Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Проблемы правового воспитания и формирование гражданственности в дореволюционной России
Научные статьи
23.04.14 12:27
Оглавление
Проблемы правового воспитания и формирование гражданственности в дореволюционной России
дореволюционный период
Все страницы

вернуться

Проблемы правового воспитания и формирование гражданственности в дореволюционной России


Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4

В современный период реформирования общественных отношений, формирования правового государства и граж­данского общества, правовое воспитание становится неотъем­лемым атрибутом осуществляемых реформ, гарантом успеха государственно-правового строительства в Российской Феде­рации. Необходимо признать, что в современной России еще нет окончательно сформированной системы правового вос­питания, что негативно сказывается на политической и право­вой жизни страны. В этих кризисных условиях наблюдается рост числа преступлений и других правонарушений, в основе которых лежит не только сложная экономическая ситуация, падение нравов в обществе, но и, во многом, низкий уровень правового воспитания населения.

Правосознание большинства россиян, в особенности мо­лодежи, было сформировано в момент политического, эко­номического и правового кризиса. По оценке В.В. Лазарева на наше время пришелся пик российского правового нигилизма. Отсутствие правового воспитания и его деформация в кризисные моменты развития российского общества повлек­ли за собой множество проблем ценностного и правового ха­рактера, без решения которых невозможно выйти на новый, более качественный уровень развития.

Возрастание роли гражданского общества в России, новые геополитические реалии определяют заказ системе образова­ния на формирование социально ориентированного поколения россиян. В связи с этим необходимо глубокое теоретическое осмысление проблемы правового воспитания подрастающего поколения, целенаправленная работа по определению и реали­зации условий для его гражданского становления. Как справед­ливо отмечает Р.В. Нигматуллин, в результате преобразований должен значительно расшириться круг граждан России, вовле­каемых в активную политическую жизнь страны.

В этой связи представляет научный интерес взаимодей­ствие понятий «правовое воспитание» и «гражданское воспи­тание». Существуют разные точки зрения к пониманию этих понятий. Так, профессор В.Г. Рындак пишет, что «центральная идея гражданского воспитания - определение места и роли человека в современном государстве, его возможностей как активного участника гражданских процессов, умеющего само­стоятельно и осознанно их оценивать».

Вызывает обоснованный интерес идеология и организа­ция правового воспитания в дореволюционной России. Оно рассматривалось именно с позиции гражданского воспитания, формирования гражданственности у личности. Однако, эта точка зрения на наш взгляд не совсем верная, поскольку право­вое воспитание является частью гражданского воспитания, ко­торое включает в себя помимо уважения к праву, формирова­ние правовой культуры, уважение к собственному народу, его истории, включает в себя патриотическое воспитание. В тоже время, именно в рамках воспитания гражданственности право­вое воспитание реализуется в наиболее полной мере, поскольку строится на многих факторах. Уважение к собственной стране, ее традициям, устоям в наибольшей степени дают возможность для формирования уважения к законам, праву, правовой систе­ме государства.

Дореволюционное государство ставило своей целью вос­питание законопослушных верноподданных, в связи с чем в учебных учреждениях вводились специальные курсы по пре­подаванию правовых дисциплин. Так, еще в конце XVII века в школах начали преподаваться специальные курсы моральных и политических наук и законоведения. Курсы законоведения преподавались не только в гимназиях, в которых обучались дворянские дети, но и во всех государственных школах.

Во второй половине ХУШ в. указом императрицы Елизаве­ты Петровны учреждается Московский университет. В соответ­ствии с планом были образованы три факультета: философский, юридический и медицинский. По примеру европейских госу­дарств первым необходимым факультетом был назван юриди­ческий. Однако научное изучение российского законодательства с трудом приживалось в его стенах; сказывались установки на «приказное» изучение законов, а также состояние источников и общий уровень просвещенности в стране.

В 1783 году по указу императрицы Екатерины II было из­дано специальное учебное пособие «О должностях человека и гражданина», которое предназначалось для слушателей училищ. Данный курс предполагал изучение действующего за­конодательства, истории права, а также основных принципов становления правовой системы государства.

Важным моментом является тот факт, что изучение зако­нов было частью морального воспитания слушателей, то есть, на государственном уровне была внедрена доктрина, согласно которой истинный гражданин, служитель императрицы дол­жен не просто знать законы своего государства, но и быть за­конопослушным.

Местом подготовки императорских кадров являлся Цар­скосельский — Императорский Александровский лицей. Как учебное заведение лицей соединил в качестве своеобразного «непрерывного образования» основное содержание гимнази­ческого и университетского курсов.

В результате проведенных преобразований было поло­жено начало создания системы нормативных актов, в которой отражались правовые основы просвещения населения. Были четко определены цели, задачи и основы содержания обуче­ния детей вне зависимости от сословной принадлежности, созданы условия для развития правового воспитания в госу­дарстве.

Важной является направленность всего гражданского вос­питания на достижение целей государства по обеспечению жизни людей, что, в конечном итоге, переплетается с целями правового воспитания. Интересным представляется мнение министра народного просвещения С.С. Уварова, который, об­ращаясь к Николаю I писал: «В царствовании Вашего Величе­ства главная задача по министерству народного просвещения в том, чтобы усвоить развитие умов потребностям государства, обеспечить, сколько дано человеческому размышлению, бу­дущее в настоящем». Мы видим, что цели и гражданского и правового воспитания во многом схожи. Прежде всего, речь идет об обеспечении функциональной деятельности самого государства, регулировании отношений внутри него. Одна­ко, в достижении этих целей существуют различия. Если при формировании гражданственности у индивидуума допускает­ся нарушение закона при отсутствии в нем общественной по­лезности, то при формировании правосознания и правовой культуры данное допущение отсутствует.

Воспитание гражданственности в дореволюционной Рос­сии было основано, прежде всего, на нравственном воспитании человека. В частности, А.Н. Радищев утверждает, что понятие гражданин характеризует человека честного, благородного и благонравного. Аналогичного мнения придерживается обще­ственный деятель, просветитель-публицист, философ и поэт России И.П. Пнин, который считает, что гражданином, в пер­вую очередь, является нравственный человек, который «свято исполняет все должности, на него возлагаемые». В этом кон­тексте, правовое воспитание личности в дореволюционный период не рассматривается как самостоятельное направление воспитания, а исследуется в рамках нравственного воспита­ния человека. Вышеуказанная позиция вполне оправдана, поскольку именно нравственные качества человека дают воз­можность повысить уровень его правосознания и правовой культуры. Такого рода человек, например, не будет совершать преступление не только потому, что оно наказуемо государ­ством, а потому что он понимает безнравственность этого по­ступка, уровень и степень его общественной опасности. Право­вое воспитание без нравственного воспитания и воспитания гражданственности будет носить ограниченный характер и не позволит достичь главных целей.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика