Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Законодательство государств Центральной Азии, касающееся правового статуса региональной безъядерной зоны - ПРАВО СТРАН СНГ
Научные статьи
23.04.14 11:43
Оглавление
Законодательство государств Центральной Азии, касающееся правового статуса региональной безъядерной зоны
ПРАВО СТРАН СНГ
Все страницы

Отдельные направления Семипалатинского договора ре­гулируются также Экологическим кодексом 2007 г., Законами Республики Казахстан «О радиационной безопасности населе­ния» 1998 г., «Об экспортном контроле» 2007 г., «О чрезвычай­ных ситуациях природного и техногенного характера» 1996 г.

В Республике Таджикистан правовой статус региональ­ной безъядерной зоны непосредственно затрагивают такие нормативные акты, как Законы «Об использовании атомной энергии» 2004 г., «О радиационной безопасности» 2003 г., «Об обращении с радиоактивными отходами», «О государствен­ном контроле за экспортом вооружений, военной техники и продукции двойного назначения» 1997 г.

Центральное место среди указанных нормативных актов занимает Закон Республики Таджикистан (РТ) «Об использо­вании атомной энергии» (далее в параграфе Закон Таджики­стана об атомной энергии), одной из основных целей которого является обеспечение режима нераспространения ядерного оружия. Некоторые положения Договора о ЗСЯО в Централь­ной Азии нашли отражение в данном нормативном акте. Так, одним из принципов правового регулирования в области ис­пользования атомной энергии является запрет на захоронение радиоактивных отходов других государств. Нормы статей 13 и 14 Закона содержат требования физической защиты ядерных материалов; его статья 15 предусматривает необходимость учёта и контроля ядерных материалов. Вместе с тем, ряд определений и терминов (эксплуатирующая организация, ядерная установка) нуждается в уточнении, а некоторые важные с точ­ки зрения достижения целей Семипалатинского договора по­нятия (ядерные материалы, ядерная физическая безопасность, перевозка ядерных материалов, радиационная установка) не­определенны вообще.

На наш взгляд, особо необходимо уточнение понятия «ядерная установка», так как под это понятие подпадает ши­рокий ряд объектов использования атомной энергии - ура­новые рудники, предприятия по добыче и переработке руды. Также целесообразно ввести в Закон определения разных эта­пов жизненного цикла ядерных установок и конкретизировать требования государства к обеспечению безопасности на этих этапах.

Устранение указанных пробелов приведёт, с нашей точки зрения, к дальнейшему совершенствованию законодательной базы в правовом регулировании общественных отношений, связанных с использованием атомной энергии и нераспро­странением ядерного оружия в Республике Таджикистан.

Республика Туркменистан, исходя из своего нейтрально­го статуса, основанного на резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Постоянный нейтралитет Туркменистана» от 1995 г. и статье 6 Конституции страны, приняла на национальном уров­не важные законодательные акты, касающиеся нераспростра­нения оружия массового уничтожения и укрепления режима безъядерной зоны в центрально-азиатском регионе. Так, Кон­ституционный закон «О постоянном нейтралитете Туркмени­стана» 1995 г. в статье 6 провозглашает отказ государства от владения, производства, хранения, транспортировки всех ти­пов оружия массового поражения, новых видов и технологий их производства.

Положения Семипалатинского договора нашли отраже­ние в принятом в 2009 г. Законе Республики Туркменистан «О радиационной безопасности», статья 12 которого запрещает ввоз в республику ядерных и радиоактивных отходов в целях их хранения и захоронения. Тем не менее, нормативная база Республики Туркменистан, на наш взгляд, не отвечает в пол­ной мере принципам и целям ЗСЯО в Центральной Азии. В виду этого, Туркменистану следует принять ряд законодатель­ных актов в области нераспространения ядерного оружия. В частности, принятие закона об атомной энергии позволит конкретизировать обязательства Туркменистана, принятые в рамках ЗСЯО, на национальном уровне.

Национальное законодательство Узбекистана, касающее­ся правового статуса региональной ЗСЯО, включает два нор­мативных акта: Закон «О радиационной безопасности» 2000 г. и Закон «Об экспортном контроле» 2004 г. В соответствии со статьей 1 Закона «Об экспортном контроле», основной задачей данного нормативного акта является выполнение междуна­родных обязательств Узбекистана в области нераспростране­ния оружия массового поражения и иных видов вооружений путём осуществления экспортного контроля.

Основной задачей экспортного контроля является пре­дотвращение распространения оружия массового поражения, обеспечение международной и национальной безопасности, создание надежных условий для стабильного развития Узбеки­стана, надлежащего исполнения обязательств, вытекающих из международных договоров и конвенций, в том числе и Семи­палатинского договора. Законом предусматривается установ­ление разрешительного порядка вывоза объектов экспортного контроля, к которым отнесены товары, оборудование, работы, результаты интеллектуальной деятельности, способные в силу своих свойств и особенностей быть использованными при производстве атомного оружия.

Закон Узбекистана «О радиационной безопасности», имея своей целью регулирование отношений, связанных с обеспечением охраны жизни, здоровья и окружающей среды, содержит нормы о захоронении ядерных и радиоактивных от­ходов, что имеет непосредственное отношение к реализации целей Договора о ЗСЯО в Центральной Азии. Так, в соответ­ствии со статьёй 21 данного закона при захоронении радио­активных отходов должна быть обеспечена их изоляция от окружающей среды. Очевидно, что данные нормативные акты недостаточны для полного осуществления положений Семипалатинского договора. В связи с этим, представляется необходимым принятие закона об атомной энергии в целях эффективного претворения в жизнь Соглашения о безъядер­ной зоне в Центральной Азии.

В Республике Киргизия правовые нормы, в той или иной степени, затрагивающие юридический статус ЗСЯО в Цен­тральной Азии, содержатся в Законах «Об экспортном кон­троле» 2003 г., «О недопущении экспорта оружия массового уничтожения» 2002 г., «О радиационной безопасности населе­ния» 2003 г.

Закон «Об экспортном контроле» устанавливает прин­ципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственного управления и участников внешнеэкономической деятельности в области экспортного контроля, а также определяет их права, обязан­ности и ответственность в этой области. В соответствии со ста­тьёй данного закона, одной из целей экспортного контроля является реализация требований международных договоров в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, что свидетельствует о непосредственной связи с Семипалатинским договором. Закон о недопущении экспорта ОМП, а также исходных материалов, сырья и обору­дования для его изготовления призван регулировать механиз­мы участия Киргизии в системе контроля над недопущением экспорта ОМП. В законе также учтена опасность транзита за­прещённых компонентов.

Учитывая тот факт, что в Киргизии, как и в других госу­дарствах Центральной Азии, имеются серьёзные природные последствия, связанные с деятельностью ядерного топлива при производстве ядерного оружия, важную роль играет За­кон «О радиационной безопасности населения». Вместе с тем, принятие закона об атомной энергии в Киргизии, на наш взгляд, также значительно повысит эффективность реализа­ции положений Семипалатинского договора.

Таким образом, проведённый нами правовой анализ де­монстрирует различные направления нормативно-правового развития государств-участников Договора о ЗСЯО в Централь­ной Азии, а также разнообразие принимаемых ими мер в це­лях повышения эффективности реализации норм данного со­глашения в национальном законодательстве.

В соответствии с вышеизложенной нашей позицией, счи­таем целесообразным:

1)    Внести в Закон Республики Казахстан «Об использова­нии атомной энергии» изменения, в целях уточнения понятия «захоронение радиоактивных отходов»;

2)    Конкретизировать понятие «ядерная установка» в зако­нодательстве Таджикистана об атомной энергии;

3)    Принять в республиках Туркменистан, Узбекистан и Киргизия нормативные акты в области нераспространения ядерного оружия, в частности, законы об атомной энергии.

Представляется, что реализация вышеперечисленных мер могла бы способствовать должному обеспечению между­народных обязательств государств-участников Семипалатин­ского договора в рамках региональной безъядерной зоны и, соответственно, нормальному взаимодействию международ­ных норм в данной области с нормами национальных законо­дательств государств Центральной Азии.



Право стран СНГ



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика