Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Формы правового регулирования морской торговли в Российской империи
Научные статьи
23.04.14 12:38
Оглавление
Формы правового регулирования морской торговли в Российской империи
морское право
Все страницы

вернуться

Проблемы правового воспитания и формирование гражданственности в дореволюционной России


Реализация внешней торговли и международных эконо­мических связей Российской Федерации в прошлом и в насто­ящее время осуществляется с помощью морского транспорта. Объем морских перевозок грузов составляет более половины объема внешнеторгового грузооборота страны и продолжает расти. Динамика развития торгового мореплавания обуслав­ливает необходимость подробного исследования его правово­го регулирования, рассмотрения и истолкования особенностей такого регулирования. Выявление особенностей правового ре­гулирования торгового мореплавания целесообразно начать с ретроспективного анализа законодательства России.

Источниками морского торгового права в Российской империи выступали законодательные акты, международные договоры, обычаи, судебная практика, а частично, в отноше­нии морского страхования, допускалось применение «правил, принятых другими государствами».

Первоначально морские торговые обычаи выступали ос­новным источником морского торгового права. С течением времени морские обычаи закреплялись как в международ­ных нормативно-правовых актах, так и в законодательстве от­дельных государств, теряя свой статус. В Российской империи обычаи признавались источником права, хотя их применение обуславливалось наличием пробела в действовавшем законо­дательстве (ст. 1 Устава торгового в ред. 1903 г., п. 4 ст. 139, ст. 333 Устава судопроизводства Коммерческих судов от 14 мая 1832 г.; п. 1 ст. 148, 327 Устава гражданского судопроизводства). Законодательство Российской империи признавало правила, сложившиеся в течение столетий в виде обычаев, действующи­ми правовыми нормами. Каждое судно во время пребывания в иностранном порту обязано было соблюдать законы и прави­ла, а также распоряжения властей прибрежного государства, в том числе и обычаи морских торговых портов, сведениями о которых капитана снабжал российский консул в каждом порту. Обычаи портов даже одной страны отличались в силу специфики географического положения, специализации пор­та, масштабов его деятельности и иных факторов. Изучение морских торговых обычаев носило фрагментарных характер, было сопряжено с рядом трудностей. В силу того, что обычай применялся при столкновении интересов участников торгово­го оборота в суде, обосновывающих обычаем свои притязания, доступными для изучения являлись лишь обычаи, отражен­ные в судебных решениях. Однако далеко не все из применя­емых обычаев всплывали в судебных спорах. Профессором Д. Мейером в статье «Юридические исследования относительно торгового быта Одессы» приводились ставшие ему извест­ными морские обычаи, применявшиеся в Одесском порту. В XVIII в. графу П.И. Шувалову были отданы на откуп беломор­ские морские промыслы. Вступление во владение граф начал с того, что попросил мезенских мореходов сообщить ему за­коны, которые были известны каждому промышленнику севе­ра и касались условий артельных морских промыслов, дележа добычи, перевозки грузов и оказания помощи погибающим в море. Представленный поморцами документ был переписан в Архангельске ученым Российской академии наук Н.Я. Озер- цовским, после чего стал достоянием морской общественно­сти под названием Морского устава Беломорья. Устав Бело- морья большей частью устанавливал распределение добычи от котляных или артельных промыслов. Котляною назывался промысел, «когда случится промышлять многим судам вме­сте», при котором добыча делилась полюдно. Но встречались и правила, касавшиеся обязанностей экипажа по отношению к капитану (кормщику), о спасании людей и имущества (до­бычи, снастей) с разбитых судов. В заключении Устава указы­валось, что в нем «о некоторых морских случаев не упомянуто, как для того, что сочинение с поспешностью было делано, так и для того, что случаи, какие на море приключиться могут, не все известны. Море непостоянно, что впредь на нем может сде­латься, то наперед показать не можно».

Морская торговля, как один из древнейших разделов морского права, всегда привлекала внимание законодателей различных государств. На Руси положения, касавшиеся мор­ской торговли, закреплялись фрагментарно, в отдельных меж­дународных договорах. Географическое расположение Древ­ней Руси, через территорию которой проходили торговые пути, связывавшие Европу с Азией, а также «путь из варяг в греки», способствовало развитию внешней торговли, осущест­влявшейся, большей частью, посредством торгового морепла­вания. Соответственно, появились и первые источники права, призванные урегулировать наиболее остро стоявшие вопросы морского торгового права. Такими источниками стали Дого­вор Русских с Греками при князе Олеге 911 г. и Договор Рус­ских с Греками при князе Игоре 945 г., затрагивавшие, в том числе, торговое мореплавание. В частности, регулировалось оказание помощи при кораблекрушении, устанавливалась обязанность русских оказывать содействие греческим судам, например, проводить их в опасных местах, деньги, выручен­ные от продажи греческого судна, потерпевшего крушение, отправлять в Грецию и др.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика