Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Проблемы правового воспитания и формирование гражданственности в дореволюционной России - дореволюционный период
Научные статьи
23.04.14 12:27
Оглавление
Проблемы правового воспитания и формирование гражданственности в дореволюционной России
дореволюционный период
Все страницы

Стоит отметить, что важной особенностью досоветского периода истории России является дифференциация воспита­ния по половому признаку. Причем, настоящее правило ка­салось не только воспитания как такового, в педагогическом смысле, но и воспитания гражданственности. Эта позиция может быть объяснена тем, что женщины в дореволюцион­ный период не принимали столь активного участия в по­литической и правовой сферах жизни страны. Воспитание гражданственности в отношении женщины рассматривалось лишь с точки зрения ее функции как матери. Так, например, русский публицист и литературный критик Н.В. Шелгунов писал: «будьте чем хотите - докторами, акушерами..., но, прежде всего, будьте людьми, женщинами; готовьтесь быть матерями. Я говорю о женщине-матери не в узком смысле на­седки, высиживающей цыплят, а как о женщине-гражданке, проникнутой идеями высшего порядка, понимающей связь семьи с обществом. и воспитывающей своих детей для этого общежития». Мы видим, что Н.В. Шелгунов видит призвание женщины как гражданки в воспитании будущего поколения. Однако, на наш взгляд, это суждение является спорным, по­скольку автор рассматривает женщину только как мать, но при этом требует, чтобы данная женщина воспитывала у своих детей гражданственность, патриотизм. Осуществление обязанности возможно только при условии наличии вышеу­помянутой гражданственности у самой женщины, что говорит о необходимости воспитания в ней самой гражданина, соот­ветственно, воспитание гражданственности должно осущест­вляться и в отношении женщин. В этом противоречие теории, выдвинутой Н.В. Шелгуновым, отрицающим необходимость гражданского воспитания самой женщины, при этом требу­ющим от нее воспитание гражданственности в собственных детях.

Общественный деятель XVIII века Н.И. Новиков вообще не видит никакого смысла в воспитании гражданских чувств у женщины, поскольку оно не является неотъемлемым атрибу­том ее жизни. Он пишет: «Делайте героев и приятных людей, ибо и те, и другие редки, а в том вы сами виноваты. Будьте нежны, скромны, приветливы, веселы и просты; общество будет прекрасным, а государство процветающим»9. То есть, автор вообще не видит смысла в воспитании женщины как гражданки государства, говоря о ней, лишь как об украшении общества.

Один из величайших врачей и педагогов Н.И. Пирогов, в свою очередь, говорил о том, что «женщины в управлении многих общественных учреждений более одарены способно­стями, чем мужчины», однако, видел роль женщины в вос­питании детей и поддержке мужа в его начинаниях.

Анализируя вышеуказанное, мы видим, что в дореволю­ционной России наблюдается дифференцированный подход к воспитанию гражданственности женщин и мужчин, то есть, идеальные черты гражданина были гендерно дифференциро­ваны, что, на наш взгляд, является не правильным, но истори­чески обусловленным.

Что касается связи воспитания гражданственности и правового воспитания в дореволюционной России, то в этом случае среди ученых нет единого мнения. Одни утвержда­ют, что право вторично по отношению к благу для человека, другие говорят о том, что закон превыше всего. В частности, Д.И. Фонвизин писал, что «истинное право есть то, за благо признано рассудком и которое, следственно, производит не­которое внутреннее чувство, обязывающее повиноваться нас добровольно». Писатель делает различие между граждан­ской позицией и важностью закона, говоря о том, что закон должен быть признан благом, при этом остается открытым во­прос: должен ли гражданин подчинятся закону в случае, если закон не соответствует убеждениям гражданина, воспринима­емым им как благо для общества. Таким образом, гражданская позиция человека ставится выше права и закона.

Данная проблема стала предметом обсуждения в на­учной и культурной среде. Так, А.Н. Радищев считал, что за­кон должен быть общественно полезным, а если таковым не является, то его соблюдение не должно носить обязательный характер. По нашему мнению, позиция мыслителя является неправомерной, поскольку тут он не рассматривает отрица­тельные последствия несоблюдения закона, которые приводят к нарушениям общественного порядка, а при тотальном неис­полнении могут привести к хаосу.

Аналогичная точка зрения высказывалась и В.С. Соловье­вым, который отмечал, что «частный и общий интерес, кото­рые отражены в праве, нуждаются не только в поддержании своего существования, или в сохранении данного обществен­ного состояния, но и в его усовершенствовании». Философ призывал гражданина поступать «по совести и только по со­вести».

Следовательно, мы видим, что целью правового воспи­тания в дореволюционный период в контексте воспитания гражданственности является построение таких законов и норм права, которые бы соответствовали существующей необходи­мости и были справедливыми с точки зрения нравственности.

В дореволюционный период возникла потребность в но­вых ориентирах гражданского воспитания, новых подходах к формированию государственной идеологии. Неоднократно указывалось на необходимость, а так же на некоторые недо­статки и особенности политического и правового просвеще­ния, патриотического воспитания российской молодежи. В частности, Е.Р. Дашкова, критикуя воспитательные традиции прошлого, отмечала: «Сие воспитание едва воспитанием на­зываться может: ибо должность гражданина и право есте­ственное юношеству было неизвестно».

Каждое историческое исследование несет в себе цен­ность для нынешнего дня лишь тогда, когда из фактов, из­ложенных и проанализированных в нем, можно сделать по­лезные заключения. Так, например, необходимо отметить, что правовое воспитание, развиваясь в российском истори­ческом пространстве, оказывает свое влияние на развитие системы образования. На протяжении длительного исто­рического периода в России развивалось образовательное законодательство, которое закрепляло имеющиеся нормы права. Традиции этого законодательства должны учиты­ваться в современном правовом обеспечении образователь­ной системы.

В дореволюционной России правовое воспитание, хотя и осуществлялось в рамках воспитания гражданственности, оно все же имело свои особые цели, и было основано на соот­ветствующих достижениях в области педагогики. Кроме того, изучение законов и формирование законопослушной лично­сти являлось частью государственной политики, что говорит о важности правового воспитания не только для гражданина, но и для общества и государства в целом.

Дореволюционный период истории России является важным для процесса формирования правового сознания граждан. На данном этапе становится понятным, что в Рос­сии право не будет ставиться выше иных человеческих цен­ностей, выше моральных норм. К.С. Аксаков таким образом характеризует русскую «философию права»: «Россия никогда не обоготворяла права, никогда не верила в его совершенство, совершенства от него не требовала», она «смотрела на него как на дело второстепенное, считая первостепенным делом веру и спасение души».

В современном российском обществе правовое воспита­ние приобретает все более важное общегосударственное зна­чение, так как от правовой воспитанности граждан в прямой зависимости находится успех всестороннего реформирования общества, что становится особенно важным для претворения в жизнь идеи правового государства. Стоит отметить, что на се­годняшний день, правоведам удалось сформулировать основ­ные элементы правового воспитания, его цели, задачи и мето­ды, определить его сущность и содержание. Однако, несмотря на такую разработанность, мы до сих пор не можем говорить о наличии у нас в стране общеконцептуальной теории право­вого воспитания. Нет единых подходов, разработок. Данные процессы можно связать с переходом государства на новый уровень развития, формированием новых политических и правовых формаций, выходом на международные стандарты, разрушением существующей правовой системы. Однако, на наш взгляд, корни проблемы значительно глубже. Правовое воспитание является частью воспитания как такового, а в по­следнее время в России наблюдается резкое ухудшение всей об­разовательной и воспитательной системы. Государство до сих пор не определило единые стандарты образования не только по правовым, а по всем необходимым дисциплинам, внутри которых наблюдается противоречие. Кроме того, государство находится на той стадии развития, когда вопросы воспитания молодого поколения, к сожалению, не всегда рассматривают­ся как первоочередные. С таким подходом нельзя согласиться, поскольку именно воспитание и образование нынешнего по­коления являются залогом будущего развития страны во всех сферах. Такое понимание проблемы должно охватить все слои населения, а не только высшие эшелоны государства.

Правовоспитательная деятельность необходима не толь­ко для правовой социализации личности, ее приобщения к правовой жизни, но и для того, чтобы люди смогли реализовать свои гражданские качества, проявить активность в про­цессе взаимодействия с другими субъектами общества.

/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика