Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Права человека в процессе конституционной модернизации России как объект правового мониторинга (экспертизы) - конституционная реформа
Научные статьи
23.04.14 12:57
Оглавление
Права человека в процессе конституционной модернизации России как объект правового мониторинга (экспертизы)
конституционная реформа
Все страницы


Вместе с тем, следует отметить, что права человека в пе­риод конституционной реформы, едва ли освещены полно и всесторонне в отечественной научной литературе. Проблемы теоретического исследования конституционных реформ не привлекли пока еще должного внимания представителей от­ечественной юридической науки. С сожалением приходится констатировать, что в настоящее время в отечественной ли­тературе имеет место быть лишь одна специальная моногра­фии, посвященной теме прав человека и гражданина в про­ектах Конституции РФ.

Отдельно стоит отметить монографическое исследование И.В. Шешениной. Оно подготовлено на основе диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, с авторефератом которого автор знакомился в ходе своего ис­следования.

Несмотря на очевидные достижения отечественной на­уки, тема исследования все же представляется изученной не­достаточно. Как показал анализ, основное внимание ученых привлекают иные проблемы, как правило, лишь отчасти со­прикасающиеся с той, что обозначена в названии настоящей статьи.

Методика мониторинга представлена двумя уровнями, которые взаимосвязаны, поскольку обусловлены друг другом.

Первый уровень в методике осуществления экспертизы ак­туализирован тем, что в современной юридической науке замет­но возросла роль концептуального мышления и широких соци­альных обобщений,а рациональная методология перешла на стадию рассуждений, обусловленных выдвижением Человека в качестве центральной проблемы. Экспертная работа в отношении такого объекта как права человека в процессе конституционной модернизации период с 1990 до 1993 г. опирается, во-первых, на положения непозитивистского типа правопонимания и понима­ния государства, в рамках которого реализуется либерально-демо­кратическая модель прав человека и гражданина как наиболее ин­вариантная в условиях современного развития глобального мира. К числу таковых относится либертарная юридическая теория, разработанная В.С. Нерсесянцем и его школой (Н.В. Варламова, В.В. Лапаева, В.А. Четвернин и др.). К числу авторов, внесших свой посильный вклад в развитие данного направления доктринально­го мировоззрения в рамках науки конституционного права отно­сятся Ф.М. Рудинский, Эбзеев Б.С., И.В. Шишенина. С.А. Бурьянов, Ю.В. Гаврилова, В.В. Комарова.

Данная интерпретация государственно-правовой реальности дополнена также восприятием сущности права как системного явления в рамках социологической школы права, включающего в себя нормы, правовые отношения и ценности (Г.В. Мальцев) и персоноцентристской методологией, суть которой состоит в чело- векоцентризме (В.М. Шафиров, ИЛ. Честнов).

Таким образом, в экспертизе используется один из вари­антов интегративного объяснения феномена прав человека в системе конституционного реформирования в России (в про­ектах Конституции РФ 1993г.).

Второй уровень в методике мониторинга представлен сово­купность приемов, способов и познавательных установок, кото­рые известны современному научному поиску и которые были приспособлены применительно к специфике изучаемого объ­екта - общественным отношениям по конституционной модер­низации в России и утверждению либерально-демократической концепции прав человека и гражданина в период 1990-1993 гг.

Основным методом познания стал диалектический ме­тод, предполагающий исследование объекта в развитии. При­менительно к настоящему исследованию диалектический метод способствовал в установлении основных этапов консти­туционной реформы, их качественного отличия друг от друга по содержанию и др.

Для объяснения отдельных аспектов объекта исследования применялись такие логические приемы как анализ, синтез, аб­страгирование, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, системно-структурный и др.

Были применены также методы частноправовые (сравни­тельного правоведения, историко-правовой, цивилизацион­но-правовой и т.п.).

Особое внимание было уделено формально-юридическо­му методу, который использовался при работе с международ­ными актами в сфере прав человека и нормативными право­выми актами РФ.

Перечисленные и иные методы и подходы в комплексе позволили исследовать объект целостно и всесторонне, вы­явить основные закономерности и осуществить необходимые обобщения с целью полного и всестороннего раскрытия темы.

В ходе исследования сочетались специально юридические понятия с категориальным аппаратом философии и социоло­гии, политологии, поскольку они позволяют четче раскрыть истинный смысл того или иного аспекта объекта мониторинга.

Реализованная научная экспертиза прав человека в про­цессе конституционной модернизации в период конституци­онной реформы 1990-1993 гг. позволяет обоснованно сделать следующие обобщения.

      конституционная реформа, в рамках которой произо­шло конституционно-правовое закрепление прав и свобод человека и гражданина, происходила нелинейно. Она носила сложный и противоречивый характер. Среди обусловивших ее причин выявлены следующие: социально-экономические, идеологические (мировоззренческие) и политико-правовые;

      анализ показал и позволяет аргументированно утверж­дать, что конституционная реформа в своем развитии прошла четыре этапа. Первый этап с июня 1990 г., то есть с момента образования Конституционной комиссии, до октября 1991 г. Второй - с октября 1991 г. до апреля 1992 г. Третий этап с мая 1992 г. до апреля 1993 г. И четвертый, завершающий, этап с апреля 1993 г. до принятия Конституции РФ.

      каждый из этапов разворачивался в контексте меняю­щегося социального контекста и в силу этого характеризуется особенностями содержания, т.е. деятельностью государствен­ных органов, политических партий, общественных организа­ций по участию в выработке проекта Конституции РФ.

      историко-правовой анализ убеждает в том, что значи­тельное влияние на закрепление содержания прав и свобод человека и гражданина в конституционных проектах, особен­но проекта Конституционной комиссии, оказала Российская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г.;

      конституционная реформа носила плюралистический и вариативный характер, т.е. она была отмечена тем, что было представлено несколько проектов Конституции. В них отра­жены были и закреплялись различные модели прав человека, адекватные мировоззренческим установкам по проблеме прав человека. Тем не менее, официальные проекты исходили из единой либерально-демократической доктрины;

      сравнительно-правовой анализ прав человека и гражда­нина в проектах Конституции позволяет утверждать, что не­которые проекты были основаны на международных стандар­тах прав человека, принципах российской Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г.;

      использование операционного ресурса общеправового конструкта «правовой статус личности» позволил дать оценку различных концепций прав человека в конституционных про­ектах периода конституционной модернизации с позиций их социальной обусловленности и гуманистического содержа­ния, а также выявить достоинства и недостатки действующей Конституции;

      плюралистичность и вариативность конституционной реформы имели исключительно практическое значение, по­скольку представленные Конституционные проекты оказали существенное влияние на формирование принципов прав че­ловека и гражданина, нашедших свое формальное закрепле­ние в Конституции РФ 1993 г.;

К достоинствам проекта, одобренного Конституционным совещанием и предложенного на референдум 12 декабря 1993 г. отнесено то, что, впервые гражданские (личные) права челове­ка поставлены на первый план; был закреплен целый ряд прав, которых ранее не было в советских конституциях или они суще­ствовали, но не были юридически гарантированы. К их числу относятся: право на жизнь (ст. 20); право на достоинство и право на свободу от пыток (ст. 21); право определять свою националь­ность (ст. 26); право на информацию (ст. 29); право на свободу передвижения (ст. 27); право частной собственности (ст. 35) и предпринимательства (ст. 34); отмена принудительного труда (ст. 37); право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48); права потерпевших от преступлений (ст. 52); Конституция РФ ввела пост Уполномоченного по правам чело­века и провозгласила Президента гарантом Конституции РФ и прав и свобод человека и гражданина (ст. 80);

К недостаткам этого проекта относится то, что: принижены социальные, экономические и культурные права. Это выражено, в частности, в отсутствии права на труд, поскольку закреплена только свобода труда, а это противоречит Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах и рос­сийской Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г.; материальные гарантии, которые были записаны в советских конституциях, были исключены из проекта Конституции РФ, одобренном Конституционным совещанием; Конституция РФ по существу легализовала безработицу. Это выразилось в том, что часть 3 статьи 37 закрепляет право на защиту от безработицы. Та­ким образом, государство обеспечивает только право на защиту от нее; было легализовано вымывание бесплатного образования, а бесплатные учебники в школах, о которых было сказано в Кон­ституции РСФСР 1978 г., исключены; право частной собственно­сти и право предпринимательства были сформулированы таким образом, что они фактически легализовали приватизацию, что, в свою очередь, связано с обнищанием значительной части насе­ления и криминализацией общества. Таким образом, Конститу­ция РФ закрепила курс на ускорение проведения «гайдаровских» реформ, которые оказались несостоятельными. Конституция РФ провозгласила охрану собственности законом вне зависимости от способов ее приобретения, и, тем самым, Конституция РФ ухудшила состояние прав человека и гражданина в России.

В заключении, подводя итог изложенному выше, отме­тим следующее.

К главной цели мониторинга относят создание эффектив­ного механизма правотворчества и реализации его результа­тов, адекватно отражающих общественные потребности как в процессе правотворческой, так и правоприменительной дея­тельности (законодательному обеспечению государственной политики; подзаконного правотворчества;правоприменитель- ной деятельности; осуществления правосудия). С учетом этого указанные достоинства и недостатки, выявленные в отношении моделей прав человека периода конституционной модерниза­ции начала 90-х гг., могут быть учтены в дальнейшей работе по совершенствованию всего спектра проблем, современного практического конституционализма.



конституционное право





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика