Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Сотрудничество Европейского Союза и Африканского Союза по вопросам миграции: три поколения соглашений - Африканский Союз
Научные статьи
21.04.14 14:53
Оглавление
Сотрудничество Европейского Союза и Африканского Союза по вопросам миграции: три поколения соглашений
Африканский Союз
Все страницы

Ответным шагом африканцев стало проведение в Гам­бии в июне 2006 г. саммита АС, впервые посвященного про­блемам миграции. В свете принятой ЕС стратегии по мигра­ции лидеры африканских стран приняли основы миграцион­ной политики и общую позицию африканских стран по во­просам миграции и развития, что стало своего рода ответом африканских лидеров на стратегию ЕС в отношении Африки, принятую Советом ЕС в 2005 г.

В общей позиции африканских стран по вопросам миграции и развития нашли отражение особенные интересы африканцев в вопросах миграции, в частности, по взаимосвя­зи устойчивого социально-экономического развития с мигра­цией, утечке умов, трудовой миграции, денежным переводам, африканской диаспоре, обеспечению мира, безопасности и стабильности в их связи с миграционными потоками, обе­спечению прав мигрантов, гендерного равенства, защите прав детей, молодёжи и пожилых людей, установлению свободы передвижения в рамках субрегиональной экономической ин­теграции. Одновременно африканские лидеры выразили своё единое отношение к таким связанным с миграцией явлениям как защита окружающей среды, торговля, социальные услу­ги, здравоохранение.

В итоге проведения Совета ЕС в Брюсселе в 2005 г. и саммита АС в Гамбии 2006 г. выявились разные подходы ев­ропейцев и африканцев к международно-правовому регули­рованию миграции. Для европейцев приоритетом остается борьба с нелегальной миграцией. Для африканцев, наоборот, приоритетом выступает социально-экономическое развитие их стран за счет иностранной помощи.

Эти документы, обозначив контуры дальнейшего раз­вития международно-правового регулирования миграции в Африке, стали его базисом, за пределы которого это развитие не вышло и по сей день. Позже вопросам миграции на уров­не Африканского Союза уже не уделялось столь пристального внимания.

Одним из последствий событий в Марокко стал Рабат- ский процесс - третье поколение соглашений, отличие кото­рого состоит в концентрации именно на вопросах междуна­родной миграции. Первая евро-африканская министерская конференция по вопросам миграции и развития, собравшая министров по делам миграции и развития более 50 европей­ских и африканских стран, прошла в Рабате, Марокко, с 10 по 11 июля 2006 г. (В дальнейшем Рабатская декларация 2006 г. и план действий по её реализации были вынесены на рассмо­трение Диалога высокого уровня по вопросам миграции и раз­вития (сентябрь 2006 года).)

Задача Рабатской конференции состояла в выработке единого подхода для стран происхождения, транзита и назна­чения мигрантов, в совокупности составляющих западноаф­риканский миграционный путь, по которому нелегалы дви­жутся в Европу из стран Северной, Центральной и Западной Африки.

Участники Рабатского процесса ставят его в один ряд с Каирским процессом, начавшимся с совместного Каирского саммита 2000 г. и диалогом ЕС со странами Африки, Тихоо­кеанского региона и Карибского бассейна в рамках ст. 13 со­глашения Котону, как бы делая акцент на необходимости их согласованности и взаимодополняемости. Это и понятно, ведь кроме уже упомянутых трёх наиболее важных линий сотруд­ничества по миграции существовали и другие, носящие субре­гиональный характер.

Точкой пересечения этих многочисленных векторов сотрудничества Евросоюза с Африкой суждено было стать совместной стратегии сотрудничества ЕС с Африкой 2007 г. В рамках стратегии была предпринята попытка сделать из миграции одну из сил социально-экономического развития европейских и африканских стран, в частности, путем транс­формации «утечки умов» в их «приобретение» (возвратная миграция), лучшего планирования миграционных потоков и др. Стратегия сделала шаг вперёд в развитии многоуров­невого сотрудничества на африканском направлении.

Однако и второе поколение соглашений не стояло на месте. Развитием Каирского процесса стала совместная Три­польская министерская конференция ЕС и АС по миграции и развитию, состоявшаяся 22-23 ноября 2006 г. в Ливии. На ней были приняты Трипольская декларация, впервые за­крепившая основы стратегического партнёрства ЕС и АС по вопросам миграции, а также план действий по борьбе с тор­говлей людьми, известный как план Уагадугу, который позд­нее стал одним из основополагающих документов по борьбе с нелегальной миграцией из Африки и торговлей людьми. Трипольская совместная министерская конференция ЕС и АС имела решающее значение для активизации сотрудничества африканских стран в рамках Африканского Союза по вопро­сам миграции и предоставления убежища.

Совместная стратегия Африка-ЕС, подготовленная в рамках Трипольской совместной министерской конференции 2006 г. и принятая Лиссабонском совместном саммите 2007 г., имела целью вывести совместный диалог на новый стратегиче­ский уровень приоритетного партнёрства, выделив при этом восемь тематический направлений. В их числе необходимо от­метить мир и безопасность, а также миграцию, мобильность и занятость. Совместная стратегия должна реализоваться че­рез постоянный диалог на политическом уровне, регулярные встречи экспертов, серию краткосрочных планов действий, а также систему конкретных и измеримых индикаторов в дости­жении поставленных целей.

Для реализации поставленных задач ЕС обязался оказать помощь Африке в развитии производственных мощ­ностей, наращивании прибавочной стоимости, снижении за­висимости от экспорта сырья, а также ведении торговых опе­раций на взаимовыгодных условиях. Для развития торговли необходимо совершенствование объектов инфраструктуры, что поможет установить свободу передвижения рабочей силы, товаров и информации, главным образом, внутри различных экономических интеграционных объединений на африкан­ском континенте.

Впервые на столь высоком уровне лидеры европейских и африканских государств, как и руководство двух региональ­ных международных организаций, стали стремится к тому, чтобы рассматривать миграцию как позитивный феномен. Был сделан упор на развитие африканских стран, в частности, путём наиболее полной социальной интеграции иммигрантов с одновременным развитием и облегчением их связей с родны­ми странами. Большое внимание стороны уделили внедрению различных форм защиты прав мигрантов, беженцев и лиц в поисках убежища (главным образом, через финансирование африканских стран, принимающих вынужденных мигрантов). Другим немаловажным направлением осталась борьба с не­легальной иммиграцией, в частности, через подписание с аф­риканскими странами соглашений о реадмиссии. Развитием этой линии стало усиление пограничного контроля и борьба с торговлей людьми, особенно женщинами и детьми. При этом обе стороны обязались выделять достаточное финансирование для реализации совместной Трипольской декларации по во­просам миграции и развития 2006 г.

После столь значительной активизации деятельности Европейского Союза на африканском направлении в Аддис- Абебе было открыто его постоянное представительство (2008 г.), спустя более чем тридцать лет после открытия постоянно­го представительства Африканского Союза в Брюсселе (1979 г.). Интересно отметить, что если ЕС открыл своё постоянное представительство, главным образом, ради сохранения гео­политического влияния в регионе и развитии торгово-эконо­мических связей, (что не исключает борьбы с нелегальной миграцией из африканских стран), то АС - ради получения финансовой помощи на развитие, используя миграционную проблему в качестве дополнительного основания к тому.

В ноябре 2010 г. в Триполи, также в рамках второго поколения, прошел третий совместный саммит Африка-ЕС, на котором стороны подтвердили приверженность совмест­ной стратегии, а также приняли план действий на 2011-2013 гг.. Новыми моментами во втором плане действий стали ме­роприятия по углублению региональной и субрегиональной интеграции, в том числе, и через миграцию рабочей силы, увеличение рабочих мест в Африке, а также расширение про­грамм академической мобильности, как в Европе, так и по Аф­рике. Следующий, четвёртый совместный саммит ЕС и Афри­ки намечен на апрель 2014 г. и должен пройти в Брюсселе.

Завершая изложение, отметим, если на континенталь­ном уровне сотрудничество Африки и Евросоюза по вопросам международно-правового регулирования миграции развива­ется, главным образом, в рамках одного из поколений согла­шений: соглашения ЕС со странами АКТ 2000 г. (соглашение Котону), Каирского процесса (перешедшего в партнёрство ЕС и Африки по вопросам миграции, мобильности и занятости) либо Рабатского процесса, - то это не исключает углубленного сотрудничества Евросоюза с отдельными регионами Африки.

По итогам изложенного выше можно сделать вывод

о   нелинейном характере развития сотрудничества Европей­ского Союза и Африканского Союза по вопросам междуна­родно-правового регулирования миграции. В нём можно вы­делить как минимум три генеральные линии сотрудничества, постоянно переплетающиеся между собой и зачастую дубли­рующие друг друга. Тем не менее, эти направления сотрудни­чества прошли некоторые этапы развития, которые в первом приближении можно обозначить как зарождение сотрудни­чества (соглашения Ломе и Котону), перенесение вопросов миграции из области двустороннего сотрудничества на реги­ональный уровень в контексте иных сфер сотрудничества (Ка­ирский процесс), а также выход проблем миграции на первый план региональной повестки дня в качестве самостоятельно значимых (Рабатский процесс и Барселонский процесс).


Международное право





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика