полномочий ни ОАЕ, ни Евро­пейских Сообществ, поэтому основные положения междуна­родно-правового регулирования миграции были закреплены в двусторонних соглашениях европейских и африканских стран.

Сотрудничество ЕС с бывшими колониями в Афри­ке вышло на новый уровень с переходом от Ломейских согла­шений к конвенции Котону, подписанной в Бенине 23 июня 2000 г. с 79 бывшими колониями в Африке, Карибском бассей­не и Тихоокеанском регионе. Соглашение Котону вступило в силу 1 апреля 2003 г., было дважды пересмотрено (в 2005 и в 2010 гг.) и остается в силе по сей день.

В его действующей редакции вопросам миграции уделено некоторое внимание - им посвящена ст. 13, в кото­рой нашли отражение все основные вопросы международно-правового регулирования миграции на современном этапе, хоть и в довольно концентрированном виде. Миграция стала предметом углубленного диалога в рамках партнёрства ЕС и развивающихся стран АКТ. В центре диалога - достойное об­ращение с гражданами стран-участниц соглашения, законно находящимися на территории государства, предоставление им прав и обязанностей, сравнимых с теми, которые получают граждане государства пребывания, а также борьба с ксенофо­бией. Работники из стран АКТ не должны подвергаться дис­криминации по сравнению с гражданами страны пребывания в отношении условий труда и его оплаты, увольнения. Также новым направлением сотрудничества стали стратегии по со­кращению бедности, улучшению условий жизни и труда, соз­данию рабочих мест в странах АКТ с тем, чтобы уменьшить влияние выталкивающих факторов в странах-источниках ми­грации. В соответствии с соглашением Котону вопросы борь­бы с нелегальной миграцией, включая вопросы реадмиссии, а также определение направлений превентивной политики были отнесены к политическому диалогу на уровне Совета министров - одного из совместных органов, создаваемых для реализации соглашения Котону.

Важность Ломейских соглашений и договора Котону в отношении международно-правового регулирования миграции состоит в том, что они позволяют проследить истоки формиро­вания диалога Европейского Союза с Африкой, в рамках кото­рых затем и будут сформированы важнейшие подходы двух ре­гиональных международных организаций к этой проблеме.

Поскольку и Ломейские соглашения, и договор Кото­ну относятся к первому поколению соглашений, повторимся, что на этом этапе Европейское сообщество не выделяло Афри­канский континент в качестве самостоятельного приоритетно­го направления сотрудничества, а сама миграция не только не ограничивалась, но и поощрялась. Международно-правовое регулирование миграции лишь в последние полтора десяти­летия стало входить в повестку дня регионального сотрудниче­ства двух организаций - до этого практически все его положе­ния были закреплены в двусторонних межправительственных соглашениях бывших колоний с бывшими метрополиями.

Второе поколение соглашений о сотрудничестве по во­просам миграции появилось из недр первого - с переходом от­ношений двух региональных международных организаций на новый уровень: от диалога к партнёрству. Основы стратегиче­ского партнерства были заложены на Каирском саммите ЕС и АС в 2000 г. На нем были приняты Каирская декларация и план действий по её реализации, что составило основу так называе­мого Каирского процесса.

Повышение уровня сотрудничества положительно сказалось и на развитии международно-правового регулиро­вания международной миграции. Так, в Каирской декларации вопросам миграции было уделено уже большее внимание. Впервые была предпринята попытка на высшем уровне закре­пить всеобъемлющий и интегрированный подход к проблеме миграции, выделив при этом вопросы предоставления убежи­ща в отдельный блок. Была подтверждена обеспокоенность обеих сторон утечкой квалифицированных специалистов из Африки, что представляет собой проблему для успешного развития африканского континента. Стороны выразили готов­ность сотрудничать по устранению выталкивающих факторов, создающих миграционные потоки в странах происхождения, транзита и назначения.

Второе поколение соглашений отличается от пред­шествующего тем, что в них международная миграция выхо­дит в разряд приоритетных вопросов (среди иных), вначале исключительно в негативном плане как для европейских, так и африканских стран, а в дальнейшем - и в позитивном, в кон­тексте взаимосвязи миграции с достижением Целей развития тысячелетия.

В дальнейшем изложении авторы вынуждены вести речь сразу и о втором, и о третьем поколении соглашений, в связи с тем, что все они продолжают самостоятельное и одно­временное существование. Следуя хронологии событий, авто­ры поясняют, к какому из поколений относится конкретное мероприятие или документ.

Период с 2000 по 2005 гг. отмечен спадом активности в вопросах миграции. Импульсом к появлению нового, третье­го поколения соглашений двух региональных международных организаций в вопросах международно-правового регулиро­вания миграции стали события в Марокко. 28-29 сентября 2005 г. несколько сотен африканцев попытались штурмом взять пограничные укрепления Сеуты и Мелильи, испанских анкла­вов на территории Марокко, и проникнуть, таким образом, в Европейский Союз. Вот как это происшествие описывала пресса: «В ночь со среды на четверг через забор, окружающий Сеуту, попытались одновременно перебраться, по разным оценкам, от 400 до 600 человек. 80 из них достигли своей цели. В предыдущие два дня группы по 500 человек прорывались на территорию другого испанского анклава - Мелильи. Около 200 из них остановить не удалось. Таким образом, за три дня число нелегальных иммигрантов, ступивших на землю Евро­союза, достигло почти 300 человек. В результате возникшей на границе давки погибли, по меньшей мере, двое иммигран­тов, около 50 получили ранения. Есть пострадавшие и среди полицейских».

Марокканское происшествие, породив широкий об­щественный резонанс, отозвалось как на региональном, так и на международном уровнях. Спустя буквально две недели, 12 октября 2005 г., на заседании Совета ЕС была принята страте­гия ЕС в отношении Африки.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика